Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   1Отечественные автомобили

Публикация:
   Основные этапы развития отечественного автомобилестроения

Читать далее:




Основные этапы развития отечественного автомобилестроения

Развитие отечественного автомобилестроения можно проследить по отдельным этапам, характеризующимся все увеличивающимся выпуском автомобилей и совершенствованием их конструкции.

До революции в России не было своей автомобильной промышленности. Автомобильная промышленность в СССР начала создаваться в первой половине 20-х годов, и период с 1924 по 1930 г. является первым этапом развертывания отечественного автомобилестроения.

В 1924 г. Московскими автомобильными мастерскими, переоборудованными в автомобильный завод, был выпущен первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т. С 1924 по 1934 г. Московским заводом было построено более 6000 таких автомобилей.

В 1925 г. Ярославский автомобильный завод, созданный на базе автомобильных мастерских, начал выпуск в небольших количествах грузовых автомобилей Я-3 грузоподъемностью 3 т, а затем в 1928 г. — автомобилей Я-4 грузоподъемностью 3,5 т.

Переломными в области развития автомобилестроения в СССР явились 1930—1932 гг. С этого времени автомобилестроение вступило во второй этап и начало развиваться исключительно быстрыми темпами.

В 1929 г. было принято решение об организации массового производства автомобилей в СССР. При составлении плана первой пятилетки было запроектировано строительство двух автомобильных заводов: в г. Горьком — производительностью 100 000 автомобилей в год и в Москве — производительностью 25 000 грузовых автомобилей в год. Несмотря на весьма короткие сроки, установленные для строительства этих заводов, и отсутствие достаточного опыта, эта большая и ответственная задача была успешно ре1пена.

В 1931 г. был перестроен завод АМО, который перешел к выпуску грузовых автомобилей АМО-3, а в 1933 г. после дооборудования завода был начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5, а затем па базе их и трехосных автомобилей ЗИС-6, в 1934 г. был освоен выпуск автобусов ЗИС-8. В 1936 г. завод начал выпускать легковые автомобили ЗИС-101, а в 1938 г. — автобусы ЗИС-16.

В январе 1932 г. был пущен автомобильный завод в г. Горьком (ГАЗ). Основными моделями, которые завод производил длительное время, были грузовые автомобили ГАЗ-АА и легковые автомобили ГАЗ-А. Кроме того, серийно выпускались трехосные грузовые автомобили ГАЗ-ААА. С 1936 г. завод перешел к производству более совершенных легковых автомобилей ГАЗ-М-1. Грузовой автомобиль впоследствии был модернизирован и стал выпускаться под маркой ГАЗ-ММ. В 1943 г. было освоено производство легковых автомобилей высокой проходимости ГАЗ-67Б.

Кроме этих двух крупных заводов, был значительно расширен завод в Ярославле (ЯАЗ), приступивший к выпуску грузовых автомобилей ЯГ большой грузоподъемности.

В 1940 г. новый Московский завод малолитражных автомобилей освоил производство легковых автомобилей КИМ-10.

В 1943 г. новый автомобильный завод на Урале начал выпускать грузовые автомобили УралЗИС-5.

Автомобильная промышленность на втором этапе своего развития (1930 — 1946 гг.) обеспечила производство значительного количества автомобилей. Уже в 1937 г. годовой выпуск достиг 200 000 автомобилей.

После 1946 г. начинается третий этап развития автомобильной промышленности.

В 1946—1948 гг. автомобильная промышленность, не прекращая выпуска автомобилей старых моделей, начала производство новых, более совершённых автомобилей в соответствии со все растущими требованиями народного хозяйства.

В 1946 г. автомобильный завод в г. Горьком приступил к выпуску грузовых автомобилей ГАЗ-51 и легковых автомобилей М-20 «Победа», а в 1948 г. — грузовых автомобилей ГАЗ-бЗ высокой проходимости. В 1950 г. завод начал производство комфортабельных легковых автомобилей ГАЗ-12, а в 1952 г. — легковых автомобилей ГАЗ-69 высокой проходимости.

В 1948 г. Московский автомобильный завод перешел к выпуску грузовых автомобилей ЗИС-150 и легковых автомобилей ЗИС-110, а затем освоил производство автобусов ЗИС-154 и ЗИС-155 и автомобилей ЗИС-151 высокой проходимости. В 1955 г. этим заводом был выпущен междугородный автобус ЗИС-127. В 1956 г. Московскому автомобильному заводу было присвоено имя И. А. Лихачева, и завод начал выпускать автомобили под маркой ЗИЛ.

В 1946—1947 гг. Ярославский автомобильный завод перешел к выпуску дизельных автомобилей ЯАЗ-200 большой грузоподъемности (впоследствии МАЗ-200). В 1951 г. завод освоил производство трехосных автомобилей ЯАЗ-210, а несколько позже начал выпуск различных его модификаций, в том числе автомобилей-самосвалов ЯАЗ-210Е и автомобилей-тягачей ЯАЗ-210Д и ЯАЗ-210Г.

В 1946 г. Московский завод малолитражных автомобилей приступил к выпуску легкового автомобиля «Москвич-401».

Выпуск автомобилей был начат также и рядом новых автомобильных заводов, построенных после 1945 г. Так, Минский автомобильный завод в 1947 г. начал производство грузовых автомобилей МАЗ-200 и автомобилей-самосвалов МАЗ-205, а в 1951 г. — автомобилей-самосвалов МАЗ-525 особо большой грузоподъемности. Кутаисский автомобильный завод в 1952 г. освоил выпуск автомобилей-самосвалов КАЗ-585Б.

Автомобильный завод, построенный в г. Ульяновске, приступил в 1956 г. к выпуску автомобилей УАЗ-69 (ГАЗ-69).

Одновременно с выпуском основной продукции на автомобильных заводах велись работы по совершенствованию конструкции выпускаемых автомобилей.

С 1957—1958 гг. начался новый этап развития отечественного автомобилестроения, характеризующийся дальнейшим улучшением качества .автомобилей и полной заменой ранее выпускавшихся моделей новыми, более совершенными.

На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1956 г. был начат выпуск автомобиля «Москвич-402», а несколько позже — созданных на его базе автомобиля «Москвич-423» с кузовом универсал и «Москвич-430» с кузовом фургон, а также легкового автомобиля высокой проходимости «Мо-сквич-410» и такого же автомобиля с кузовом универсал «Москвич-411». В 1958 г. завод усовершенствовал конструкцию легкового автомобиля «Мо-сквич-402» и стал выпускать его под маркой «Москвич-407». Соответственно были модернизированы и все его модификации.

На Горьковском автомобильном заводе была проведена модернизация грузового автомобиля, который с 1957 г. стал выпускаться под маркой ГАЗ-51А. Также был модернизирован и автомобиль ГАЗ-бЗ. В 1957 г. завод приступил к производству пятиместного автомобиля М-21 «Волга» взамен снятого с производства автомобиля М-20 «Победа». В начале 1959 г. завод начал выпускать новый семиместный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» вместо автомобиля ГАЗ-12.

На Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева в результате значительной модернизации автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-151 были созданы автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157, к выпуску которых завод постепенно перешел к концу 1958 г. В середине 1959 г. завод приступил к производству семиместного автомобиля высшего класса ЗИЛ-111 взамен автомобиля ЗИЛ-110. На базе модернизированного автобуса ЗИЛ-155 завод с 1957 г. выпускал автобус ЗИЛ-158.

На Ульяновском автомобильном заводе, наряду с выпуском легкового автомобиля ГАЗ-69, в 1958 г. было начато производство грузовых автомобилей высокой проходимости УАЗ-450 с кузовом фургон и УАЗ-450Д с бортовым кузовом грузоподъемностью 0,8 т.

На Минском автомобильном заводе, наряду с выпуском грузовых автомобилей МАЗ-200, в 1957 г. начато производство нового двухосного автомобиля-лесовоза высокой проходимости МАЗ-501 и грузового двухосного автомобиля высокой проходимости МАЗ-502. Кроме того, была модернизирована конструкция автомобиля-самосвала МАЗ-525 и начат выпуск новой модели автомобиля-самосвала MA3-530 грузоподъемностью 40 т.

На Ярославском автомобильном заводе в результате модернизации автомобиля ЯАЗ-210 и его модификаций с 1958 г. начат выпуск трехосного автомобиля ЯАЗ-219 грузоподъемностью 12 т, унифицированного с ним автомобиля высокой проходимости ЯАЗ-214 и на базе автомобиля ЯАЗ-219 — автомобиля-самосвала ЯАЗ-222 грузоподъемностью 10 т и автомобиля-тягача ЯАЗ-221.

На Уральском автомобильном заводе в результате усовершенствования автомобиля УралЗИС-5 в 1956 г. началось производство автомобиля УралЗИС-355, а в 1958 г. — модернизированной его модели Урал-355М.

На Кутаисском автомобильном заводе им. С. Орджоникидзе было освоено производство автомобиля-самосвала КАЗ-600 и КАЗ-602Б с боковым опрокидыванием платформы.

Павловский автобусный завод выпускал модернизированные городские автобусы Г1АЗ-652 на базе агрегатов шасси автомобиля ГАЗ-51А.

Львовский автобусный завод с 1960 г. выпускал городские автобусы ЛАЗ-695Б с использованием ряда агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ.

Рижский автобусный завод РАФ в 1958 г. построил опытный образец автобуса РАФ-10 «Латвия» малой вместимости (10 чел.), созданный с использованием агрегатов автомобиля «Волга». В конце 1958 г. на базе агрегатов автомобиля «Москвич-407» был создан опытный образец микроавтобуса РАФ-8 «Спридитис» вместимостью 8 чел.

В 1959 г. вступил в строй новый завод в г. Ликино Московской области. На зтот завод было передано производство автобусов с Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева. Завод выпускал автобусы ЛИАЗ-158.

Производство автобусов было также организовано на новом автобусном заводе в г. Кургане.

В 1958—1960 гг. на основе специализации автомобильных заводов, проводимой в соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства СССР, несколько изменилась номенклатура автомобилей, выпускаемых старыми действующими заводами, и было организовано производство автомобилей и двигателей на новых заводах.

Так, производство автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности с Минского завода было передано на вновь организованный Белорусский автозавод в г. Жодино под Минском. Автомобили этого завода получили марку БелАЗ-525 и БелАЗ-540.

Производство трехосных дизельных грузовых автомобилей с Ярославского завода было передано на вновь построенный автомобильный завод в г. Кременчуге. Автомобили этого завода начали выпускаться под маркой КрАЗ-219, КрАЗ-222 и др.

Ярославский моторный завод полностью перешел на производство автомобильных дизелей для грузовых автомобилей. Заводом выпускались двигатели ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 и были подготовлены к производству четырехтактные V-образные шести- и восьмицилиндровые дизели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

В начале 1960 г. вступил в строй новый автомобильный завод в г. Запорожье, созданный на базе завода «Коммунар». Завод приступил к выпуску четырехместных микроавтомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец» с двигателем мощностью 23 л. с.

В начале 1960 г. новый моторный завод в г. Заволжье начал выпускать двигатели для автомобилей ГАЗ.

В 1960—1966 гг. была произведена значительная реконструкция отечественных автомобильных заводов, и все они перешли к производству модернизированных или новых моделей автомобилей с более высокими эксплуатационными качествами.

Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева в 1960 г. приступил к выпуску переходных моделей грузовых автомобилей (ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К) и их модификаций с использованием на них ряда агрегатов и узлов новых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, подготовляемых к производству. В конце 1961 г. завод начал выпускать новые грузовые автомобили ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4,0—5,5 т с У-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 150 л. с. На базе этого автомобиля предусмотрен выпуск ряда его модификаций. Подготовлены к производству: новый трехосный автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131, трехосный автомобиль с приводом на задние оси ЗИЛ-133 и новый легковой автомобиль ЗИЛ-114.

Московский завод малолитражных автомобилей в 1962 г. приступил к выпуску модернизированной переходной модели автомобиля «Москвич-403», а в конце 1964 г. освоил выпуск новой, более совершенной базовой модели автомобиля «Москвич-408» и его модификаций. Производство этой модели автомобиля начато в начале 1967 г. и на новом автомобильном заводе в г. Ижевске. Подготовлен к производству новый автомобиль «Москвич-412».

Горьковский автомобильный завод в 1961 г. перешел к производству модернизированного автомобиля «Волга» основной модели общего назначения М-21А *; в 1962 г. автомобиль вновь был модернизирован и получил марку M-21JI, а в 1965 г. после следующей модернизации — марку М-21Р. В 1962 г. завод вместо ранее выпускаемого грузового автомобиля ГАЗ-51А перешел к выпуску модернизированной переходной модели автомобиля ГАЗ-58Ф. В 1963 г. завод начал выпуск новой модели двухосного автомобиля еысокон проходимости ГАЗ-66 вместо ранее выпускаемого автомобиля ГАЗ-63, а в 1965 г. —выпуск базовой модели грузового автомобиля ГАЗ-53А. На базе этого автомобиля намечено производство различных специализированных модификаций. Подготовлена к производству новая модель легкового автомобиля ГАЗ-24 вместо автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

Запорожский автомобильный завод в 1963 г. приступил к выпуску модернизированной модели автомобиля ЗАЗ-965А и подготовил к производству новый микроавтомобиль ЗАЗ-966В с двигателем мощностью 30 л. с. На базе этого автомобиля предусмотрен выпуск различных его модификаций.

На новом автомобильном заводе в г. Луцке организуется производство микроавтомобиля ЛуМЗ-969 «Волынь» с упрощенным кузовом и приводом на оба моста, созданного на базе агрегатов автомобилей Запорожского завода.

Ульяновский автомобильный завод в 1961 г. начал выпуск автомобилей УАЗ-451 грузоподъемностью 0,8 т с одной задней ведущей осью и цельнометаллическим кузовом-фургоном, автомобилей УАЗ-451 Д с грузовой бортовой платформой и автобусов УАЗ-451Б. На этих автомобилях установлен двигатель М-21 *, что улучшило их динамические качества. В 1966 г. завод подготовил к производству модернизированный базовый грузовой автомобиль УАЗ-452 высокой проходимости, и ведется подготовка к выпуску нового легкового автомобиля высокой проходимости УАЗ-469 взамен автомобиля ГАЗ-69.

Минский автомобильный завод в 1962 г. начал выпускать переходные модели автомобилей: автомобиль-самосвал МАЗ-200П и седельный тягач МАЗ-200М, а в 1965 г. приступил к выпуску новой базовой модели грузового автомобиля МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 т с двигателем ЯМЗ-236 и созданных на базе этого автомобиля автомобиля-самосвала MA3-503 и седельного тягача МАЗ-504.

Кременчугский автомобильный завод в 1964 г. также начал выпускать новые модели: грузовой автомобиль общего назначения КрАЗ-257 с бортовым кузовом грузоподъемностью 12 т с двигателем ЯМЗ-238А и созданные на его базе автомобиль-самосвал КрАЗ-256 и седельный тягач КрАЗ-258. Подготовлен к производству трехосный автомобиль КрАЗ-255Б высокой проходимости.

Белорусский автомобильный завод разработал конструкцию семейства карьерных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности и в 1965 г. начал выпуск первой базовой модели автомобиля-самосвала БелАЗ-540 грузоподъемностью 21 тс двигателем ЯМЗ мощностью 360 л. с. Подготовлена к производству новая вторая базовая модель самосвала БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. Ведутся работы по созданию самосвала БелАЗ-549 грузоподъемностью 65 т и его модификаций и на его базе автопоездов с активными осями грузоподъемностью до 160 т.

Кутаисский автомобильный завод в 1962 г. начал серийный выпуск седельного тягача КАЗ-606 «Колхида» с кабиной, расположенной над двигателем, а с 1963 г. — переходной модели тягача КАЗ-606А. Начато также производство модели короткобазового автомобиля КАЗ-605 грузоподъемностью 4,5 т. Подготовлен к производству новый седельный тягач КАЗ-608, унифицированный по ряду узлов с автомобилем ЗИЛ-130. Разработана конструкция модернизированного тягача К АЗ-608Б с двухскоростным задним мостом

Уральский автомобильный завод в 1963 г. приступил к выпуску трехосных автомобилей высокой проходимости Урал-375 грузоподъемностью 5 те, а в 1966 г. — к выпуску грузового базового автомобиля Урал-377 грузоподъемностью 7,5—8,0 те с двумя задними ведущими мостами (с использованием агрегатов автомобиля Урал-375).

В 1962 г. вступил в строй новый Могилевский автомобильный завод, освоивший выпуск специализированных автомобилей-самосвалов высокой проходимости под маркой МоАЗ. В 1966 г. завод начал производство самосвала МоАЗ-522 грузоподъемностью 18—20 те с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с.

Ликинский автобусный завод разработал конструкцию нового городского автобуса ЛИАЗ-677 (вместимостью 110 пассажиров) с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с. и гидромеханической передачей. Скорость автобуса — до 70 км/ч.

Львовский завод на базе городского автобуса ЛАЗ-696Б и туристского ЛАЗ-697 разработал модернизированные их модели с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ мощностью 150 л. е.: городской автобус ЛАЗ-695Е и туристский ЛАЗ-697Е. Разработаны также конструкции междугородных автобусов: 43-местный автобус ЛАЗ-699А для перевозок на небольшие расстояния, 30-местный комфортабельный автобус ЛАЗ-695 для перевозок на дальние расстояния и городской автобус ЛАЗ-698, имеющий 26 мест для сидения и 80 в проходе, с гидромеханической трансмиссией и пневматической подвеской.

Наряду с совершенствованием отечественного автомобилестроения, широкой специализацией автомобильной промышленности и вводом в производство ряда новых моделей непрерывно растет и количество выпускаемых автомобилей. Организуется производство автомобилей и их агрегатов на вновь созданных заводах или строятся новые заводы (в гг. Тольятти, Ижевске, Луцке, Ереване, Рязани и др.). В 1970 г. с реконструкцией существующих и вводом в действие новых заводов общий выпуск автомобилей должен увеличиться в 2,2—2,45 раза по сравнению с выпуском в 1965 г.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основные этапы развития отечественного автомобилестроения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства