Защитные свойства покрытий определяются изоляцией металлической поверхности от агрессивных агентов и пассивирующим или протекторным действием компонентов лакокрасочных материалов в случае проникновения влаги через слой покрытия.
Современные методы оценки защитных свойств лакокрасочных материалов предусматривают испытания стальных образцов с покрытиями в камере солевого тумана (распыление 3—5 %-го водного раствора хлорида натрия, 35°С), в 3 %-ном растворе хлорида натрия. В нормативно-технической документации указаны защитные свойства, определяемые названными методами, лишь для ограниченного числа лакокрасочных материалов. Как правило, защитные свойства нормируются для материалов, используемых в качестве грунтовок или однослойных самостоятельных защитных покрытий.
В многослойных защитно-декоративных покрытиях кузовов автомобилей защитные свойства первичного электрофорезного грунтовочного слоя определяют скорость развития подпленочной коррозии и, в итоге, защитные свойства комплексного лакокрасочного покрытия. В связи с этим на автомобильных заводах проводится постоянное совершенствование материалов и технологии нанесения первичного грунтовочного слоя. Так, на ВАЗ до 1978 г. для первичного грунтования кузовов применялась анафорезная грунтовка ФЛ-093 с солестойкостью 150 ч, с 1978 г. по 1981 г. осуществлен постепенный переход всех моделей автомобилей ВАЗ на грунтование анафорезной грунтовкой В-КЧ-0207 с солестойкостью 275 ч. При освоении производства автомобиля ВАЗ-2108 в 1985 г. был внедрен принципиально новый метод первичного грунтования кузовов — электроосаждение на катоде — катафорез. Катафорезная грунтовка значительно превосходит по защитным свойствам грунтовку В-КЧ-0207. Стойкость катафорезной грунтовки в 5 %-м тумане хлорида натрия составляет 500—700 ч.
Надежная изоляция металлической поверхности кузова от агрессивных агентов и абразивно-механическая стойкость комплексного лакокрасочного покрытия обеспечиваются его суммарной толщиной.
При исправлении дефектов окраски с прошлифовкой грунтовочных слоев до стали допускается незначительное локальное уменьшение толщины покрытия с обеспечением необходимого уровня защитных свойств.
Мастики для защиты кузова
В процессе изготовления кузовов и кабин автомобилей применяют различные мастики и герметики. Наряду с решением специфических функциональных задач эти материалы позволяют существенно увеличить коррозионную стойкость автомобилей. Защита от коррозии кузовов при этом достигается за счет уплотнения щелей и зазоров, препятствующего проникновению влаги, усиления защиты зон кузова, подверженных абразивно-механическому воздействию, дополнительной защиты острых кромок зафланцовок дверей, капотов, водосточных желобов и других элементов кузова.
Уплотняющие и изолирующие материалы наносят на элементы кузова до поступления его на окраску или после грунтования. Таким образом, в процессе сушки грунтовок и эмалей мастики и клеи подвергаются термообработке, необходимой для их полимеризации или сушки. Режимы сушки грунтовок и эмалей приведены выше.
В процессе эксплуатации автомобилей возникает необходимость восстановления заводского покрытия нижних наружных частей кузова — днища, арок колес, лонжеронов, поперечин, порогов. Для этой цели применяется мастика БПМ-1, которая изготавливается на органических растворителях и может быть высушена на воздухе при 20 °С за 24 ч. Для ремонтных целей выпускается ряд мастик, не требующих высокотемпературной сушки, под общим названием автоантикоры. Как правило, они представляют собой композиции на основе битумов, наполнителей, пластификаторов и органических растворителей. Выпускаются также автоантикоры, в которых использованы в качестве компонентов эпоксидные смолы и отвердители. Ориентировочные составы автоантикоров приведены в табл. 6.14.
Автоантикоры наносят на предварительно очищенную от грязи, ржавчины и старого отслоившегося покрытия поверхность кистью или распылением. Перед использованием автоантикоры тщательно перемешивают, добавляя отвердители в эпоксидные композиции. В случае загустевания или при нанесении распылением автоантикоры разбавляют растворителями. Автоантикоры наносят в 2—4 слоя (суммарная толщина покрытия 0,7—1,2 мм) с межслойной сушкой на воздухе. Рекомендованные растворители и режимы сушки приведены в табл. 6.14.
Как и для лакокрасочных материалов, токсичность и пожароопасность мастик обусловлены входящими в их состав растворителями и некоторyыми другими компонентами.
Защитные составы на нефтяной основе
Нанесение на поверхность изделий масел, смазок и других составов на нефтяной основе — наиболее доступный и простой способ защиты от коррозии. Поверхность металлов, как и других материалов, при этом приобретает гидрофобность, т. е. водоотталкивающую способность.
Защитные свойства пленок нефтепродуктов обусловлены двумя основными факторами: механической изоляцией поверхности металлов от атмосферного воздействия; торможением электрохимических процессов коррозии на поверхности металла.
Способность пленки нефтепродукта механически изолировать поверхность металла от окружающей атмосферы определяется физико-механическими свойствами пленки, которые в свою очередь зависят от типа нефтепродукта и наличия в нем загущающих гидрофобных добавок и наполнителей.
Для торможения электрохимических процессов коррозии на поверхности металла в нефтепродукты вводят специальные присадки — ингибиторы коррозии.
При нанесении на поверхность металлического изделия ингибирован-ный нефтепродукт вытесняет с поверхности воду и агрессивный электролит. Происходит химическое взаимодействие молекул ингибитора с металлом с образованием на поверхности хемосорбционных соединений, прочно связанных с металлом. Защитный эффект хемосорбционных соединений сохраняется даже после физического удаления пленки нефтепродукта.
Основными типами защитных нефтепродуктов являются консерва-ционные масла, консистентные смазки и пленкообразующие нефтяные составы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оценка защитных свойств лакокрасочных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы