Тормозная система должна обеспечивать эффективное и равномерное действие тормозов в соответствии с установленными нормами, плавное притормаживание автомобиля и полное растормаживание всех колес.
Требованиями безопасности движения запрещается эксплуатация, а во многих случаях и движение автомобиля с неисправной тормозной системой.
Недостаточно эффективное торможение и увеличение рабочего хода педали сверх 2/з ее полного хода вызывают следующие причины:
— увеличение свободного хода педали или рычага стояночного тормоза;
— попадание воздуха в систему гидропривода тормозов из-за нарушения ее герметичности и падения уровня тормозной жидкости в главном цилиндре;
— неплотное прилегание манжет к стенкам главного цилиндра;
— попадание воды на рабочую поверхность колодок;
— неполное прилегание колодок к барабану;
— увеличение зазора между колодками и барабаном;
— нарушение герметичности пневмопривода и падение давления в нем ниже 4,5 кг/см2;
— нарушение работы компрессора, регулятора давления или предохранительного клапана;
— неполное открытие и закрытие клапанов тормозного крана.
Повышенное усилие нажатия на педаль при торможении обусловливают следующие причины:
— замасливание или неполное прилегание колодок;
— нарушение герметичности вакуумной трубки усилителя;
— повреждение диафрагмы камеры или клапана управления усилителя;
— повреждение манжеты поршня усилителя;
— засорение обратного клапана или клапана поршня усилителя;
— засорение воздушного фильтра усилителя.
Увод автомобиля в сторону или занос при торможении возникают по следующим причинам:
— замасливание колодок одного из тормозов;
— неодинаковое прилегание или неодинаковый зазор между колодками и барабаном тормозов;
— засорение трубопровода одного из тормозов;
— задир поверхности барабана одного из тормозов;
— нарушение работы регулятора тормозных сил задних колес;
—- повреждение диафрагмы тормозной камеры.
Неполное растормаживание колес и нагрев тормозных дисков или барабанов, приводящие к повышенному износу колодок и увеличенному расходу топлива, происходят по следующим причинам:
— отсутствие или недостаточный свободный ход тормозной педали или рычага стояночного тормоза;
— засорение компенсационного отверстия главного цилиндра;
— заедание поршня главного или колесного цилиндров;
— заедание поршня или клапана усилителя;
— заедание разжимного кулака или штока тормозной камеры;
— ослабление или поломка оттяжной пружины педали или стяжной пружины колодок;
— заедание колодок на осях;
— отсутствие или недостаточный зазор между колодками » барабаном;
— неправильная установка разрезного кольца в устройстве автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном;
— заедание приводных тросов или разжимного механизма стояночного тормоза.
Скрип при торможении вызывают следующие причины:
— неполное прилегание колодок к барабану;
— ослабление крепления осей колодок;
— ослабление крепления тормозного щита.
Ежедневное обслуживание.
1. Проверить герметичность привода тормозов осмотром соединений гидропривода и определением на слух утечки воздуха из соединений пневмопривода.
2. Проверить по манометру давление в пневматическом приводе, которое при работающем двигателе должно быть не менее 4,5 кг/см2.
3. Проверить натяжение ремня привода компрессора.
4. Зимой слить конденсат из ресиверов.
5. Перед выездом проверить на ходу эффективность и равномерность действия тормозов.
Первое техническое обслуживание.
1. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра, который должен быть на 10—15 мм ниже кромки горловины. На легковых автомобилях рассматриваемых моделей в бачок заливается тормоз» ная жидкость на гликолевой основе марки «Нева» (ТУ 6-09-550-73). На автомобиле ГАЭ-53А применяется тормозная жидкость на бутилспиртокасторовой основе марки БСК (ТУ 6-10-1533-75).
2. Проверить крепление шкива компрессора.
3. Проверить шплинтовку пальцев тормозных камер.
4. Проверить и при необходимости отрегулировать предохранительный клапан ресивера.
5. Смазать валы разжимных кулаков солидолом УС-3.
6. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход тормозной педали и рычага стояночного тормоза.
Свободный ход педали связан с зазором между толкателем и поршнем главного цилиндра (ВАЗ-2101, «Москвич-2140», ГАЗ-53А) или между рычагом тормозного крана и пяткой стакана секции тормозов автомобиля (ЗИЛ-130). Нормальный зазор и свободный ход педали обеспечивают необходимую эффективность действия тормозов и полное растормаживание колес. Увеличение свободного хода приводит к недостаточно эффективному торможению, при уменьшении свободного хода колеса не полностью растормаживаются.
На автомобиле ВАЗ-2101 свободный ход педали регулируется перемещением буфера включателя стоп-сигнала, в который упирается ограничитель педали. На автомобиле «Москвич-2140» зазор устанавливается винтом в штоке усилителя при его сборке и не регулируется. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» сопряжение толкателя и поршня имеет неразборную, беззазорную, нерегулируемую конструкцию с резиновым и стопорным кольцами. На автомобиле TA3-53A свободный ход регулируется изменением дли-«ы тяги педали тормоза.
При отсутствии возлуха в гидроприводе тормозов эта регулировка обеспечивает нормальный свободный ход педали и работу тормозов. Если в гидросистему попадает воздух, то на педали не ощущается свободного хода и заметного сопротивления, ход поршней колесных цилиндров уменьшается и эффективность торможения падает.
Чтобы предупредить попадание воздуха в гидросистему при ее заполнении тормозной жидкостью или удалить из гидросистемы воздух, необходимо выполнить следующие операции:
1. Отвернуть пробку главного цилиндра или бачка и заполнить его тормозной жидкостью.
2. Очистить клапаны колесных цилиндров от загрязнения и снять с них резиновые колпачки.
3. Поочередно на штуцер клапана каждого цилиндра надеть резиновую трубку и опустить ее свободный конец в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину заполненный тормозной жидкостью.
4. Создать в гидросистеме давление, резко нажимая и плавно отпуская тормозную педаль с интервалом 1—2 с.
5. Удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть клапан цилиндра на ‘/г—1 оборот и следить за опущенным в жидкость концом трубки, из которого должна выходить жидкость с пузырьками воздуха.
6. После прекращения вытекания жидкости из трубки завернуть клапан, отпустить педаль и проверить уровень жидкости в главном цилиндре или бачке, не допуская его падения более чем на 2/3 от нормы.
7. Повторить прокачку жидкости до тех пор, пока из трубки не станет выходить жидкость без пузырьков воздуха.
8. Удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан, снять с его штуцера трубку и надеть защитный колпачок.
9. Прокачать жидкость таким же образом через цилиндры всех колес, начиная с наиболее удаленного от главного цилиндра колеса каждого контура, в следующей последовательности:
— у автомобиля ВАЗ-2101—задний правый, задний левый, передний правый, передний левый;
— у автомобиля «Москвич-2140» — большие цилиндры переднего правого тормоза, большие цилиндры переднего левого тормоза (верхний клапан суппорта), малые цилиндры переднего правого тормоза, малые цилиндры переднего левого тормоза (нижние клапаны суппорта), задний правый, задний левый; сигнальное устройство приводится в исходное положение плавным-нажатием педали при отвернутом на V2 оборота клапане больших цилиндров переднего тормоза до выключения сигнальной лампы, после чего при этом положении педали клапан завертывается;
— у автомобиля ГАЗ-24 «Волга» при отвернутом на 2 оборота клапане разделителя контуров — нижний и верхний цилиндры переднего левого тормоза, нижний и верхний цилиндры переднего рравого тормоза, задний левый, задний правый, зате^ при завернутом клапане разделителя и отпущенной педали — цилиндр усилителя;
— у автомобиля ГАЭ-53А — задний правый, передний правый, передний левый, задний левый цилиндр усилителя.
Не следует нажимать на тормозную педаль, если снят хотя бы один тормозной барабан, так как при этом поршни будут выжаты из колесных цилиндров и жидкость вытечет наружу.
У автомобиля ЗИЛ-130 свободный ход тормозной педали регулируется изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом крана, и верхним регулировочным винтом.
Второе техническое обслуживание.
1. Проверить крепление; главного тормозного цилиндра.
2. Проверить крепление барабана ручного тормоза.
3. Проверить крепление компрессора.
4. Проверить крепление тормозного крана.
5. Проверить крепление колесных цилиндров через одно ТО-2..
6. Проверить крепление тормозных камер и их кронштейнов через одно ТО-2.
7. Проверить крепление тормозных щитов через одно ТО-2.
8. Проверить крепление осей колодок через одно ТО-2.
9. Проверить крепление усилителя через одно ТО-2.
10. Проверить крепление регулятора тормозных сил через одно ТО-2.
11. Проверить крепление ресиверов через одно ТО-2.
12. Смазать червячную пару регулировочного рычага солидолом УС-1.
13. Проверить и при необходимости отрегулировать действие колесных тормозов и стояночного тормоза.
Регулировка колесных тормозов необходима вследствие износа накладок тормозных колодок и увеличения зазора между накладками и барабаном. Это снижает эффективность торможения, увеличивая рабочий ход педали, которая может упереться в переднюю стенку кузова или кабины.
Получение нормального зазора обеспечивает частичная регулировка тормозов, полная регулировка производится после замены колодок для их установки концентрично барабану. На автомобилях ВАЗ-2101 и «Москвич-2140» полная регулировка не требуется, так как их колодки самоустанавливаются благодаря плавающей конструкции. Частичная регулировка передних дисковых тормозов автомобиля ВАЗ-2101, а также тормозов всех колес автомобилей «Москвич-2140» и ГАЗ-24 «Волга» не требуется, так как по мере износа накладок конструкция поршня их колесных Цилиндров обеспечивает автоматическое поддержание нормального зазора.
Частичная регулировка барабанных тормозов автомобилей ГАЗ-2101, ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 производится у каждого колеса, поднятого домкратом, после предварительной проверки и регулировки затяжки подшипников ступицы. При этом не следует изменять установку осей колодок. На автомобилях ВАЗ-2101 и ГАЗ-БЗА эта регулировка осуществляется поворотом эксцентрика каждой колодки, а на автомобиле ЗИЛ-130 — поворотом червяка регулировочного рычага в следующей последовательности:
1. Поднятое колесо автомобиля ВАЗ-2101 затормозить нажатием педали и, поворачивая эксцентрики по направлению, указанному стрелками, подвести их вплотную к колодкам. На автомобиле ГАЗ-БЗА, вращая колесо вперед, поворачивать эксцентрик передней колодки по стрелке до затормаживания колеса. У автомобиля ЗИЛ-130 поворачивать червяк регулировочного рычага до тех пор, пока при нажатии на педаль ход штоков тормозных камер передних колес не достигнет 1-5 мм, задних колес — 20 мм.
2. На автомобиле ВАЗ-2101 отпустить педаль и повернуть эксцентрики в обратную сторону на 10°, чтобы между колодками и барабаном был зазор 0,1—0,15 мм. У автомобиля ГАЭ-53А повернуть регулировочный эксцентрик в обратную сторону до свободного вращения колеса, затем те же операции проделать с эксцентриком задней колодки, вращая колесо назад.
3. Несколько раз нажав и отпустив педаль, проверить свободное, без задевания колодок вращение колеса.
4. Выполнить указанные операции для тормозов всех колес, после чего педаль должна опускаться не более чем на 2/з ее полного хода.
5. Проверить на ходу после остановки без торможения отсутствие нагрева тормозных барабанов и при торможении — эффективность и равномерность торможения.
Полная регулировка тормозов автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 выполняется в следующем порядке:
1. Проверить регулировку затяжки подшипников ступиц ко-,лес.
2. Ослабить гайки крепления опорных эксцентриковых пальцев или осей колодок и повернуть их торцовыми метками друг к другу, отведя колодки от барабана; у автомобиля ЗИЛ-130 дополнительно ослабить крепление кронштейна разжимного кулака, разъединить регулировочный рычаг и шток тормозной камеры.
3. Нажимая на педаль или поворачивая регулировочный рычаг, прижать колодки к барабану; поворачивать пальцы или оси колодок по направлению, указанному стрелками, добиваясь полного прилегания колодок к барабану.
4. Затянуть гайки крепления опорных пальцев или осей, а также кронштейна разжимного кулака и, отпустив педаль или регулировочный рычаг, проверить отсутствие задевания колодок за -барабан; на автомобиле ЗИЛ-130 зазор между колодками и барабаном у разжимного кулака должен быть равен 0,4 мм, у осей колодок — 0,2 мм.
5. Произвести частичную регулировку тормозов, как было-указано выше.
Регулировка стояночного тормоза автомобилей ВАЗ-2101Г «Москвич-2140» и ГАЗ-24 «Волга» производится после регулировки колесных тормозов при поднятой задней части автомобиля в-следующей последовательности:
1. Переместить рычаг или рукоятку тормоза на 1—2 зуба за-пирающего механизма и, вращая регулировочную гайку, передвинуть направляющую скобу или уравнитель до натяжения задних тросов.
2. Проверить свободное, без задевания колодок, вращение задних колес.
3. Проверить эффективность действия тормоза при перемещении рычага не более чем на 4 зубца у автомобиля ВАЗ-2101, на 8 зубцов у автомобиля «Москвич-2140», на 24 зубца у автомобиля ГАЗ-24 «Волга».
4. При увеличенном ходе рукоятки и неэффективном торможении у автомобилей «Москвич-2140» и ГАЗ-24 «Волга» уменьшить зазор между разжимным рычагом и задней колодкой, поворачивая регулировочный эксцентрик рычага.
У автомобилей ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 для регулировки центрального стояночного тормоза необходимо выполнить следующие операции:
1. Поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение и отъединить от тормозного барабана фланец карданного вала или поднять домкратом одно из задних колес.
2. На автомобиле ГАЭ-53А завернуть регулировочный винт до затормаживания барабана, затем отпустить винт до свободного проворачивания барабана.
3. При увеличенном ходе рычага или неэффективном торможении уменьшить длину тяги, вращая регулировочную вилку, чтобы затормаживание происходило при перемещении рычага не более чем на 6 зубцов запирающего механизма. Если на автомобиле ЗИЛ-130 уменьшение длины тяги не обеспечивает указанного условия, необходимо переставить палец тяги в следующее отверстие регулировочного рычага.
Правильно отрегулированный стояночный тормоз должен Удерживать автомобиль на подъеме или спуске с уклоном 16%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные неисправности и техническое обслуживание тормозной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы