В современных автомобильных механических трансмиссиях применяются цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи, а в гидравлических — гидромеханические. Каждый вид передачи предъявляет к смазочному маслу свои специфические требования в зависимости от температурного, скоростного и нагрузочного режимов работы трансмиссии, а также от материалов, из которых изготовлены детали агрегатов и узлов трансмиссии. Условия работы трансмиссионных масел напряженные, так как они работают значительную часть времени в режиме граничной смазки.
Температурный режим работы масла в трансмиссии. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии изменяется в довольно широких пределах: от температуры окружающего воздуха до высоких температур (свыше 300 °С) в точках контакта трущихся поверхностей (зубьев шестерен). Температура масла зависит от удельных нагрузок, скорости вращения шестерен. Следует раз-дичать три наиболее характерные рабочие температуры: минимальную — в момент начала работы (момент тро-гания с места) после длительной стоянки, обычно это температура окружающего воздуха; максимальную — наибольшую во время работы агрегата; среднюю эксплуатационную — наиболее вероятную во время работы агрегата за весь период эксплуатации.
Скоростной режим. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление от 1,5…3,0 м/с до 9…12 м/с, для спирально-конических они составляют до 15 м/с, а для гипоидных 15 м/с и выше. Наибольшие скорости наблюдаются в червячных передачах — 20…25 м/с.
Нагрузочный режим. В цилиндрических, конических и червячных передачах удельные нагрузки в полосе зацепления составляют 500…2000 МПа, а в гипоидных передачах они выше в 2 раза.
Виды передач, особенности конструкции агрегатов трансмиссии и условия эксплуатации автомобилей определяют требования, предъявляемые к качеству трансмиссионных масел. Выбор сорта масла для данного агрегата и условий его эксплуатации, как правило, производят на основе классификации трансмиссионных масел. Отечественные трансмиссионные масла в соответствии с ГОСТ 23652—79 имеют следующую маркировку: Т — трансмиссионное масло, А — автомобильное, Д — долго-работающее, С — селективной очистки, з — загущенное, п — содержащее комплекс присадок, К — принадлежность масла для применения в агрегатах трансмиссии автомобиля КамАЗ, гип — принадлежность масла для применения в гипоидных передачах. Цифра, следующая за буквой (буквами), показывает кинематическую вязкость масла при 100 °С в сантистоксах (мм2/с). Буква Э означает присадку ЭФО, буква В — что масло изготовлено из Волгоградских нефтей. Так, например, марка наиболее распространенного трансмиссионного масла ТАп-15В расшифровывается следующим образом: масло трансмиссионное, автомобильное с добавлением присадок, изготовленное из Волгоградских нефтей, имеет кинематическую вязкость при 100 °С—15 мм2/с (сСт).
С 01.01.87 г. введен в действие ГОСТ 17479.2—85 «Обозначение нефтепродуктов. Масла трансмиссионные», в соответствии с которым трансмиссионные масла подразделяются на 5 групп по уровню эксплуатационных свойств. Такая же классификация принята и в странах СЭВ. По классификации API (ассоциация инженеров американского нефтяного института) предусмотрено 6 групп трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств.
Классификация трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств приведена в табл. 13.
В связи с тем что масла групп ТМ-1 и GL-1 обладают недостаточным уровнем эксплуатационных свойств, они для современных конструкций агрегатов трансмиссий, как правило, не применяются. Масла групп GL-5 и GL-6 являются универсальными трансмиссионными маслами, которые могут быть использованы во всех типах передач.
Иногда для коробок передач рекомендуют применять не трансмиссионные, а моторные масла. Такие рекомендации следует применять осторожно, так как по уровню эксплуатационных свойств моторные масла находятся на уровне не выше группы GL-1.
ГОСТ 17479.2—85 устанавливает 4 класса вязкости. К пассификацией, принятой в странах СЭВ, предусматри-ется 34 класса вязкости, а классификацией SAE (Американское Общество автомобильных инженеров) установлены требования по низкотемпературным свойствам: , для масел, предназначенных к применению в зонах с холодным климатом или в качестве зимних, присваивается индекс W (зимний), например, 75W, 90W и т. п., а всесезон-иЫе масла маркируются двойным обозначением SAE 80W/90, 80W/140 и т. п.
Пример обозначения трансмиссионных масел в соответствии с ГОСТ 17479.2—85: ТМ-4-9. ТМ — трансмиссионное масло; 4 — масло с противозадирными присадками высокой эффективности; 9 — класс вязкости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности условий работы трансмиссионных масел и их классификация"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы