Крановщик должен стремиться использовать все технические возможности крана, в частности наибольшие скорости рабочих движений. Так, передвижение крана без груза и опускание пустой крюковой подвески следует выполнять с максимальной скоростью. Если на кране есть многоскоростные механизмы, крановщик должен выбирать скорости рабочих движений в зависимости от массы груза, его габаритов и условий работы: чем меньше масса груза, тем выше могут быть скорости его перемещения.
Для выбирания слабины каната, исключения «подхвата» и подъема легких грузов с малой скоростью рукоятку контроллера- ставят в позицию I. Подъем грузов средней массы с пониженной скоростью выполняют на позиции II рукоятки контроллера, а грузов большой (номинальной) массы на позициях III, IV.
Предназначенный для транспортировки груз должен быть надежно застроплен имеющимися грузозахватными приспособлениями в соответствии с утвержденными схемами строповки.
Запрещено перемещать груз, застропленный в положении неустойчивого равновесия или подвешенный за один рог двурогого» крюка крана. Нельзя выравнивать положение застропленного груза на весу перемещением стропов, затягиванием узла «на удав», поворотом груза с помощью рычагов и силы тяжести стропальщика. Для перестроповки груз обязательно должен быть опущен на пол цеха.
При подъеме грузов машинист должен следить за тем, чтобы крюк подъемного механизма был установлен вертикально над грузом, подлежащим подъему. При подъеме груза, близкого по массе к номинальной грузоподъемности крана, машинист должен производить подъем груза в два приема: вначале оторвать груз от пола на 100 мм, убедиться в надежности строповки и проверить действие тормоза механизма подъема, а затем уже поднимать груз окончательно.
Наибольшую сложность представляет опускание груза различной массы. При опускании груза небольшой массы (крюковой подвески без груза) электродвигатель привода необходимо включать на опускание для преодоления сил сопротивления трения в механизме и регулировать скорость контроллером ступенчато.
При опускании груза номинальной массы следует помнить, что момент на валу ротора, создаваемый подвешенным грузом, будет способствовать увеличению частоты его вращения.
Опускание груза номинальной массы надо производить на последних позициях рукоятки контроллера (при закороченной цепи ротора). Данный способ называют торможением со сверхсинхронной частотой вращения ротора двигателя и применяют для кранов малой грузоподъемности с небольшой частотой вращения рабочего органа механизма подъема груза.
В отличие от рассмотренного выше способ нижесинхронного торможения обеспечивает значительное снижение скорости опускаемого груза номинальной массы и разгружает механический тормоз при остановке груза. Этот способ называют торможением противовключением. Не следует путать его с реверсированием электропривода без остановки ротора.
Для опускания висящего неподвижно груза номинальной массы механизм включают на подъем на первых положениях рукоятки контроллера. К недостаткам способа следует отнести влияние массы груза на скорость опускания и возможность его подъема вместо опускания.
Торможение противовключением наиболее эффективно для механизмов подъема грейферных и магнитных кранов. Быстроходные механизмы требуют интенсивного торможения, а масса рабочего оборудования достаточно велика, чтобы быть поднятой вместо необходимого опускания.
В обоих рассмотренных способах скорость опускания зависит от массы груза, конструкции и мощности механизма и требует развития определенных практических навыков у крановщика.
Скорости движения остальных механизмов крана следует уменьшать заблаговременно, переводя рукоятку контроллера в соответствующие позиции плавно без задержки. Затормаживать механизмы крана с грузом необходимо плавно (ступенчато), не допуская экстренного торможения, вызывающего значительные динамические нагрузки и раскачивание груза, на успокоение и наводку которого на место разгрузки потребуется дополнительное время и трудозатраты.
Подъем, перемещение и опускание грузов запрещено производить при нахождении людей в зоне возможного падения груза. Указанные зоны и способы ограждения определяет руководство предприятия, эксплуатирующего грузоподъейные краны. Категорически запрещено перемещать людей кранами с помощью съемных грузозахватных приспособлений.
При использовании специальных грузозахватных приспособлений — клещевого, эксцентрикового и др. фрикционного типа, основанных на создании полезных сил трения между рабочими поверхностями захвата и перемещаемого груза, следует помнить, что силы трения не являются постоянными и зависят от внешних условий: температуры, влажности, состояния поверхностей и др. Поэтому Правила запрещают применение захватов для перемещения ядовитых и взрывоопасных грузов, а также сосудов, находящихся под давлением.
Электромагнитные и грейферные захваты являются автоматическими системами и одновременно дистанционного действия, так как их применение не требует ручного труда для крепления грузов, а управление ими ведется из кабины машиниста крана. Однако им присущи серьезные недостатки, определяющие особые условия эксплуатации. Пребывание людей в зоне их работы категорически запрещено.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные правила подъема и перемещения грузов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы