В качестве отделочных операций для придания кузову красивого внешнего вида применяют шлифование и полирование.
Шлифование предназначено для сглаживания шероховатостей, оставшихся на поверхности кузова после нанесения шпатлевки. Оно применяется также для создания лучшего сцепления между слоями лакокрасочного покрытия. Шлифуют промежуточные и последний слои шпатлевки после высыхания каждого слоя.
От того, насколько тщательно выполнено шлифование, во многом зависит качество окраски. Правильно отшлифованная поверхноть должна быть совершенно гладкой без крупных рисок.
Для облегчения шлифования сначала используют шлифовальные шкурки крупной зернистости, а затем для заглаживания рисок шлифуют шкуркой мелкой зернистости. Во избежание образования пыли и для обеспечения тонкости обработки поверхности кузова применяют мокрое шлифование водостойкой шкуркой. При этом обрабатываемую поверхность обильно смачивают водой.
Шлифованию подвергают только полностью высохшие слои покрытия. Слой должен быть твердым, не сдираться при шлифовании, а абразив не должен сразу засаливаться от покрытия. Работы по шлифованию покрытия проводят вручную или с помощью шлифовальной машинки.
Перед началом шлифовальных работ вручную лист шкурки стандартного размера 230X280 мм, разрезают на две части. Затем обертывают шкуркой резиновый или войлочный брусок размером 125X75 мм и толщиной 10…20 мм, который и используют для шлифования. Шлифовать необходимо плавными, равномерными возвратно-поступательными (а не по диагонали или кругу) движениями без сильного нажима. Шкурку по мере засаливания и истирания меняют. Детали с закругленной поверхностью небольшого диаметра шлифуют без бруска, а узкие места, проемы, желобки обрабатывают вручную.
При мокром шлифовании обрабатываемую поверхность кузова смачивают водой или каким-либо инертным растворителем. Шлифовальную шкурку также время от времени смачивают водой или растворителем, промывая ее от загрязнения шлифовальной пылью. Вследствие этого уменьшается количество пыли, увеличивается срок службы шлифовальной шкурки и улучшается качество шлифования. Шлифованию с водой подвергают покрытия из меламиноалкидных, нитроцеллюлозных, эпоксидных эмалей, а с растворителями шлифуют только те покрытия, которые после высыхания полностью устойчивы к их воздействию. Если материал правильно подготовлен и покрытие хорошо высохло, то оно шлифуется легко.
На практике для мокрого шлифования зашпатлеванных поверхностей кузова используют следующую простую технологию. При шлифовании в одной руке должен находиться брусок с зажатым в нем листом шлифовальной шкурки, а в другой — губка. Рядом должна быть емкость с водой. Периодически брусок со шкуркой надо промывать в воде, а губкой постоянно смачивать обрабатываемое место и смывать остатки сошлифованного материала.
После шлифования образуется ровная и гладкая поверхность. На шпатлевочном слое не должно быть незашлифованных мест, трещин, посторонних включений и грубых штрихов от зачистки абразивными материалами. Если слой отшлифован хорошо, то поверхность смачивается водой равномерно. После окончания шлифования обработанные поверхности промывают водой, а затем насухо протирают мягкой тканью и сушат при температуре 18…22 °С.
Качество шлифования контролируют путем осмотра поверхности, освещая ее сбоку электрической лампой. При проведении по хорошо зашлифованной поверхности после ее промывки кончиками пальцев или ладонью не должны чувствоваться переходы и границы участков между слоями покрытия. Обнаруженные дефекты отмечают мелом и, в случае необходимости, вновь шпатлюют и шлифуют.
Все погрешности плохого шлифования обязательно проявятся на свежеокрашенной поверхности. В местах, где перед нанесением эмали глянец зачищен плохо (обычно труднодоступные и узкие места), свежая эмаль впоследствии может отслоиться.
О качестве промежуточного шлифования можно судить по растеканию следующего слоя эмали. Если на поверхности обнаружатся дефекты, то выполняют дополнительное шпатлевание. В случае шлифования зашпатлеванной поверхности до металла проводят повторное грунтование этих мест, а затем наносят верхние слои покрытия.
Для промежуточного шлифования меламиноалкидных покрытий перед нанесением следующего слоя эмали и для шлифования небольших дефектных участков верхнего покрытия используют шлифовальные шкурки или шлифовочную пасту ВАЗ-1. После шлифования дефектных мест кузова этой пастой покрытие должно быть ровным, иметь полуглянцевую поверхность без царапин. Остатки пасты с поверхности кузова легко удаляются водой.
Шлифовать последний (верхний) слой меламиноалкидных покрытий нежелательно, так как абразивы, содержащиеся в шлифовальных пастах или нанесенные на шлифовальные шкурки, снимают с пленки указанных эмалей поверхностный глянцевый слой, который восстановить в последующем полировочными составами трудно.
Для окончательного шлифования нитроцеллюлозных покрытий перед полированием применяют специальную шлифовочную пасту № 289. При шлифовании частично подкрашенной поверхности захватывают и примыкающую к ней поверхность основного покрытия.
Полирование осуществляют полировочными пастами особенно для покрытий из нитроцеллюлозных эмалей как при окраске нового кузова, так и для восстановления глянца в процессе эксплуатации автомобиля. Операция полирования при получении нитроэмалевых покрытий значительно облегчается, если после шлифования поверхности распылить на нее растворитель № 648. При этом поверхностный слой покрытия слегка растворяется, а риски от абразива, получившиеся при шлифовании, затягиваются. После сушки при температуре 60…70°С покрытия из нитроэмалей можно полировать.
Для полирования предварительно зашлифованных нитроэмалевых покрытий используют обычно полировочную пасту N9 291.
Полируют поверхности небольшими участками, так как полировочные составы и пасты быстро засыхают и на больших участках их трудно растирать.
Полирование выполняют вручную или механизированным способом. Вручную полируют фланелевым тампоном равномерными возвратно-поступательными движениями. Это очень трудоемкая работа, требующая больших усилий. Для механизации полирования кузова применяют электрическую дрель с частотой вращения шпинделя 3000…4000 мин. При полировании с помощью электрической дрели на полировальный круг кладут слой ваты толщиной 4…5 см, а затем надевают колпак из натурального или искусственного меха, цигейки, сукна, фланели или фетра.
При полировании электрическими дрелями нужно следить, чтобы полируемая поверхность не нагревалась выше 40 °С. Разогревание пленки покрытий особенно нитроцеллюлозных при длительном полировании одного и того же участка приводит к их размягчению и образованию трудноисправимых дефектов покрытий. По этой же причине нельзя полировать поверхность кузова, нагретого солнцем.
Во избежание попадания на полируемую поверхность посторонних частиц абразива не следует проводить полирование в пыльных помещениях и на сквозняке. При обработке острых кромок покрытия необходимо оберегать их от полирования пленки эмали до грунтовки, а тем более до металла. После обработки полировочными Пастами поверхность протирают ватным или фланелевым тампонами, смоченными полировочной водой или восковым полирующим составом № 3.
Полировочную воду перед использованием тщательно перемешивают, а затем наносят на поверхность кузова ватным тампоном. По истечении 20…30 мин поверхность полируют фланелью или цигейкой круговыми движениями руки или полировочным диском дрели.
Полировочную воду применяют также для ухода за лакокрасочными покрытиями, находящимися в хорошем состоянии. Если на какой-то части кузова необходимо восстановить блеск покрытия, то поступают следующим образом. Хорошо перемешанную полировочную воду наносят тонким слоем на поверхность кузова тампоном из марли или фланели. После 5 мин, когда на поверхности появляется белый налет, но полного высыхания еще не произошло, поверхность тщательно протирают сухой чистой байкой или фланелью до получения блеска. С помощью тампона из ваты или фланели с восковым полирующим составом № 3 полируют вручную или машинкой поверхность кузова, затем доводят ее до блеска протиркой сухой фланелью.
После окраски кузова автомобиля (нового или отремонтированного) в течение двух-трех месяцев пользоваться автополиролями не следует.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отделка поверхности кузова автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы