Развитие отечественного автомобилестроения можно проследить по отдельным этапам, характеризующимся все увеличивающимся выпуском автомобилей и совершенствованием их конструкции.
До революции в России не было своей автомобильной промышленности. Автомобильная промышленность в СССР начала создаваться в первой половине 20-х годов, и период с 1924 по 1930 г. является первым этапом развертывания отечественного автомобилестроения.
В 1924 г. Московскими автомобильными мастерскими, переоборудованными в автомобильный завод, был выпущен первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т. С 1924 по 1934 г. Московским заводом было построено более 6000 таких автомобилей.
В 1925 г. Ярославский автомобильный завод, созданный на базе автомобильных мастерских, начал выпуск в небольших количествах грузовых автомобилей Я-3 грузоподъемностью 3 т, а затем в 1928 г. — автомобилей Я-4 грузоподъемностью 3,5 т.
Переломными в области развития автомобилестроения в СССР явились 1930—1932 гг. С этого времени автомобилестроение вступило во второй этап и начало развиваться исключительно быстрыми темпами.
В 1929 г. было принято решение об организации массового производства автомобилей в СССР. При составлении плана первой пятилетки было запроектировано строительство двух автомобильных заводов: в г. Горьком — производительностью 100 000 автомобилей в год и в Москве — производительностью 25 000 грузовых автомобилей в год. Несмотря на весьма короткие сроки, установленные для строительства этих заводов, и отсутствие достаточного опыта, эта большая и ответственная задача была успешно ре1пена.
В 1931 г. был перестроен завод АМО, который перешел к выпуску грузовых автомобилей АМО-3, а в 1933 г. после дооборудования завода был начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5, а затем па базе их и трехосных автомобилей ЗИС-6, в 1934 г. был освоен выпуск автобусов ЗИС-8. В 1936 г. завод начал выпускать легковые автомобили ЗИС-101, а в 1938 г. — автобусы ЗИС-16.
В январе 1932 г. был пущен автомобильный завод в г. Горьком (ГАЗ). Основными моделями, которые завод производил длительное время, были грузовые автомобили ГАЗ-АА и легковые автомобили ГАЗ-А. Кроме того, серийно выпускались трехосные грузовые автомобили ГАЗ-ААА. С 1936 г. завод перешел к производству более совершенных легковых автомобилей ГАЗ-М-1. Грузовой автомобиль впоследствии был модернизирован и стал выпускаться под маркой ГАЗ-ММ. В 1943 г. было освоено производство легковых автомобилей высокой проходимости ГАЗ-67Б.
Кроме этих двух крупных заводов, был значительно расширен завод в Ярославле (ЯАЗ), приступивший к выпуску грузовых автомобилей ЯГ большой грузоподъемности.
В 1940 г. новый Московский завод малолитражных автомобилей освоил производство легковых автомобилей КИМ-10.
В 1943 г. новый автомобильный завод на Урале начал выпускать грузовые автомобили УралЗИС-5.
Автомобильная промышленность на втором этапе своего развития (1930 — 1946 гг.) обеспечила производство значительного количества автомобилей. Уже в 1937 г. годовой выпуск достиг 200 000 автомобилей.
После 1946 г. начинается третий этап развития автомобильной промышленности.
В 1946—1948 гг. автомобильная промышленность, не прекращая выпуска автомобилей старых моделей, начала производство новых, более совершённых автомобилей в соответствии со все растущими требованиями народного хозяйства.
В 1946 г. автомобильный завод в г. Горьком приступил к выпуску грузовых автомобилей ГАЗ-51 и легковых автомобилей М-20 «Победа», а в 1948 г. — грузовых автомобилей ГАЗ-бЗ высокой проходимости. В 1950 г. завод начал производство комфортабельных легковых автомобилей ГАЗ-12, а в 1952 г. — легковых автомобилей ГАЗ-69 высокой проходимости.
В 1948 г. Московский автомобильный завод перешел к выпуску грузовых автомобилей ЗИС-150 и легковых автомобилей ЗИС-110, а затем освоил производство автобусов ЗИС-154 и ЗИС-155 и автомобилей ЗИС-151 высокой проходимости. В 1955 г. этим заводом был выпущен междугородный автобус ЗИС-127. В 1956 г. Московскому автомобильному заводу было присвоено имя И. А. Лихачева, и завод начал выпускать автомобили под маркой ЗИЛ.
В 1946—1947 гг. Ярославский автомобильный завод перешел к выпуску дизельных автомобилей ЯАЗ-200 большой грузоподъемности (впоследствии МАЗ-200). В 1951 г. завод освоил производство трехосных автомобилей ЯАЗ-210, а несколько позже начал выпуск различных его модификаций, в том числе автомобилей-самосвалов ЯАЗ-210Е и автомобилей-тягачей ЯАЗ-210Д и ЯАЗ-210Г.
В 1946 г. Московский завод малолитражных автомобилей приступил к выпуску легкового автомобиля «Москвич-401».
Выпуск автомобилей был начат также и рядом новых автомобильных заводов, построенных после 1945 г. Так, Минский автомобильный завод в 1947 г. начал производство грузовых автомобилей МАЗ-200 и автомобилей-самосвалов МАЗ-205, а в 1951 г. — автомобилей-самосвалов МАЗ-525 особо большой грузоподъемности. Кутаисский автомобильный завод в 1952 г. освоил выпуск автомобилей-самосвалов КАЗ-585Б.
Автомобильный завод, построенный в г. Ульяновске, приступил в 1956 г. к выпуску автомобилей УАЗ-69 (ГАЗ-69).
Одновременно с выпуском основной продукции на автомобильных заводах велись работы по совершенствованию конструкции выпускаемых автомобилей.
С 1957—1958 гг. начался новый этап развития отечественного автомобилестроения, характеризующийся дальнейшим улучшением качества .автомобилей и полной заменой ранее выпускавшихся моделей новыми, более совершенными.
На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1956 г. был начат выпуск автомобиля «Москвич-402», а несколько позже — созданных на его базе автомобиля «Москвич-423» с кузовом универсал и «Москвич-430» с кузовом фургон, а также легкового автомобиля высокой проходимости «Мо-сквич-410» и такого же автомобиля с кузовом универсал «Москвич-411». В 1958 г. завод усовершенствовал конструкцию легкового автомобиля «Мо-сквич-402» и стал выпускать его под маркой «Москвич-407». Соответственно были модернизированы и все его модификации.
На Горьковском автомобильном заводе была проведена модернизация грузового автомобиля, который с 1957 г. стал выпускаться под маркой ГАЗ-51А. Также был модернизирован и автомобиль ГАЗ-бЗ. В 1957 г. завод приступил к производству пятиместного автомобиля М-21 «Волга» взамен снятого с производства автомобиля М-20 «Победа». В начале 1959 г. завод начал выпускать новый семиместный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» вместо автомобиля ГАЗ-12.
На Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева в результате значительной модернизации автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-151 были созданы автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157, к выпуску которых завод постепенно перешел к концу 1958 г. В середине 1959 г. завод приступил к производству семиместного автомобиля высшего класса ЗИЛ-111 взамен автомобиля ЗИЛ-110. На базе модернизированного автобуса ЗИЛ-155 завод с 1957 г. выпускал автобус ЗИЛ-158.
На Ульяновском автомобильном заводе, наряду с выпуском легкового автомобиля ГАЗ-69, в 1958 г. было начато производство грузовых автомобилей высокой проходимости УАЗ-450 с кузовом фургон и УАЗ-450Д с бортовым кузовом грузоподъемностью 0,8 т.
На Минском автомобильном заводе, наряду с выпуском грузовых автомобилей МАЗ-200, в 1957 г. начато производство нового двухосного автомобиля-лесовоза высокой проходимости МАЗ-501 и грузового двухосного автомобиля высокой проходимости МАЗ-502. Кроме того, была модернизирована конструкция автомобиля-самосвала МАЗ-525 и начат выпуск новой модели автомобиля-самосвала MA3-530 грузоподъемностью 40 т.
На Ярославском автомобильном заводе в результате модернизации автомобиля ЯАЗ-210 и его модификаций с 1958 г. начат выпуск трехосного автомобиля ЯАЗ-219 грузоподъемностью 12 т, унифицированного с ним автомобиля высокой проходимости ЯАЗ-214 и на базе автомобиля ЯАЗ-219 — автомобиля-самосвала ЯАЗ-222 грузоподъемностью 10 т и автомобиля-тягача ЯАЗ-221.
На Уральском автомобильном заводе в результате усовершенствования автомобиля УралЗИС-5 в 1956 г. началось производство автомобиля УралЗИС-355, а в 1958 г. — модернизированной его модели Урал-355М.
На Кутаисском автомобильном заводе им. С. Орджоникидзе было освоено производство автомобиля-самосвала КАЗ-600 и КАЗ-602Б с боковым опрокидыванием платформы.
Павловский автобусный завод выпускал модернизированные городские автобусы Г1АЗ-652 на базе агрегатов шасси автомобиля ГАЗ-51А.
Львовский автобусный завод с 1960 г. выпускал городские автобусы ЛАЗ-695Б с использованием ряда агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ.
Рижский автобусный завод РАФ в 1958 г. построил опытный образец автобуса РАФ-10 «Латвия» малой вместимости (10 чел.), созданный с использованием агрегатов автомобиля «Волга». В конце 1958 г. на базе агрегатов автомобиля «Москвич-407» был создан опытный образец микроавтобуса РАФ-8 «Спридитис» вместимостью 8 чел.
В 1959 г. вступил в строй новый завод в г. Ликино Московской области. На зтот завод было передано производство автобусов с Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева. Завод выпускал автобусы ЛИАЗ-158.
Производство автобусов было также организовано на новом автобусном заводе в г. Кургане.
В 1958—1960 гг. на основе специализации автомобильных заводов, проводимой в соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства СССР, несколько изменилась номенклатура автомобилей, выпускаемых старыми действующими заводами, и было организовано производство автомобилей и двигателей на новых заводах.
Так, производство автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности с Минского завода было передано на вновь организованный Белорусский автозавод в г. Жодино под Минском. Автомобили этого завода получили марку БелАЗ-525 и БелАЗ-540.
Производство трехосных дизельных грузовых автомобилей с Ярославского завода было передано на вновь построенный автомобильный завод в г. Кременчуге. Автомобили этого завода начали выпускаться под маркой КрАЗ-219, КрАЗ-222 и др.
Ярославский моторный завод полностью перешел на производство автомобильных дизелей для грузовых автомобилей. Заводом выпускались двигатели ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 и были подготовлены к производству четырехтактные V-образные шести- и восьмицилиндровые дизели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В начале 1960 г. вступил в строй новый автомобильный завод в г. Запорожье, созданный на базе завода «Коммунар». Завод приступил к выпуску четырехместных микроавтомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец» с двигателем мощностью 23 л. с.
В начале 1960 г. новый моторный завод в г. Заволжье начал выпускать двигатели для автомобилей ГАЗ.
В 1960—1966 гг. была произведена значительная реконструкция отечественных автомобильных заводов, и все они перешли к производству модернизированных или новых моделей автомобилей с более высокими эксплуатационными качествами.
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева в 1960 г. приступил к выпуску переходных моделей грузовых автомобилей (ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К) и их модификаций с использованием на них ряда агрегатов и узлов новых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, подготовляемых к производству. В конце 1961 г. завод начал выпускать новые грузовые автомобили ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4,0—5,5 т с У-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 150 л. с. На базе этого автомобиля предусмотрен выпуск ряда его модификаций. Подготовлены к производству: новый трехосный автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131, трехосный автомобиль с приводом на задние оси ЗИЛ-133 и новый легковой автомобиль ЗИЛ-114.
Московский завод малолитражных автомобилей в 1962 г. приступил к выпуску модернизированной переходной модели автомобиля «Москвич-403», а в конце 1964 г. освоил выпуск новой, более совершенной базовой модели автомобиля «Москвич-408» и его модификаций. Производство этой модели автомобиля начато в начале 1967 г. и на новом автомобильном заводе в г. Ижевске. Подготовлен к производству новый автомобиль «Москвич-412».
Горьковский автомобильный завод в 1961 г. перешел к производству модернизированного автомобиля «Волга» основной модели общего назначения М-21А *; в 1962 г. автомобиль вновь был модернизирован и получил марку M-21JI, а в 1965 г. после следующей модернизации — марку М-21Р. В 1962 г. завод вместо ранее выпускаемого грузового автомобиля ГАЗ-51А перешел к выпуску модернизированной переходной модели автомобиля ГАЗ-58Ф. В 1963 г. завод начал выпуск новой модели двухосного автомобиля еысокон проходимости ГАЗ-66 вместо ранее выпускаемого автомобиля ГАЗ-63, а в 1965 г. —выпуск базовой модели грузового автомобиля ГАЗ-53А. На базе этого автомобиля намечено производство различных специализированных модификаций. Подготовлена к производству новая модель легкового автомобиля ГАЗ-24 вместо автомобиля ГАЗ-21 «Волга».
Запорожский автомобильный завод в 1963 г. приступил к выпуску модернизированной модели автомобиля ЗАЗ-965А и подготовил к производству новый микроавтомобиль ЗАЗ-966В с двигателем мощностью 30 л. с. На базе этого автомобиля предусмотрен выпуск различных его модификаций.
На новом автомобильном заводе в г. Луцке организуется производство микроавтомобиля ЛуМЗ-969 «Волынь» с упрощенным кузовом и приводом на оба моста, созданного на базе агрегатов автомобилей Запорожского завода.
Ульяновский автомобильный завод в 1961 г. начал выпуск автомобилей УАЗ-451 грузоподъемностью 0,8 т с одной задней ведущей осью и цельнометаллическим кузовом-фургоном, автомобилей УАЗ-451 Д с грузовой бортовой платформой и автобусов УАЗ-451Б. На этих автомобилях установлен двигатель М-21 *, что улучшило их динамические качества. В 1966 г. завод подготовил к производству модернизированный базовый грузовой автомобиль УАЗ-452 высокой проходимости, и ведется подготовка к выпуску нового легкового автомобиля высокой проходимости УАЗ-469 взамен автомобиля ГАЗ-69.
Минский автомобильный завод в 1962 г. начал выпускать переходные модели автомобилей: автомобиль-самосвал МАЗ-200П и седельный тягач МАЗ-200М, а в 1965 г. приступил к выпуску новой базовой модели грузового автомобиля МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 т с двигателем ЯМЗ-236 и созданных на базе этого автомобиля автомобиля-самосвала MA3-503 и седельного тягача МАЗ-504.
Кременчугский автомобильный завод в 1964 г. также начал выпускать новые модели: грузовой автомобиль общего назначения КрАЗ-257 с бортовым кузовом грузоподъемностью 12 т с двигателем ЯМЗ-238А и созданные на его базе автомобиль-самосвал КрАЗ-256 и седельный тягач КрАЗ-258. Подготовлен к производству трехосный автомобиль КрАЗ-255Б высокой проходимости.
Белорусский автомобильный завод разработал конструкцию семейства карьерных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности и в 1965 г. начал выпуск первой базовой модели автомобиля-самосвала БелАЗ-540 грузоподъемностью 21 тс двигателем ЯМЗ мощностью 360 л. с. Подготовлена к производству новая вторая базовая модель самосвала БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. Ведутся работы по созданию самосвала БелАЗ-549 грузоподъемностью 65 т и его модификаций и на его базе автопоездов с активными осями грузоподъемностью до 160 т.
Кутаисский автомобильный завод в 1962 г. начал серийный выпуск седельного тягача КАЗ-606 «Колхида» с кабиной, расположенной над двигателем, а с 1963 г. — переходной модели тягача КАЗ-606А. Начато также производство модели короткобазового автомобиля КАЗ-605 грузоподъемностью 4,5 т. Подготовлен к производству новый седельный тягач КАЗ-608, унифицированный по ряду узлов с автомобилем ЗИЛ-130. Разработана конструкция модернизированного тягача К АЗ-608Б с двухскоростным задним мостом
Уральский автомобильный завод в 1963 г. приступил к выпуску трехосных автомобилей высокой проходимости Урал-375 грузоподъемностью 5 те, а в 1966 г. — к выпуску грузового базового автомобиля Урал-377 грузоподъемностью 7,5—8,0 те с двумя задними ведущими мостами (с использованием агрегатов автомобиля Урал-375).
В 1962 г. вступил в строй новый Могилевский автомобильный завод, освоивший выпуск специализированных автомобилей-самосвалов высокой проходимости под маркой МоАЗ. В 1966 г. завод начал производство самосвала МоАЗ-522 грузоподъемностью 18—20 те с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с.
Ликинский автобусный завод разработал конструкцию нового городского автобуса ЛИАЗ-677 (вместимостью 110 пассажиров) с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с. и гидромеханической передачей. Скорость автобуса — до 70 км/ч.
Львовский завод на базе городского автобуса ЛАЗ-696Б и туристского ЛАЗ-697 разработал модернизированные их модели с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ мощностью 150 л. е.: городской автобус ЛАЗ-695Е и туристский ЛАЗ-697Е. Разработаны также конструкции междугородных автобусов: 43-местный автобус ЛАЗ-699А для перевозок на небольшие расстояния, 30-местный комфортабельный автобус ЛАЗ-695 для перевозок на дальние расстояния и городской автобус ЛАЗ-698, имеющий 26 мест для сидения и 80 в проходе, с гидромеханической трансмиссией и пневматической подвеской.
Наряду с совершенствованием отечественного автомобилестроения, широкой специализацией автомобильной промышленности и вводом в производство ряда новых моделей непрерывно растет и количество выпускаемых автомобилей. Организуется производство автомобилей и их агрегатов на вновь созданных заводах или строятся новые заводы (в гг. Тольятти, Ижевске, Луцке, Ереване, Рязани и др.). В 1970 г. с реконструкцией существующих и вводом в действие новых заводов общий выпуск автомобилей должен увеличиться в 2,2—2,45 раза по сравнению с выпуском в 1965 г.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные этапы развития отечественного автомобилестроения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы