Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:
   Подшипники качения и скольжения подъемно-транспортных машин

Читать далее:




Подшипники качения и скольжения подъемно-транспортных машин

В современных подъемно-транспортных машинах, как правило, применяются почти исключительно подшипники качения. Не только быстроходные, но и тихоходные валы редукторов, оси и валы барабанов и ходовых колес, блоки и крюки, роликоопо-ры конвейеров устанавливаются на шарико- или роликоподшипниках.

Подшипники скольжения можно встретить на кранах более старой конструкции в узлах канатных блоков, открытых зубчатых передачах механизмов передвижения кранов и в целом ряде других узлов подъемно-транспортных машин.

Применение подшипников качения позволило повысить к. п. д. механизмов, снизить расход смазки, облегчить уход и повысить надежность работы узлов машины.

Знание особенностей основных типов узлов подшипников качения позволяет правильно производить выбор подшипников и устанавливать для них подходящие условия работы. Краткие сведения о подшипниках, наиболее распространенных в подъемно-транспортных машинах, приведены ниже.

Радиальные однорядные подшипники, предназначенные в основном для радиальных нагрузок, могут воспринимать одновременно с радиальной и осевую нагрузку. Подшипники этого типа могут применяться лишь при достаточно жестких валах; прогиб валов нарушает нормальную работу радиальных подшипников. Обычно принимают отношение расстояния между парой подшипников к среднему диаметру вала не более 10.

Максимально допустимый перекос внутреннего кольца по отношению к наружному не должен превышать 0,5°.

Радиальные двухрядные сферические подшипники предназначены в основном для радиальных нагрузок, но так же, как и радиальные однорядные подшипники, могут воспринимать и осевые нагрузки.

Однако осевая нагрузка двухрядного подшипника в два-три раза меньше, чем у соответствующего однорядного подшипника.

Сферические подшипники могут допускать прогиб или перекос вала; их применение при менее жестких валах и при меньшей точности в соосности посадочных мест предпочтительнее, чем однорядных радиальных подшипников. Максимальный допустимый перекос внутреннего кольца относительно наружного кольца 2—3°.

Радиально-упорные однорядные подшипники предназначены для работы при одновременном действии радиальной и осевой нагрузок. Радиально-упорные шарикоподшипники применяются для установки .на коротких жестких валах. Допускаемый перекос вала составляет доли градуса. Радиально-упорные подшипники допускают регулирование осевого зазора по наружным или внутренним кольцам.

Конические однорядные роликоподшипники обычно применяются при одновременном действии радиальной и осевой нагрузок и могут воспринимать значительно большие нагрузки, чем соответствующие радиально-упорные подшипники, но зато имеют значительно меньшие предельные числа оборотов. Конические подшипники не допускают перекоса и поэтому требуют повышенной точности обработки посадочных мест и большой жесткости вала. Конические подшипники допускают возможность регулирования осевого зазора по наружным или внутренним кольцам.

Упорные подшипники воспринимают только осевые нагрузки и удовлетворительно работают при небольшом числе оборотов.

Регулировка подшипников качения

Чтобы работа подшипников – качения была надежной, они должны иметь некоторый радиальный люфт: конические — осевой, радиально-упорные—-радиальный и осевой. Люфт необходим для обеспечения свободного качения шариков, роликов и игл по беговым дорожкам. Наличие люфта можно установить покачиванием вала. Первыми признаками недостаточной величины люфта является перегрев подшипника, шум при работе и заклинивание при проворачивании вала. В радиальных подшипниках люфт >не регулируется и подшипники с повышенным люфтом подлежат замене.

Установка подшипников на каждом валу должна компенсировать неточности изготовления, обеспечивать возможность температурных изменений длины вала и в то же время препятствовать значительному осевому смещению вала от действия осевых нагрузок.

На рис. 7 показаны различные способы установки двух радиальных подшипников.

Рис. 1. Способы установки двух радиальных подшипников (стрелкой показано место установки регулировочных прокладок)

В общем корпусе со сквозной расточкой обоих посадочных гнезд без заплечиков и упорных колец. В этом случае внутренние кольца должны надеваться на вал с посадочным натягом, а наружные кольца — иметь свободное перемещение. Температурные изменения длины вала и отклонение при неточном изготовлении деталей узла по длине компенсируются осевыми зазорами. Такой способ установки подшипников применяется в цилиндрических редукторах.

В общем корпусе в распор со сквозной расточкой без заплечиков и упорных колец. Наружные кольца подшипников фиксируются крышками с набором регулировочных прокладок. Внутренние кольца на валу Закрепляются гайкой. Такой способ установки подшипников применяется в том случае, когда требуется жесткое крепление вала в осевом направлении. Неточность в изготовлении деталей компенсируется набором регулировочных прокладок.

На плавающих валах применяется в шевронных передачах. Внутренние кольца подшипников закрепляются на валу с посадочным натягом, а наружные кольца устанавливаются свободно с осевыми зазорами.

Со сквозной расточкой корпуса с применением стаканов с фланцами. Правый подшипник неподвижно закреплен в осевом направлении, левый — установлен свободно и образует плавающую опору. Внутренние кольца обоих подшипников закреплены гайкой и распорной втулкой или упорным разрезным кольцом (2-й вариант). Такой способ применяется, когда действует радиальная и незначительная осевая нагрузка переменного направления. Регулировка положения вала осуществляется набором регулировочных прокладок.

Рис. 2. Способы установки двух конических подшипников и двух радиальных с упорными

В конических подшипниках регулировка люфта осуществляется смещением внешней обоймы относительно внутренней за счет изменения толщины регулировочных прокладок под крышкой подшипника. Регулировка люфта может также осуществляться поворотом гайки, находящейся на валу, в результате чего внутренняя обойма смещается относительно внешней.

При недостаточной величине люфта характерно возникновение шума во время работы конической пары, перегрев и быстрый выход подшипников из строя.

На рис. 2. а и б показаны способы установки двух конических шарикоподшипников, а на рис. 8, в — способ установки на горизонтальном валу двух однорядных радиальных и двух одинарных упорных. Этот способ применяется, когда действуют радиальные и значительные осевые нагрузки переменного направления. Подобная установка подшипников применяется на валу червяка.

Внутренние кольца радиальных подшипников устанавливаются на валу с посадочным натягом. Упорные подшипники монтируются на общей втулке, причем врезающиеся кольца устанавливаются на втулку с посадочным натягом.

Регулирование положения вала относительно корпуса может быть осуществлено изменением толщины набора регулировочных прокладок.

Подшипники скольжения

В подъемно-транспортных машинах применяются разнообразные конструкции подшипников скольжения. Они делятся на глухие и разъемные. Основные элементы подшипника; корпус, закрепленный на машине или металлоконструкции, и вкладыш.

Рис. 3. Подшипник скольжения—глухой:
1 — корпус; 2 — втулка

В глухих подшипниках в цельный корпус вставляется втулка — неразъемный вкладыш. Неподвижность втулки относительно корпуса достигается посадкой ее с гарантированным натягом или фиксирующими деталями.

Рис. 4. Разъемный подшипник скольжения

Разъемный подшипник состоит из корпуса, крышки и вкладышей. Крышку с корпусом стягивают болтами. Вкладыши— верхний и нижний — представляют втулку, разрезанную по образующей на две половинки.

Вкладыши должны плотно, без зазора, прилегать друг к другу.

По мере износа вкладышей и образования зазора между ними и цапфой вкладыши в месте их касания друг с другом припиливают и вновь плотно стягивают. Для этой цели между корпусом и крышкой подшипника имеется зазор. Чтобы не производить припиловку вкладышей, между ними часто помещают набор из тонких металлических пластинок (фольги), которые вынимают по мере износа вкладышей, и тем самым устраняется излишний зазор.

Для подвода и распределения смазки по всей длине цапфы во вкладыше сверлится сквозное отверстие и по внутренней образующей делается канавка, которая не доводится до конца вкладыша, чтобы масло не вытекало наружу. Смазочные канавки надо делать только в одном вкладыше (в ненагруженной зоне подшипника) и только так, как показано на рис. 5, а.

В случае выполнения канавок, как показано на рис. 5, б, они будут перерезать масляный слой и снижать в нем давление.

Рабочие поверхности новых вкладышей подшипников скольжения должны быть пришабрены по шейке вала с плотностью шабровки не менее четырех на 1 см2 — для быстроходных валов и не менее двух пятен —для тихоходных (менее 300 об/мин).

Рис. 5. Вкладыш подшипника:
1 — отверстие; 2 — канавка

Материалами для изготовления вкладышей и втулок подшипников служат чугун, бронза, сплавы, а также пластмассы. Пластмассы дешевле и менее дефицитны, чем цветные металлы, отличаются большой износостойкостью, эластичностью, способностью гасить вибрации и толчки. Большое применение получил капрон. Капроновые втулки изготовляют методом литья под давлением в прессформах. Учитывая низкую теплопроводность, высокий коэффициент линейного расширения, наиболее целесообразно применять металлокапроновые втулки, в которых капрон наносится слоем толщиной 0,3—0,6 мм.

Подшипники скольжения в кранах работают, как правило, в режиме полусухого или полужидкого трения.

Уход за подшипниками качения и скольжения заключается в их осмотре, проверке и регулировке зазоров между валами и вкладышами (в подшипниках скольжения) и люфтов (в подшипниках качения), а также в периодической смазке.

Увеличение зазора в результате изнашивания приводит к снижению работоспособности машин, так как нарушается нормальная посадка, повышается нагрев подшипников, появляются стуки; все это вызывает преждевременный износ других деталей узла. Исправно работающие подшипники обеспечивают легкое вращение валов от руки; температура -нагрева при этом не превышает 30—50° С.

Работа хорошо отрегулированных подшипников сопровождается ровным шумом.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Подшипники качения и скольжения подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства