Особенности и выбор технологии. Интенсификация сельскохозяйственного производства сопровождается непрерывным увеличением количества применяемых удобрений, органических, минеральных и их смесей.
К 1975 г. производство минеральных удобрений достигнет 90 млн. т, внесение пылевидных материалов (известняковая и доломитовая мука, сланцевая зола, молотые шлаки и др.) — до 30 млн. т, органических удобрений (навоз, торф, компосты) — 680 млн. т.
Процессы подготовки, транспортировки и внесения органических удобрений, учитывая большие нормы их внесения (jo_60 т/га), отличаются значительной энергоемкостью.
При больших расстояниях перевозки и ручном выполнении многих вспомогательных процессов применение органических удобрений по сравнению с минеральными дает меньший экономический эффект, особенно при их низком качестве по содержанию усвояемых питательных веществ.
По мере расширения производства и повышения качества минеральных удобрений их применение будет приобретать все большее значение так же, как и смесей органических и минеральных удобрений. Повышению экономических показателей использования удобрений будут способствовать более совершенные методы приготовления и хранения, обеспечивающие повышение питательной ценности и предотвращение потерь наиболее ценных компонентов, а также использование более мощных и экономичных технических средств для их заготовки, транспортировки и внесения.
Директивы XXIV съезда КПСС предусматривают: «Широко внедрять применительно к почвенно-климатическим зонам эфффективные способы использования минеральных удобрений в сочетании с применением органических удобрений, известкованием кислых почв, мелиоративным улучшением земель и общим подъемом культуры земледелия.
Обеспечить более эффективное использование минеральных удобрений и сокращение их потерь при хранении, транспортировке и внесении в почву. Осуществить постепенный переход на бестарную перевозку минеральных удобрений специализированным транспортом, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и работ по внесению удобрений в почву».
Комплексная механизация всех процессов подготовки, вывозки и внесения удобрений по всесторонне обоснованной технологии — необходимое условие обеспечения сельскохозяйственного производства дешевыми удобрениями в требуемых количествах.
Особое внимание на всех этапах подготовки, хранения, перевозки и внесения удобрений должно уделяться предотвращению количественных и качественных потерь.
В зависимости от вида удобрений, норм их внесения, наличия комплекса машин и транспортных средств, расстояния доставки, условий движения по полю технология подготовки и внесения удобрений может изменяться.
Большое значение имеет подготовка органических удобрений с целью повысить их агрохимический эффект и улучшить физико-механические свойства. Особенно это касается торфа, широко используемого для приготовления разных органо-минеральных удобрений.
Наиболее рациональная технология заготовки торфа — послойно-поверхностная.
Существенное значение для получения высокоэффективных удобрений имеет выбор торфяного участка для разработки. При этом учитывают данные анализа агрохимической лаборатории, расстояние доставки, снижения затрат на подготовку массива к эксплуатации.
Послойно-поверхностная технология включает три основные операции: рыхление, ворошение и уборку крошки в штабеля. Съем торфа, качество и стоимость торфяных удобрений зависят от интенсивности сушки, которая, в свою очередь, зависит от своевременности рыхления и ворошения разрыхленной массы. Эти операции производятся дисковыми лущильными агрегатами (трактор класса 3 тс, лущильник ЛД-5). Уборка в штабеля — скреперами-бульдозерами СБТУ-2,5 на базе трактора 3 тс. Скрепер-бульдозер может работать без холостых ходов. Очень важно, чтобы разрыхляемая масса имела однородный фракционный состав (частицы с поперечником 10—15 мм), что обеспечивает интенсивность и равномерность сушки.
Для приготовления компостов используется торфяная крошка, высушенная до влажности 50—60%.
Торфо-навозные компосты готовят зимой на площадке шириной 5 м, расчищенной от снега. Соотношение компонентов: торфа .2/3, навоза х/3. Подвозимый торф разравнивают бульдозером слоем 50 см. Затем подвозят навоз и разравнивают по торфу слоем 25—30 см, оставляя свободной кайму по краям в 50 см. Далее по навозу рассевают фосфоритную муку (20 кг на 1 т компоста). Снова насыпают последовательно слон торфа — 30—40 см, навоза — 25 см, фосфоритной муки, повторяя наращивание слоев до высоты штабеля 1,6—2 м. Завершают штабель слоем торфа 50 см.
Торфо-жижевые или торфо-фекальные компосты готовят на краю удобряемого поля. На площадке шириной 5 м разравнивают слой торфа толщиной 0,5—1 м, в котором делают углубление, заливаемое навозной жижей или фекалиями из автоцистерны (0,~7 т на 1 т торфа). Сверху снова насыпают слой торфа 30—40 см, который также заливают жижей и фекалиями. Высоту штабеля доводят до 1,6—2 м. Компосты требуют выдержки от трех месяцев до одного года.
Аналогично приготовляют торфо-минеральные компосты, но на слой торфа (50 см) рассевают 20 кг фосфоритной муки, 10_12 кг калийных удобрений и после перемешивания
10 кг извести на 1 т торфа. Слои торфа тщательно перемешивают с удобрениями.
Торфо-минерально-аммиачные удобрения готовят непосредственно на торфянике. Рассеивают минеральные удобрения: 20 кг фсофоритной муки, 10—12 кг калийных удобрений на 1 т торфа, перемешивают их с торфом. Смесь сгребают в бурты и вносят аммиаковозом аммиачную воду (20 кг на 1т торфа).
Навозно-земляные компосты заготавливают на краях поля. Участок площадью 0,5 га дискуют в 2—3 следа, пашут на глубину 12—15 см и снова дискуют в два следа.
Вносят 30 т известняковой муки и равномерным слоем распределяют 250—300 т навоза. Разбрасывателем удобрений рассевают 20 т фосфоритной муки. Запахивают удобрения на глубину 25 см, дискуют в 3—4 следа и боронуют. Поливают навозной жижей (20 т) и снова дискуют и боронуют. Для активизации микробиологических процессов и перемешивания удобрений с землей площадку компостирования обрабатывают пружинными культиваторами или почвофрезами, повторяя обработку 5—6 раз через каждые 8 —10 дней. Подготовленный компост сгребают в бурты, грузят в разбрасыватели.
Вносить удобрения можно по разным технологическим схемам.
Прямоточная (однофазная) технология наиболее экономична, требует минимума перегрузок (перевозок), энерго- и трудовых затрат. Она предусматривает одну погрузку в транспортные средства, которые производят и разбрасывание.
Двухфазная технология имеет три разновидности: перевалочная, бесперевалочная и перегрузочная.
Перевалочная технология предусматривает две фазы: погрузка — вывозка — выгрузка в штабеля в местах внесения и погрузка — разбрасывание.
Бесперевалочная технология основана на применении разбрасывателей. Удобрения вывозят на места внесения и Распределяют в поле в виде куч определенного размера, затем разбрасывают роторным разбрасывателем.
Перегрузочная технология требует применения для перевозки автосамосвала с предварительным подъемом кузова, который перегружает вывезенные удобрения в разбрасыватели для последующего внесения.
Эксплуатационные затраты при внесении удобрений зависят от расстояния перевозки, а также от комплекса применяемых средств. Они могут изменяться от 0,25 до 4,00 руб/т при перевозке на расстояние не более 10 км.
При доставке на расстояние свыше 10 км первостепенное значение приобретает использование скоростных транспортных средств (автомобили); при перевозке на меньшие расстояния большое значение имеет исключение перевалки.
Отдавая во всех случаях предпочтение прямоточной технологии, следует вместе с тем иметь в виду, что в тяжелых условиях движения по полю приходится использовать гусеничные тракторы и вводить дополнительную перегрузку удобрений.
Бесперевалочную технологию с разбрасыванием из куч целесообразно применять при больших нормах внесения (свыше 20 т/га). Вместе с тем необходимо учитывать, что роторные разбрасыватели из куч дают наибольшую неравномерность разбрасывания, достигающую 25—35%.
Подготовка агрегатов. При массовом внесении удобрений, как показывает практика, технику (разбрасыватели, погрузчики, транспортные средства) целесообразно использовать групповым методом в составе механизированных звеньев или отрядов. Потребность в технике опреде-
В Калининском областном объединении «Сельхозтехника» организовано 38 отрядов по производственному обслуживанию хозяйств, в том числе 33 при районных объединениях и 5 при их отделениях. Средний объем работ одного отряда в денежном выражении около 100 тыс. руб.1
В отрядах при объеме работ свыше 100 тыс. руб. создаются звенья в составе 4—5 тракторов и комплекса машин. В районных объединениях «Сельхозтехника» заранее составляют календарные планы работ и графики-маршруты движения механизированных звеньев. После уточнения расчетных и плановых данных оформляют договоры с хозяйствами на выполнение работ.
При годовом объеме работ свыше 150 тыс. руб. в составе отряда выделяют бригады во главе с освобожденным бригадиром. Для руководства работой бригад организована диспетчерская радиосвязь. При расстоянии до хозяйства до 30 км и наличии дорог для доставки механизаторов к месту работы и обратно выделяют автобусы (УАЗ-452 В) или оборудованные бортовые автомобили. Часть отрядов, работающих в глубинных хозяйствах, снабжается полевыми вагончиками (ВП-6).
Отряды, бригады и звенья тщательно готовят технику, проводят обкатку и опробование каждой машины. Отряд получает годовой план работы, на основании которого закрепляются производственные участки и хозяйства за бригадой или звеном.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подготовка и внесение удобрений тракторами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы