Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Особенности, неисправности и проверка состояния газового оборудования

Читать далее:




Особенности, неисправности и проверка состояния газового оборудования

Рост численности парка газобаллонных автомобилей объясняется наличием определенных преимуществ при использовании газообразного топлива для автомобилей вместо бензина.

Преимущества газообразных топлив: меньшее содержание окиси углерода в отработавших газах (уменьшение токсичности); высокие антидетонационные свойства, позволяющие повысить степень сжатия двигателя; увеличение срока службы моторного масла за счет меньшего окисления и загрязнения частицами нагара; уменьшение износа деталей цилиндропоршневой группы благодаря отсутствию смывания смазки топливом с зеркала цилиндра и уменьшению абразивного износа в результате меньшего нагарообразования; сравнительно низкая стоимость газа.

Приборы и отдельные элементы арматуры топливной газовой системы, установленные на грузовых автомобилях и автобусах, по своему устройству и принципу работы в основном аналогичны.

Наиболее характерными газобаллонными установками автомобилей, работающих на сжиженном (ЗИЛ-138) и сжатом природном (ЗИЛ-138А) газах, являются представленные на рис. 65 и 66. Эти установки отличаются лишь некоторыми конструктивными особенностями и дополнительными устройствами. Так, например, двигатели автомобилей ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-19, работающих на сжиженном газе, снабжены одним двухступенчатым газовым редуктором рычажно-диафрагменного типа с автоматической регулировкой давления газа; испарителем, внутренняя полость которого сообщается с системой охлаждения двигателя; электромагнитным клапаном для управления подачей газа и бензина (ЗИЛ-138) через испаритель (см. рис. 65) в газовый редуктор карбюратором, арматурой; газопроводами, шлангами и манометрами. На автомобиле ЗИЛ-138 установлен один баллон для сжиженного газа емкостью 225 л, на ЗИЛ-1Э8В1 и ЗИЛ-138Д2 — по два баллона, каждый емкостью 117,4 л.

Рис. 65. Газовая топливная система автомобилей ЗИЛ-138: а – ЗИЛ-1Э8В1 и ЗИЛ-1Э8Д2; 6 – ЗИЛ-138; 1 – впускной коллектор; 2 – трубопровод от редуктора к смесителю системы холостого хода; 3 — трубопровод от редуктора к смесителю; 4 — шланг от редуктора к впускному трубопроводу; 5 — трубопровод от газового редуктора к электромагнитному клапану пусковой системы; о — трубопровод от испарителя к газовому редуктору; 7 — газовый смеситель; 8 — газовый редуктор; 9 — фильтр газового редуктора; 10 — электромагнитный клапан пусковой системы; 11 — трубопровод от клапана пусковой системы к смесителю; 12 — шланг высокого давления от электромагнитного клапана к испарителю; 13 — испаритель; 14 — карбюратор резервной системы; 15 — электромагнитный клапан; 16 и 17 — трубопроводы; 18 — скоростной клапан; 19 — баллонный тройник; 20, 21 и 22 — баллоны для сжиженного газа; 23 — соединительный тройник; 24 — кронштейн

Рис. 66. Газовая топливная система автомобиля ЗИЛ-1Э8А:
1 – трубка холостого хода; 2 – трубка основной подачи газа; 3 — редуктор низкого давления; 4 – электромагнитный клапан газа; 5 – баллон; 6 – расходный вентиль; 7 – магистральный вентиль; 8 — наполнительный вентиль; 9 – подогреватель; 10 – редуктор высокого давления; 11 – заслонка подогревателя; 12 – карбюратор-смеситель; 13 – бензиновый электромагнитный клапан-фильтр; 14 — бензонасос

На автомобилях ЗИЛ-138А и ГАЗ-53-27, работающих на сжатом природном газе, газовые баллоны высокого давления соединены между собой толстостенными бесшовными трубками (см. рис. 66) и разделены на две секции, каждая из них имеет свой расходный вентиль. Сжатый газ поступает в подогреватель в виде трубки-змеевика, где он подогревается за счет тепла отработавших газов. Из подогревателя газ поступает в редуктор высокого давления, где давление сжатого газа, достигающее 19,6 МПа, снижается до 1,2 МПа, затем, пройдя через электромагнитный клапан, поступает в двухступенчатый редуктор низкого давления, карбюратор-смеситель, далее в цилиндры двигателя. Количество поступающих в редуктор высокого давления газов регулируется заслонкой, которая управляется тросовым приводом из кабины водителя. Работа редуктора низкого давления контролируется манометром, установленным в кабине водителя. Количество газа в баллонах определяют из показаний дистанционного электроманометра или мембранного механического манометра на газовом баллоне или по работе сигнальной лампы в кабине. В бензиновой топливной системе установлен электромагнитный клапан для перевода двигателя с работы на газе на бензин. На входе газа в редуктор высокого давления установлен объемный металлокерамический фильтр, редуктор низкого давления — сетчатый фильтр, а в электромагнитный газовый клапан — съемный войлочный фильтр. Тройная фильтрация необходима для обеспечения точной и надежной работы редукционных клапанов газовых редукторов.

Давление сжиженного газа в полости первой ступени редуктора должно быть в пределах 0,12—0,15 МПа, сжатого газа на выходе из редуктора высокого давления — 1,20 ± 0,13 МПа независимо от давления газа в баллонах.

Баллоны для сжиженного газа стальные, сварные, рассчитаны на рабочее давление 1,6 МПа. Баллоны для сжатого газа изготовлены из бесшовных стальных труб, термически обработаны для создания однородной структуры металла в целях безопасности при разрушении баллонов. Они рассчитаны на рабочее давление 19,6 МПа.

Газовые баллоны в процессе эксплуатации подвергаются периодическому освидетельствованию в соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором СССР. Гидравлическое испытание баллонов для сжиженного газа проводят не реже чем в 2 года при давлении 2,4 МПа, а пневматическое испытание — с той же периодичностью при давлении 1,6 МПа.

Баллоны для сжатого природного газа, изготовленные из легированной стали, испытываются не реже чем раз в 5 лет, а изготовленные из углеродистой стали – не реже чем раз в 3 года. Гидравлическое испытание проводят при давлении 29,4 МПа продолжительностью не менее 1 мин и объемным способом определяют упругую деформацию и остаточную, которая не должна превышать 10 % упругой. В противном случае баллон подлежит выбраковке. После гидравлических испытаний баллон просушивается и подвергается пневматическим испытаниям под давлением 19,6 МПа продолжительностью 1 мин. При пневматическом испытании баллоны с газом погружают в ванну с водой с целью определения герметичности мест соединения переходника с горловиной баллона. При наличии утечки газа следует удалить его из баллона и устранить неисправность. Если причиной неисправности является повреждение резьбы, баллон бракуют.

После испытания на передней стенке баллона сжиженного газа и на верхней сферической части баллона сжатого газа должна быть указана (восстановлена) полная характеристика баллона: завод-изготовитель; порядковый номер баллона; масса баллона в килограммах; даты изготовления и последующего испытания; рабочее давление — “Р” и пробное — “П”; объем в литрах; клеймо ОТК завода-изготовителя; обозначение стандарта на баллоне. Результаты испытания баллона заносятся ОТК завода-изготовителя в паспорт на баллон. Даты первого и последующего гидравлических испытаний баллона указываются следующим образом: месяц и год первого, год последующего (например, 10.87-89).

Арматура, установленная на баллоне для сжиженного газа (см. рис. 65), состоит из двух расходных вентилей для газообразной и жидкостной фаз; наполнительного и контрольного вентилей; скоростного и предохранительного клапанов.

Газобаллонные установки грузовых автомобилей, работающих на сжатом природном газе, оборудованы следующей арматурой (см. рис. 66): наполнительным, магистральным и двумя расходными баллонными вентилями. Магистральный и наполнительный вентили на автомобилях ЗИЛ-130А ввернуты в крестовину (на ЗИЛ-138И на третьем баллоне). У баллонных и магистральных вентилей на боковой штуцер навертывается переходник с колпачком и уплотняющей прокладкой доя присоединения газопроводов.

Газовый редуктор высокого давления предназначен для снижения давления газа на выходе из редуктора в пределах 1,17—1,33 МПа независимо от давления газа в баллонах. Устройство редуктора и взаимодействие его деталей видны из рис, 67.

Электромагнитный газовый запорный клапан с фильтром (рис. 68) служит для очистки газа от смолистых веществ, ржавчины, пыли и других механических примесей. Состоит из корпуса, войлочного фильтрующего элемента, алюминиевого стакана, стяжного болта, клапана, подводящего и отводящего штуцеров и открывается при включении зажигания.

Рис. 67. Газовый редуктор высокого давления:
1 – винт регулировочный; 2 – гайка; 3 – крышка редуктора; 4 – опорная шайба; 5 – пружина; б – шайба нажимного диска; 7 – мембрана; 8 – камера рабочая; 9 – канал; 10 – канал низкого давления; 11 – седло клапана; 12 – камера высокого давления; 13 – корпус редуктора; 14 – полость; 15 – пружина; 16 – клапан; 17 – керамический фильтр; 18 – втулка; 19 – прокладка; 20 – фильтр; 21 — нажимная гайка; 22 – штуцер полости высокого давления; 23 — канал; 24 – фильтр керамический; 25 – уплотнитель клапана; 26 – направляющая толкателя; 27 — толкатель

Газовый редуктор низкого давления (рис. 69) представляет собой двухступенчатый автоматический прибор диафрагменного типа с рычажной передачей перемещения от диафрагмы к клапанам. Он снижает давление газа, поступающего в полость первой ступени, до давления, близкого к атмосферному.

Рис. 70. Газовый смеситель:
1 — корпус; 2 — патрубок подвода газа в смеситель; 3 — обратный клапан; 4 — стержень; 5 — крышка; б — форсунка; 7 — диффузор; 8 и 18 — каналы системы холостого хода; 9 — патрубок подвода газа в систему холостого хода; 10 к 11 — винты регулировки состава газовой смеси для работы в режиме холостого хода; 12 — крышка каналов системы холостого хода; 13 и 17 — прокладки; 14 и 15 — выходные отверстия системы холостого хода; 16 — дроссельная заслонка; 19 — болт регулировки угла открытия дроссельных заслонок; 20 — винт регулировки полного открытия дроссельных заслонок; 21, 24 и 25 — рычаги пусковой системы; 22 — рычаг управления дроссельными заслонками; 23 — упорный винт регулировки минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода

Рис. 71. Схема карбюратора:
1 — входная горловина; 2 — клапан; 3 — воздушная заслонка; 4 — диффузор; 5 — корпус; б — дроссельная заслонка; 7 — смесительная камера; 8 — топливный фильтр; 9 — топливный клапан; 10 — пружина; 11 — жиклер-распылитель; 12 — регулировочный винт холостого хода; 13 — жиклер системы холостого хода; 14 — мембрана; 15 — прокладка; 16 — корпус обратного клапана; 17 — обратный клапан; 18 — толкатель мембраны; 19 — балансировочный канал; 20 – рычаг топливного клапана; 21 — уплотнитель клапана; 22 — крышки; 23 — штуцер; 24 — выходной эмульсионный канал; 25 — переходной эмульсионный канал; 26 — канал системы холостого хода; 27 — заглушка; 28 — шпилька

Рис. 72. Карбюратор-смеситель К-91 автомобиля ЗИЛ-138А (138И):
1 — винты качественной регулировки холостого хода при работе на бензине; 2 — трубка холостого хода; 3 — корпус обратного клапана; 4 — винты крепления корпуса обратного клапана; 5 — переходник-смеситель; б – карбюратор; 7 — упорный винт; 8 — винт регулировки общей подачи газа в систему холостого хода; 9 — винт регулировки минимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу

Бензиновая система питания газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе (ЗИЛ-138А, ЗИЛ-1Э8И) отличается от системы питания базовых автомобилей наличием электромагнитного запорного клапана-фильтра, установленного между бензонасосом и поплавковой камерой карбюратора-смесителя модели К-91 (рис, 72). Карбюратор-смеситель с падающим потоком, балансируемой поплавковой камерой, двухкамерный, в каждой камере имеется два диффузора. Регулировки минимальной частоты вращения холостого хода и переходного режима осуществляются винтами. Принцип работы карбюратора К-91 при работе автомобиля на бензине такой же, как у карбюратора К-88АМ.

Характерные неисправности газовой аппаратуры и способы их устранения

К основным неисправностям относятся негерметичность газопроводов, шлангов, вентилей и клапанов, засорение фильтров электромагнитного клапана или редуктора высокого давления, повышение рабочего давления до выключения двигателя, повреждение или неплотное соединение диафрагм редукторов высокого и низкого давлений.

Негерметичность газопроводов, шлангов и вентилей устраняют заменой отдельных деталей или подтягиванием ниппелей и хомутов.

Неплотность прилегания клапанов к гнезду может быть из-за засорения или износа клапана. Износ устраняют подрезкой и шлифовкой торца клапана.

Рис. 73. Соединение трубопроводов:
а — соединение разобрано; б — соединение не затянуто; в — соединение затянуто; 1 — накидная гайка; 2 — трубка

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДТЯГИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРА И ДРУГОЙ РЕМОНТ ПРИ НАЛИЧИИ В РЕДУКТОРЕ ГАЗА ПОД ДАВЛЕНИЕМ

После проверки и регулировки установить редуктор на место.

Для проверки редуктор должен быть снят с автомобиля. Принцип регулировки давления газа в редукторе низкого давления, работающем на сжатом природном газе, такой же, как у редуктора, работающего на сжиженном газе.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Особенности, неисправности и проверка состояния газового оборудования"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства