Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Подвижкой состав автомобильного транспорта

Читать далее:




Подвижкой состав автомобильного транспорта

Для осуществления перевозок автотранспортные предприятия располагают необходимым подвижным составом.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся гру-йовые и легковые автомобили, автобусы, автомобил и-тягачи, прицепы н полуприцепы.

В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специального назначения.

Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.

Подвижной состав специального назначения используют для разных специальных работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автомобили с компрессорными установками и др.

Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делят на автомобили: общего назначения с бортовой платформой; самосвальные для перевозки навалочных грузов; специализированные, оборудованные кузовами, приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).

Грузовые автомобили (общего назначения и специализированные) в зависимости от грузоподъемности различают:
особо малой грузоподъемности — до 1т — для перевозки небольших партий грузов, обычно в пределах города;
малой грузоподъемности — от 1 до 2,5 т — для перевозки товаров в торговой сети (доставки товаров населению на дом) и в сельском хозяйстве;
средней грузоподъемности — от 2,5 до 5,0 т — для перевозки грузов промышленных предприятий, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов;
большой грузоподъемности— от 5 до 10т — для перевозок по дорогам с твердым покрытием;
особо большой грузоподъемности — свыше 10т — для перевозки руды, угля, вывозки породы, на крупных стройках.

Автомобили-тягачи предназначены для буксировки прицепного состава. Их разделяют на буксирные и седельные. Буксирные автомобили-тягачи используют для буксировки прицепа на буксирном устройстве. На седельных автомобиля х-т я г а ч а х (рис. 130) тяговое усилие передается через опорно-сцепное устройство, на которое опирается полуприцеп. При этом часть силы тяжести полуприцепа передается на задний мост автомобиля-тягача.

Прицепной подвижной состав используют для повышения производительности грузовых автомобилей и снижения себестоимости перевозок. Его делят на прицепы, полуприцепы и роспуски.

Прицепы (рис. 131, а и б) буксируют при помощи дышла обычными грузовыми автомобилями, имеющими буксирное устройство . Они бывают одноосные, двухосные и многоосные (трайлеры). Двухосные и многоосные прицепы снабжены поворотным устройством.

Рис. 129. Специализированный подвида ной состав:
а — фургон; б — цементовоз; Q — ка L нелевоз.

Рис. 130. Седельные автомобили-тяга® чи на базе автомобилей:
а — ЗИЛ-130; б —ЗИЛ-131.

Полуприцепы (рис. 131, в) имеют одну или две оси, расположенные под задней частью кузова. Передняя часть отцепленного полуприцепа поддерживается двумя опирающимися на грунт подвижными стойками, снабженными катками.

Прицепы-роспуски (рис. 131, г) применяют для перевозки длинномерных грузов. Роспуск состоит из рамы с дышлом, на которой установлен поворотный брус со стойками. Часть собственной тяжести и тяжести груза передается на дорогу через колеса роспуска.

Прицепы и полуприцепы оборудуют габаритными фонарями, фонарем освещения номерного знака и световыми указателями поворота. Для всех видов прицепного подвижного состава, за исключением прицепов, имеющих общую массу (с грузом), не превышающую 750 кг, обязательно наличие тормозов.

Пассажирский подвижной состав. Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на классы: особо малые (до 5,0 м), малые (6,0…7,5 м), средние (8,5…9,5 м), большие (10,5…12,0 м) и особо большие— сочлененные (16,5…18,0 м).

Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,0 л), малый класс (малолитражные автомобили — свыше 1,0 до 1,7 л), средний класс (свыше 1,7 до 2,5 л), большой класс (свыше 2,5 л).

Основными эксплуатационными свойствами подвижного состава являются: грузоподъемность или вместимость, динамичность, топливная экономичность, надежность и долговечность, проходимость, устойчивость, маневренность, удобство управления.

Грузоподъемность грузового или вместимость пассажирского автомобиля определяет наибольшее количество груза (количество пассажиров), которое может быть перевезено на автомобиле за одну ездку (рейс). При больших грузопотоках (пассажиропотоках) и крупных партиях грузов перевозки осуществляют автомобилями большой грузоподъемности (вместимости), что позволяет повысить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. При небольших партиях груза и небольшой потребности в пассажирских перевозках берут, наоборот, подвижной состав меньшей грузоподъемности (вместимости), чтобы избежать ненужных расходов, связанных с неполной загрузкой автомобилей.

Рис. 131. Типы прицепов и полуприцепов:
а — одноосный; б — двухосный; в — полуприцеп; г — прицеп-роспуск.

Динамичность автомобиля определяет возможность перевозить грузы или пассажиров с наибольшей технической скоростью. Она зависит от тяговых и тормозных свойств автомобиля.

Тяговые свойства автомобиля характеризуют величиной его максимальной скорости, ускорениями, а также максимальной величиной преодолеваемых подъемов. Эти свойства зависят от мощности двигателя, передаточных отношений в трансмиссии, массы автомобиля.

Тормозные свойства автомобиля определяются величиной максимального замедления и длиной тормозного пути и зависят от устройства и состояния тормозных систем автомобиля, а также от типа и состояния протекторов шин, интенсивности его разгона и эффективности действия тормозов. В условиях эксплуатации динамичность автомобиля зависит во многом и от его технического состояния.

Топливная экономичность автомобиля оценивается по величине расхода топлива в литрах на 100 км пробега и на 1 тонно-километр выполненной работы. В средних условиях эксплуатации расход топлива автомобилями должен укладываться в установленные государственные нормы. Увеличение расхода топлива может быть вызвано условиями эксплуатации и ухудшением технического состояния подвижного состава. Для того чтобы можно было оценить техническое состояние автомобилей, заводы-изготовители указывают контрольный расход топлива, который замеряют на ровной дороге с полной нагрузкой при определенной (в соответствии с заводской инструкцией) скорости. Превышение контрольного расхода свидетельствует о неисправности или нарушении регулировок механизмов автомобиля.

Надежность и долговечность определяют способность автомобиля работать долгое время без поломок и без ремонта или замены деталей и механизмов.

Надежность и долговечность зависят прежде всего от конструкции автомобиля, качества материалов и технологического процесса их обработки при изготовлении автомобиля. Кроме того, большое влияние на повышение надежности автомобиля оказывают условия эксплуатации, правильное проведение технического обслуживания и мастерство водителей.

Проходимость автомобиля — это способность его производительно работать на плохих дорогах и в условиях бездорожья. Сопротивление движению автомобиля па плохих дорогах гораздо выше, чем ва хороших. Поэтому для преодоления возросших сопротивлений автомобиль должен обладать хорошими тяговыми качествами, достаточным дорожным просветом (расстояние от поверхности дороги до наиболее низко расположенной точки автомобиля), углами переднего и заднего свесов. Для повышения проходимости автомобиля по грунтовым дорогам необходимо уменьшать давление шины на дорогу, так как чем оно выше, тем хуже проходимость.

Для этих целей применяют шины с регулируемым внутренним давлением. Такие шины могут быть установлены на автомобилях, имеющих центральную систему подкачки, которая дает возможность во время движения автомобиля изменять внутреннее давление в шинах (у автомобилей ЗИЛ-131, Урал-375Д, ГАЗ-66). Проходимость автомобиля может быть увеличена также применением широкопрофильных шин, ширина которых больше, чем обычных. Кроме того, проходимость резко повышается и при увеличении количества ведущих колес.

Устойчивость — это способность автомобиля двигаться по неровной скользкой дороге без заносов и опрокидывания.

Различают продольную и поперечную устойчивость автомобиля. Продольная устойчивость определяется способностью автомобиля противостоять опрокидыванию относительно передней или задней оси, а поперечная устойчивост ь — способностью автомобиля противостоять боковому опрокидыванию или заносу.

Устойчивость повышается при снижении высоты центра тяжести, увеличении колеи и базы автомобиля.

Под маневренностью автомобиля понимают его способность быстро изменять направление движения на небольшой площади разворота. Маневренность автомобиля определяется радиусом поворота, а также величиной усилия, требующегося для поворота рулевого колеса, и передаточным числом рулевого управления.

Маневренность автомобиля повышается с увеличением угла поворота управляемых колес и с уменьшением габаритных размеров и базы автомобиля, величины усилия, требующегося для поворота рулевого колеса, и передаточного числа рулевого управления. Маневренность автомобиля с прицепом уменьшается.

Удобство управления определяет степень утомляемости водителя и безопасность движения автомобиля. Удобство управления зависит от устройства и оборудования рабочего места водителя. Сиденье должно быть удобным и регулируемым по высоте, длине и углу наклона спинки. Все органы управления и контрольные приборы должны располагаться так, чтобы водитель мог пользоваться ими, не меняя положения тела на сиденье. Усилие на педалях и рычагах не должно превышать установленных норм. На рабочем месте должны быть обеспечены хорошая обзорность и видимость дороги, эффективные отопление и вентиляция, низкий уровень шума от двигателя и трансмиссии. Удобство управления автомобилем существенно повышается благодаря применению синхронизированных коробок передач, усилителей тормозов и рулевого управления, устройства для обмыва ветрового стекла и т. п.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Подвижкой состав автомобильного транспорта"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства