Фары. На автомобиль устанавливаются блок-фара, изготовленная в двух вариантах – для правой и левой сторон. Весь комплект блок-фары совмещает три функции: головное освещение (дальний и ближний свет); указатель поворотов; габаритный свет.
Корпус фары изготовлен из пластмассы черного цвета с запрессованными винтами, используемыми для крепления фары на кузове. Соляно-калиевый рас-сеиватель приклеен к корпусу так, что полностью уплотняет фару от попадания влаги и пыли. Параболический отражатель из стального листа, лакированный и покрытый алюминием, закреплен на наладочных элементах, позволяющих при помощи наладочных винтов регулировать положение светового пучка в вертикальном и горизонтальном положениях. Конструкция фары позволяет установить корректор для добавочной регулировки в зависимости от загрузки автомобиля. При отсутствии корректора (управляется с панели приборов) можно осуществлять корректировку светового пучка вверх-вниз на 30° поворотом заглушки на каждой фаре.
Крепится блок-фара на панели передка четырьмя гайками. Для снятия блок-фары надо отсоединить штекерные соединения проводов и, отвернув четыре гайки, снять с автомобиля. При необходимости указатель поворота можно отделить от фары, для чего следует отвернуть два винта.
Замену ламп головного и габаритного света можно производить только после снятия крышки путем ее поворота (показано стрелкой В на крышке). Для замены лампы указателя поворота надо отвернуть два винта и снять рассеиватель.
Для дальнего и ближнего света применяется галогенная лампа типа АКГ12-60+55 (12 В, 60 и 55 Вт), для стояночного света – А12-21-3. При замене галогенной лампы недопустимо браться голыми пальцами за стеклянную колбу, так как жир е пальцев, оставшийся на колбе, приведет к быстрому ее перегоранию.
Управление светом производится выключателем наружного освещения, расположенным на панели приборов, который фиксируется пластмассовыми защелками, изготовленными на корпусе выключателя. Переключение света с габаритного на ближний и дальний осуществляется переключателем, расположенным на опоре рулевого вала под рулевым колесом. Крепится переключатель на опоре хомутом 6. Снятие и правильность установки переключателя на опору рулевого вала описаны в подразделе “Рулевое управление”.
Независимо от положения клавиши выключателя наружного освещения можно кратковременно включить дальний свет фар (т.е. осуществлять сигнализацию дальним светом фар), оттягивая на себя рычаг а переключателя.
Свет фар (управляемый переключателем) включается не непосредственно от переключателя, а через вспомогательные реле, установленные под панелью приборов на панели воздухопритока. Включение дальнего света фар контролируется лампой, установленной в комбинации приборов. Схема включения фар и противотуманного света показана на рис. 4.
Регулировка фар. Периодически по мере необходимости или после ремонта и установки фар проверять и регулировать положение фар. Регулировку фар производить с помощью приборов на станциях технического обслуживания или индивидуально с помощью экрана.
Для регулировки установить ненагру-женный автомобиль с нормальным давлением воздуха в шинах на горизонтальной площадке перед экраном на расстоянии 5 м от фар.
Рис. 1. Блок-фара, установка:
1 — блок-фара; 2 — указатель поворота; 3 — гайка крепления фары; 4 — винт вертикальной регулировки; 5 — крышка; 6 — лампа фары; 7 — лампа стояночного света; 8 — заглушка корректировки светового пучка в зависимости от нагрузки автомобиля; 9 – винт горизонтальной регулировки; 10 — винт крепления указателя поворота; 11 — винт крепления рассеивателя указателя поворота
Нанести на экран осевую линию О, лежащую в плоскости симметрии автомобиля. Симметрично осевой линии следует провести две вертикальные линии Л и Л, расположенные в плоскостях, проходящих через центры фар. На высоте Н, соответствующей расстоянию центров фар от пола, нанести линию 1, а ниже ее на 50 мм линию 2.
Рис. 2. Переключатель, фонари и плафон:
1 — боковой указатель поворота; 2 — прокладка; 3 — лампа А12-3-1; 4 — колпачок; 5 — переключатель; 6 — хомут; 7 — лампа АС 12-5; 8 – лампа А12-5; 9 – лампа А12-21-3 противотуманная; 10 — лампа А12-21-3 заднего хода; И — лампа А12-21-5 габаритного огня и “стоп-сигнала”; 12 — лампа А12-21-3 указателя поворота; 13 — уплотнитель; 14 — печатная плата; 15 — корпус фонаря; 16 — рассеиватель; 17 — плафон; а — рычаг переключения света фар; б — рычаг переключения указателей поворотов; в — защелки для крепления бокового указателя поворота; г— рычаг переключения стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; д — защелки фиксации плафона
Включить ближний свет и, поочередно закрывая каждую фару, проверить расположение световой границы А на экране. Она должна проходить по линии, а наклонные отрезки выходить из точек “Е”. Если граница светового пятна не соответствует указанной, то винтами вертикальной и горизонтальнои регулировок установить в пределах экрана световую границу.
Наружное освещение включается выключателем, расположенным на панели приборов при любых положениях ключа в выключателе чажигания. При этом загораются лампы передних и задних габаритных огней, лампы освещения номерного знака и комбинации приборов. Лампы сигнала торможения загораются при нажатии на педаль тормоза (включается выключатель стоп-сигнала). Для усиления габаритного света задних фонарей в условиях плохой видимости (в туман и др.) в задних фонарях имеются еще дополнительные лампы противотуманного света, которые включаются выключателем, расположенным на панели приборов.
Рис. 3. Установка реле разного назначения:
1 – панель воздухопритока; 2 — колодка реле дальнего света фар; 3 — реле дальнего света фар; 4 — прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; J — реле ближнего света фар; 6 — колодка реле ближнего света фар; 7 — колодка прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации; 8 — провода переднего жгута
Рис. 4. Схема аварийной сигнализации и указателей поворотов:
1 — выключатель аварийной сигнализации с контрольной лампой; 2 — контрольная лампа указателя поворота; 3 — блок предохранителей; 4 — трехрычажный переключатель; 5 — выключатель зажигания; 6 — аккумуляторная батарея; 7, 8, 9,10— лампы указателей поворотов; 11 — прерыватель указателей поворотов;
а — к клемме “30” генератора
Прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. Прерыватель изготавливается в едином блоке для получения прерывистого светового сигнала в режиме указателей поворота и аварийной сигнализации при одновременном включении всех указателей поворота. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации показана на рис. 8.
Устанавливается прерыватель- штекерами в колодку, которая соединена в блок с колодками реле включения ближнего и дальнего света фар. Блок колодок в сборе с прерывателем и двумя реле крепится винтом на панель воздухопритока (под панелью приборов). К блоку колодок подведены провода переднего жгута.
Рис. 5. Схема включения фар и противотуманного света:
1 — выключатель наружного освещения; 2 — трехрычажный переключатель; 3 — реле дальнего света фар; 4 — выключатель противотуманных огней; 5 — контрольная лампа дальнего света фар; 6, 7 — лампы противотуманных огней; 8, 10 — лампы дальнего и ближнего света фар; 9 — блок предохранителей; 11 — реле ближнего света фар; 12 — выключатель зажигания; а — провод к генератору и аккумулятору
Рис. 6. Экран для регулировки света фар
Рис. 7. Схема включения наружного освещения:
1 — выключатель зажигания; 2 — выключатель наружного освещения; 3— блок предохранителей; 4 — лампы освещения комбинации приборов; 5 — лампы передних габаритных огней; 4 — лампы освещения номерного знака; 7 — лампы сигнала торможения; 8 — лампы задних габаритных огней; 9 — аккумуляторная батарея; а — к клемме “30” генератора
Сигнал имеет металлический корпус, на задней стенке которого укреплена рессорная подвеска, а на боковой стенке – клеммная колодка. Внутри корпуса сигнала находятся: сердечник с катушкой электромагнита, якорь с мембраной, диффузор, укрепленный на стержне, и держатель с неподвижным контактом. Мембрана закреплена между корпусом сигнала и крышкой винтами. На задней стенке корпуса имеется регулировочный винт.
Регулировка сигнала. Регулируют сигнал только в случае появления хрипа или снижения громкости звучания; регулировку производят поворотом винта (расположенного на задней стенке корпуса) до появления чистого и громкого звучания. После регулировки контргайку затянуть.
Рис. 8. Звуковой сигнал и его крепление:
1 – неподвижный контакт; 2 – облицовка радиатора; 3 – диффузор; 4 – мембрана; 5 – крышка; 6 – корпус; 7 – пластина крепления звукового сигнала; 8 – болты крепления сигнала; 9 – катушка электромагнита; 10 – сердечник; 11 – якорь-12 — изолятор; 13 — штекерное соединение
Рис. 9. Схема включения звукового сигнала:
1 – выключатель зажигания; 2 – блок предохранителей; 3 – звуковой сигнал; 4 – кнопка звукового сигнала; S -аккумуляторная батарея
Периодически следует проверять надежность крепления звукового сигнала и надежность подсоединения проводов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Освещение и сигнализация ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы