Совершенствование организации труда на основе использования Достижений науки, техники и передового опыта называют научной организацией труда.
Задачи научной организации труда состоят в повышении произвол дительности труда, превращении труда в первую жизненную потребность человека.
Главными направлениями совершенствования организации труда являются:
— улучшение условий труда: механизация тяжелых и трудоемких работ, создание санитарно-гигиенических и безопасных условий работы, введение рациональных режимов труда и отдыха;
— улучшение организации рабочих мест и производственных участков, планомерное обслуживание их, обеспечение необходимыми инструментами и материалами;
— внедрение передовых приемов и методов труда, изучение и распространение передового опыта;
— разработка рационального трудового процесса, соответствующего состоянию техники и технологии производства на данном предприятии;
— повышение культурно-технического уровня работающих;
— совершенствование материального и морального стимулирования;
— укрепление производственной дисциплины;
— развитие социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду.
Рабочее место представляет собой участок площади, занимаемой рабочим или бригадой рабочих, соответствующим образом оборудованный и оснащенный для выполнения работы. Оно должно быть обеспечено всем необходимым для бесперебойного выполнения производственного задания, а трудовые процессы должны протекать в строгом соответствии с принятой технологией и организацией работ.
Об оснащении рабочего места слесаря, занятого техническим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля, рассказано выше.
В передовых автотранспортных предприятиях рабочие места снабжают технологическими картами, которые содержат: перечень операций в технологической последовательности, выполняемых данным рабочим, перечень оборудования и инструментов, указания о месте выполнения работы (сверху, снизу, сбоку автомобиля), количестве одновременных мест обслуживания, норму времени и технические условия.
Предусматривается связь рабочих мест с мастером, помощником мастера и работниками вспомогательных служб, а также доставка запасных частей и агрегатов (в ремонт и из ремонта) непосредственно на рабочее место. Этими мероприятиями сокращаются потери времени на хождение за запасными частями, инструментами, в поисках мастера и т. д.
Рабочие, занятые техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, могут входить в специализированную или комплексную бригаду.
Специализированные бригады (бригада ТО-1, бригада ТО-2, бригада текущего ремонта) выполняют работы по отдельным видам технического обслуживания или текущий ремонт автомобилей и создаются при наличии в автотранспортном предприятии специализированных постов или линий по видам технического обслуживания и значительном количестве однотипных автомобилей. Бригады состоят и3 рабочих различных профессий и квалификации в зависимости от установленного объема работ. В бригады по ежедневному обслуживанию входят мойщики, а в пассажирских автотранспортных предприятиях и уборщики.
В состав бригады по первому техническому обслуживанию входят слесари-ремонтники, смазчики и регулировщики, а по второму техническому обслуживанию, кроме того, электрики. Аккумуляторщики, слесари по ремонту топливной аппаратуры и рабочие других специальностей, не входя в состав специализированной бригады, прикрепляются к ней для выполнения работ, входящих в ТО-2.
Бригада по текущему ремонту состоит из слесарей-ремонтников. Для выполнения других работ к ней прикрепляют регулировщиков, электриков, жестянщиков, сварщиков, маляров и рабочих других специальностей.
В специализированных бригадах осуществляется разделение труда — каждый рабочий выполняет определенные операции, что обеспечивает высокую производительность труда и способствует повышению качества выполняемых работ. При специализированных бригадах создаются предпосылки для централизованной системы управления техническим обслуживанием.
Комплексные бригады создаются в небольших автотранспортных предприятиях и когда отсутствуют необходимые посты. Такие бригады обслуживают все или группу закрепленных за ней автомобилей (например, автоколонны), выполняя один или два вида обслуживания и текущий ремонт.
Бригады в основном состоят из слесарей-ремонтников. Расстановка рабочих по рабочим местам зависит от имеющегося оборудования, планировки производственных помещений и других конкретных условий, а также квалификации рабочих.
В комплексных бригадах нет строгого распределения труда между отдельными рабочими, затрудняется организация поточного обслуживания автомобилей, оборудование, оборотные агрегаты, запасные части и материалы «распыляются» по автоколоннам и, следовательно, используются недостаточно эффективно.
С другой стороны, есть возможность выявить конкретных виновников неисправностей автомобиля, повысить моральную и материальную ответственность рабочих за качество обслуживания и ремонта.
Специализированная и комплексная бригады имеют свое рабочее место. Работой бригады руководит бригадир, назначаемый из высококвалифицированных рабочих ведущих профессий. Бригадир работает вместе с бригадой, на него возлагается проверка качества работ, выполняемых членами бригады.
Производительность труда определяется количеством затраченного времени на изготовление единицы продукции или количеством продукции, произведенной в единицу времени (час, смену, Декаду, месяц, квартал, год).
Так как условия производства могут быть различными, то для каждого предприятия, производственного участка, рабочего места решающее влияние на повышение производительности труда оказывают свои, вполне конкретные факторы.
В автотранспортных предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, расчетный показатель производительности труда определяется в рублях общего дохода на одного работника основной деятельности. При этом в плановую и фактическую сумму доходов включаются доходы от всех видов основной деятельности автотранспортных предприятий.
Для отдельных категорий работников автотранспортного предприятия могут быть установлены частные показатели производительности труда, наиболее полно отвечающие условиям и характеру их работы. Так, производительность труда водителей автомобилей может быть выражена в тоннах перевезенного груза или тоннокилометрах. В качестве показателя, характеризующего производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих, принимают количество километров пробега автомобилей, приходящихся на одного рабочего.
Главными путями роста производительности труда являются: снижение трудоемкости продукции; внедрение новой, совершенной техники и более полное использование имеющейся техники; улучшение организации производства и труда; укрепление трудовой дисциплины; повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня рабочих; развитие социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду.
Производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих повышается прежде всего при механизации и автоматизации моечно-убо-рочных, смазочных, крепежных и регулировочных работ, поточном проведении технического обслуживания автомобилей, агрегатном методе ремонта, надлежащем материально-техническом снабжении.
Эти мероприятия обеспечивают улучшение технического состояния автомобилей, сокращение простоев в обслуживании и ремонте, снижении трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
За счет повышения производительности труда наша страна получает громадный прирост в выпуске продукции.
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. намечено повышение производительности труда в промышленности на 36—40% против 32% в прошлой пятилетке. За счет повышения производительности труда в девятой пятилетке должно быть получено 80—85% всего прироста национального дохода.
Большую роль в повышении производительности труда играет социалистическое соревнование. Высшей формой социалистического соревнования является движение за коммунистическое отношение к труду. Особенность этого движения заключается в том, что его участники постоянно повышают уровень своих знаний, изучают передовые методы и приемы труда, совершенствуют производственную квалифи-кааию, овладевают смежными профессиями, расширяют свой культурный уровень.
Движение за коммунистическое отношение к труду улучшает производственную деятельность предприятия и помогает воспитанию людей в духе коммунизма.
Важной формой творческого роста рабочих является учеба в школах экономических знаний.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация труда на автотранспортном предприятии"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы