Обеспечение рационального применения ТСМ начинается с организации эффективного управления их расходом. Напомним, что УПРАВЛЕНИЕМ называется деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Чем больше степень достижения поставленной цели и ниже сопутствующие этому затраты, тем выше качество и эффективность управления.
В управлении выделяют управляемую и управляющую системы. Управляемая система осуществляет производственный процесс и использует ресурсы для его обеспечения. Управляющая система вырабатывает управляющие (воздействующие) сигналы для управляемой системы (объекта). Управление осуществляется путем взаимного обмена информацией, осуществляемого по каналам связи.
Реализация поставленной цели достигается путем выполнения определенных функций управления. Функцией управления называется определенный вид работы, характеризующий, что должна делать (или делает) управляющая система. Управление обычно осуществляется на конкретном отрезке времени, в зависимости от которого оно может носить долгосрочный характер (перспективное планирование) или решать текущие вопросы (оперативное управление).
Главной целью управления расходом ТСМ на автомобильном транспорте является обеспечение его бесперебойной работы в условиях ограничений на потребление топливно-энергетических ресурсов и роста их стоимости.
Эта цель достигается выполнением следующих основных функций управления:
— планирование и нормирование расхода ТСМ; учет и контроль расхода ТСМ; контроль качества ТСМ;
— анализ эффективности использования ТСМ и выявление причин их перерасхода;
— разработка и осуществление мероприятий по экономии ТСМ и устранению причин их перерасхода при эксплуатации автомобилей.
Чтобы управлять, необходимо хорошо знать не только объект управления (управляемую систему), но и эффективные меры воздействия на него. С этой точки зрения возможности управления расходом ТСМ определяются внешними и внутренними факторами, которые делятся на неуправляемые, консервативные и управляемые.
К числу внешних факторов (рис. 1) относятся природно-климатические условия и продукция обеспечивающих отраслей, прежде всего топливно-смазочные материалы и системы снабжения ими, подвижной состав, дорожная система и система организации движения. Часть этой продукции поступает непосредственно на АТП (автомобили, топливо, масла), часть же оказывает косвенное влияние на расход ТСМ при эксплуатации автомобилей (дорожная сеть, организация движения, сеть АЗС).
Природно-климатические факторы являются н е-управляемыми и учитываются посредством корректировки нормативов расхода топлива. Вместе с тем следует иметь в виду, что отрицательное влияние данных факторов на расход ТСМ (например, низких температур) может быть в определенной степени компенсировано с помощью приспособления автомобилей к окружающей среде (температурная и высотная регулировка топливной аппаратуры, применение специальных шин, топлив и масел).
На продукцию обеспечивающих отраслей автотранспортная отрасль может оказывать влияние косвенным путем, главным образом с помощью разработки и представления требований к техническому уровню этой продукции и установления входного контроля за ее качеством. Поэтому данные факторы являются консервативными. Тем не менее определенными резервами экономии в этом направлении можно управлять с помощью проведения таких мероприятий, как рационализация структуры эксплуатируемого автопарка и потребляемых ТСМ с позиций обеспечения минимального расхода топлива, строительства АЗС на крупных автопредприятиях и др.
Внутренние факторы, находящиеся непосредственно в сфере деятельности автомобильного транспорта, могут быть разделены на следующие основные группы: структура автомобильного парка, структура потребления ТСМ, структура выполнения перевозок и их технико-эксплуатационные показатели, производственно-техническая база и состав (квалификация) персонала. Первые две группы факторов являются консервативными, так как связаны с производством и поступлением продукции обеспечивающих отраслей. Вместе с тем следует отличать их высокую эффективность— по различным оценкам в сфере производства автомобилей и топливо-смазочных материалов находится не менее 50… 60% потенциальных резервов экономии топлива на автомобильном транспорте.
К наиболее управляемым внутренним факторам использования ТСМ относятся технико-эксплуатационные показатели перевозок; уровень оснащенности производственно-технической базы, определяющий техническое состояние и топливную экономичность эксплуатируемых автомобилей; квалификация персонала различных категорий, в первую очередь водителей и ремонтных рабочих; система управления расходом ТСМ, определяемая ее организацией, нормативной базой и техническим обеспечением.
Качество управления связано с применением средств электронно-вычислительной техники. Использование ЭВМ в управлении направлено прежде всего на автоматизацию процесса накопления информации, ускорение и снижение трудоемкости ее обработки, представление выходной информации в наиболее удобной форме и требуемые для принятия решения сроки.
Разнообразие современных ЭВМ позволяет использовать их практически на всех этапах процессов управления. При этом задачи, решаемые с помощью ЭВМ, носят самый разнообразный характер: от хранения и обработки информации до сложнейших человеко-машинных процедур нахождения оптимальных решений. В управлении расходом ТСМ прежде всего это проведение с помощью ЭВМ расчетов и обработки отчетных данных, связанных с решением отдельных задач планирования, учета и контроля расхода топлива. Это направление нашло сейчас наибольшее распространение главным образом для целей оперативного управления расходов топлива на автотранспорте общего пользования.
Важным направлением является создание автоматизированных информационно-справочных систем (ИСС), предназначенных для обеспечения выполнения различных функций по планированию (пятилетнему и годовому) и оперативному управлению расходом топлива. В автоматизированных ИСС ЭВМ осуществляет хранение текущей информации, ее обработку и выдачу требуемых сведений с проведением в случае необходимости дополнительных вычислительных работ.
Наибольшая эффективность ЭВМ обеспечивается при полной автоматизации процессов управления. Для этого наряду с использованием ИСС требуется соответствующая перестройка структуры, изменение методов работы и формы документов, обеспечивающих в совокупности оптимальное сочетание расчетных процедур выработки решений с их принятием (выбором) человеком. В социальном плане речь идет о совместной работе человека и ЭВМ, в техническом — о полном переходе на «безбумажную» машинную технологию управления.
Практическая реализация данного направления связана с расширением круга решаемых на ЭВМ задач, использованием персональных ЭВМ и созданием на их базе автоматизированных мест работников служб (отделов, групп) ТЭР различного уровня. Сочетание микроЭВМ с более мощными машинами и использование человеко-машинных процедур позволяет сократить время прохождения инфор: мации, снизить трудоемкость выработки управленческих решений, существенно улучшить оперативность управления и тем самым повысить его эффективность.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные элементы управления ТСМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы