Содержание городских дорог включает в себя комплекс работ, обеспечивающих такое их состояние, при котором они полностью отвечают требованиям эффективного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Среди этих работ наибольшей трудоемкостью и объемом отличаются уборка городских дорог, а также их ремонт. Уборка городских дорог включает уборку проезжей части дорог и тротуаров в летний и зимний периоды.
При уборке в летний период производят следующие работы: удаление загрязнений с дорожных покрытий, снижение запыленности нижних слоев воздушного бассейна. Результаты исследований показывают, что основным фактором, от которого зависит степень загрязненности дорожных покрытий, является интенсивность движения транспортных средств и их вид. Этот фактор определяет не только количество накапливаемых загрязнений, но и особенности их размещения на дорожном покрытии. Кроме того, на интенсивность накапливания загрязнений влияет планирование поперечного сечения улицы и прежде всего конструкция и расположение газонов. Установлено, что при интенсивности движения не превышающей 50-60 ед/ч загрязнения располагаются по всей ширине проезжей части; увеличение интенсивности движения приводит к перемещению загрязнений в прилотковую и резервную полосы.
Современные подметально-уборочные машины при надлежащем их регулировании обеспечивают коэффициент эффективности Кэф « 0,9, а поливочно-моечная машина не более АГЭф 0,85. При применении этих машин следует учитывать, что подметально-уборочные машины осуществляют не только подметание, но и сбор загрязнений в бункер и последующий их вывоз. В отличие от этих машин поливочно-моечные машины, смывая загрязнения, перемещают их потоками воды к прилотковой полосе, где остается 50-60% загрязнений, а остальные попадают через колодцы в водосточную сеть. Поэтому поливочно-моечные машины следует применять на улицах, имеющих водосточную сеть с интенсивностью движения транспортных средств не более 60 ед/ч. На таких улицах возможна последующая уборка загрязнений, остающихся в прилотковой полосе после мойки, путем их смывания поливочно-моечной машиной в водосточную сеть.
При отсутствии водосточной сети на таких улицах после их мойки следует убирать подметально-уборочными машинами прилотковую полосу, на которой скапливаются смытые загрязнения.
На улицах, где интенсивность движения превышает 60 ед/ч, загрязнения, скопившиеся в прилотковой и резервной полосах, надо убирать подметально-уборочными машинами, а поливочно-моечные машины применять только периодически для смывания случайных загрязнений, закрепленных на проезжей части дорог.
Для обеспечения санитарно-гигиенических требований на дорожных покрытиях допускаются следующие предельные количества загрязнений: на важнейших магистралях и улицах, расположенных в благоустроенных жилых районах 30 г/м2; на улицах, которые граничат с проездами, имеющими неусовершенствованное дорожное покрытие, а также тех, где расположены промышленные предприятия 50 г/м2; на улицах второстепенного значения,-пересекаемых улицами с неусовершенствованным покрытием 80 г/м2.
Соблюдение этих требований обеспечивает снижение запыленности воздуха над дорожным покрытием городских дорог в пределах допустимых норм. Кроме того, с помощью полива, выполненного поливоч-но-моечными машинами, также можно снизить запыленность более чем в 2 раза, повысить влажность воздуха и снизить его температуру на 15-20%. Однако результаты полива сохраняются только в течение 1 ч, этим следует руководствоваться при установлении периодичности выполнения этой операции. На основании имеющихся закономерностей накопления загрязнений, показателей эффективности работы машин, а также приведенных значений количества допустимых загрязнений на дорожном покрытии даны рекомендации по периодичности выполнения технологических операций для различных эксплуатационных условий.
Основной задачей уборки проезжей части городских дорог в зимний период является обеспечение беспрепятственного и безопасного движения транспортных средств. Уборка городских дорог в зимний период включает в себя выполнение трех основных комплексов операций: уборки снежно-ледяных образований; удаления снежно-ледяных образований с места их складирования при уборке; устранения гололеда и скользкости. Решающее влияние на качество уборки в зимний период оказывает первый комплекс операций по уборке снежно-ледяных образований, так как эти операции, выполняемые во время снегопада и в кратчайший период после него, непосредственно подготовляют дорожное покрытие к последующей эксплуатации.
Снег обладает свойствами метаморфизма – способностью под действием внешних факторов (температуры, уплотняющих воздействий колес транспортных средств) превращаться в уплотненный снег, снежно-ледяной накат или лед, т. е. из сыпучего в твердое тело. Эти превращения сопровождаются значительным повышением прочности. Так, при образовании уплотненного снега его прочность увеличивается в среднем в 30 раз и затем при превращении уплотненного снега в лед еще в 3 раза.
Свежевыпавший снег при интенсивном движении транспортных средств в течение менее 1 ч уплотняется колесами настолько, что существующие плужно-щеточные снегоочистительные машины оказываются неэффективными. Чтобы затормозить процесс уплотнения и увеличить тем самым период, в течение которого возможно эффективное применение снегоочистительных машин в свежевыпавший снег вводят химические материалы, растворы которых отличаются низкими температурами замерзания.
При выполнении снегоочистки, как показывает эксплуатация, вследствие несоблюдения технологических рекомендаций и других причин, возможно образование уплотненного снега, который должен быть убран в кратчайшие сроки во избежание его превращения в снежно-ледяной накат или лед. При условии своевременного удаления уплотненного снега, снежно-ледяной накат и лед на проезжей части могут образоваться в результате резких колебаний температуры с переходом через 0 °С при длительном пребывании снежного вала на прилотковой полосе.
Наиболее простым и доступным способом уборки снежно-ледяного наката и льда является комбинированный метод, который основан на введении в пограничный слой реагентов, образующих растворы, замерзающие при низкой температуре и снижающие силы смерзания, и последующем скалывании льда с помощью соответствующих машин.
Характеристика режимов снегоочистки с применением химических материалов
Пассивный метод борьбы с гололедом, так же как и со скользскостью, состоит в обработке дороги пескосоляной смесью, позволяющей в 3-4 раза повысить коэффициент сцепления колес транспортных средств с дорогой. Перечень материалов и режимов работы при борьбе с гололедом и скользкостью приведен в табл. 8.5.
Уборка тротуаров в летнее время. В отличие от проезжей части городских дорог основным источником загрязнения тротуаров являются пешеходы. Санитарными органами установлено, что предельное количество загрязнений на тротуарах не должно превышать 10 г/м2. Технология предусматривает классификацию тротуаров по основному признаку – интенсивности движения пешеходов, которая выражается количеством пешеходов, проходящих в полосе движения шириной 0,75 м в течение 1 ч; а также периодичность их уборки.
Для уборки загрязнений в летний период применяют тротуароуборочные машины с подметально-уборочным, а также с поливочно-моечным оборудованием.
Уборка тротуаров в зимнее время. Технология уборки тротуаров в зимнее время не предусматривает применения каких-либо материалов. В связи с этим основным процессом является оплуживание и сгребание свежевыпавшего снега с такой периодичностью, в течение которой он сохраняет свойства сыпучего тела. Очистка поверхности тротуаров может быть достигнута существующими плужно-щеточны-ми снегоочистителями.
С гололедом и скользкостью борются путем обработки тротуаров пескосоляной смесью. Тротуары II и I классов обрабатывают через 4-6 ч. Дня производства работ по уборке тротуаров используют различные машины: для снегоочистки — тротуароуборочную или универсальную машину с плужно-щеточным оборудованием; для скалывания уплотненного снега — оборудование для скалывания и рыхления уплотненного снега; для образования куч снега — совок-разгребатель; для борьбы с гололедом и скользкостью – распределительное оборудование.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основы линейной эксплуатации машин для содержания городских дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы