Подъемно-транспортные машины по своему назначению и конструктивному исполнению очень разнообразны и, как известно, делятся на две основные группы: машины периодическог о действия, или грузоподъемные машины, и машины непрерывного действия — транспортирующие машины.
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных машин зависит от конструктивных особенностей и интенсивности производственной загрузки их по времени (режима работы). Например, организация технической эксплуатации портальных или других типов кранов из-за своих специфических конструктивных особенностей значительно отличается от организации технической эксплуатации погрузчиков или машин непрерывного транспорта (транспортеров). Организация технической эксплуатации кранов с большой загрузкой по времени (например, на навалочных грузах при большом установившемся грузообороте) отличается от организации технической эксплуатации кранов с более легким режимом работы (например, на тарно-штучных грузах, когда интенсивность загрузки по времени небольшая и грузоподъемность кранов при подъемах используется не полностью).
В конструкциях современных подъемно-транспортных машин и механизмов все большее применение находит гидравлический привод, который позволяет создать более компактную конструкцию при передаче больших усилий и мощностей, получить сокращение веса конструкции и обеспечить надежную эксплуатацию. Наличие гидравлической системы в конструкциях машин выдвигает особые требования к их технической эксплуатации.
В морских портах, где подъемно-транспортные машины являются основным оборудованием на погрузочно-разгрузочных работах, наряду с общими методами технической эксплуатации, применяемыми в других отраслях народного хозяйства, из-за особенностей портовой работы используются также специальные методы.
Особенности технической эксплуатации портовых перегрузочных машин заключаются в неравномерности их использования как в течение года (длительность навигации, периоды снижения интенсивности грузооборота), так и в течение суток и рабочей смены (сдача смены, время прихода-отхода и ожидания судов), а также в повышенной интенсивности режима работы машин.
К особенностям технической эксплуатации портовых подъемно-транспортных машин можно отнести: многотипность перегрузочного оборудования, работу перегрузочных машин на открытом воздухе, в среде повышенной влажности, в абразивной среде (работа на перегрузке апатитового концентрата и других химических грузов), под значительным воздействием атмосферных осадков и ветра.
Кроме этого, техническая эксплуатация портовых перегрузочных машин регламентируется общесоюзными Правилами Госгортехнадзора («Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов») и ведомственными «Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов».
От конструктивных особенностей подъемно-транспортного оборудования в значительной мере зависит наибольшая длительность периодов, в течение которых оно может работать непрерывно (без остановок для ухода или ремонта). С другой стороны, длительность таких периодов увеличивается от повышения качества технического обслуживания. С улучшением технического обслуживания износ оборудования резко снижается.
При расчетах оборудования на износ, выносливость (усталость металла) и нагрев учитывается режим работы каждого механизма. Режим работы механизма зависит от степени его использования по времени и характера .нагрузки.
Интенсивность производственной загрузки подъемно-транс-портного оборудования по времени характеризуется общим числом работы в течение года и распределением его на протяжении года. Учитывается еще и то, что при каждом цикле работы крана (или другой грузоподъемной машины) отдельные механизмы его работают только часть времени и при этом с различной продолжительностью включения.
Использование по времени механизма в период работы крана определяется так называемой относительной продолжительностью включения (ПВ%)—отношением промежутка времени, в течение которого работает данный механизм, к общему времени работы крана.
Характер нагрузки механизма зависит от веса перемещаемого груза, который может быть переменным. Переменность веса груза характеризуется коэффициентом использования механизма по грузоподъемности (7(гР).
При каждом пуске в ход и торможении механизм испытывает перегрузку, подвергаясь действию пускового и тормозного моментов. Частота таких перегрузок определяется числом включений в час, которое зависит от количества циклов в час работы крана. Например, за каждый цикл крана механизм подъема включается не менее четырех раз (подъем и спуск груза, подъем и спуск порожнего грузозахватного органа), а другие механизмы крана — не мене двух раз (ход вперед и ход назад; поворот в одну и другую сторону). На режим работы электродвигателя влияет также температура окружающей среды.
Правилами Госгортехнадзора СССР установлены следующие режимы работы кранов: с ручным приводом г Р, с машинным приводом: легкий — Л, средний — С, тяжелый—Т и весьма тяжелый — ВТ.
В соответствии со ст. 14 Правил Госгортехнадзора расчет на прочность деталей и узлов грузоподъемных машин производится по действительному режиму их работы.
От режима работы зависят принимаемые запасы прочности деталей и металлоконструкций грузоподъемных машин, коэффициенты торможения, а также выбор параметров электродвигателей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности технической эксплуатации подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы