Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться механизированным способом или вручную. Наиболее широкое распространение имеют механизированная погрузка и разгрузка грузов, производимые при помощи машин и механизмов.
Правила погрузки и выгрузки грузов
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ необходимо осуществлять с соблюдением следующих правил.
Расстояние между автомобилями, стоящими под погрузкой или разгрузкой, должно быть не менее 1 м. При погрузке навалом из бункера или от ленточного транспортера автомобиль необходимо останавливать у указателя места остановки так, чтобы груз ссыпался на середину платформы кузова.
Навалочные грузы нельзя размещать выше бортов кузова; при погрузке их следует распределять равномерно по всей площади платформы кузова.
Для погрузки сыпучих и кусковых грузов применяют грейферы— грузозахватные ковши, смонтированные на перегрузочных машинах. Штучные грузы при погрузке выше уровня бортов кузова должны быть увязаны прочной веревкой. Высота автомобиля с грузом не должна превышать 3,8 м от поверхности дороги. Укладка и закрепление тарных и штучных грузов должны полностью исключать возможность смещения груза в кузове и его падение с автомобиля.
Грузы в мешках при однорядной укладке ставят завязками вверх, а при укладке в несколько рядов каждый последующий ряд укладывают поперек кузова завязками внутрь. Бочки с сухим грузом перевозят установленными на дно, а с жидким грузом — на боку пробками вверх.
Жидкие грузы в стеклянной таре перевозят в корзинах или в обрешетках и размещают в кузове плотными рядами. При погрузке в несколько рядов не допускается установка стеклянной тары верхних рядов на горловины бутылей нижнего ряда.
Баллоны с газами перевозят или в вертикальном положении, установленными в гнезда специальной стойки, закрепленной на полу платформы, или грузят поперек платформы, предохраняя их резиновыми прокладками от соприкосновения друг с другом.
Виды погрузочно-разгрузочных механизмов
Для механизации погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от группы грузов применяют следующие погрузочно-разгрузочные механизмы:
— для погрузки в автомобили насыпных грузов — экскаваторы, одноковшовые и многоковшовые погрузчики, пластинчатые или скребковые транспортеры, пневматические перегружатели, бункера и др.;
— для разгрузки из автомобилей насыпных грузов — автомобили-самосвалы, а также автомобиле -опрокидыватели;
— для погрузки в автомобили и выгрузки из них тяжеловесных штучных и тарных грузов, а также контейнеров и поддонов — автопогрузчики, автомобильные и стационарные краны, тали и др.;
- для погрузки и выгрузки мелких штучных и насыпных грузов — автопогрузчики и автомобильные краны, на которые в зависимости от рода груза устанавливают сменные грузозахватные устройства (грейфер, ковш, стрелу, вилку).
Во избежание несчастных случаев запрещается во время погрузки нахождение людей, в том числе и водителя, в кабине, на подножках автомобиля, под стрелой крана и под грузом.
Время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой
Суммарное время нахождения автомобиля в пункте погрузки или разгрузки складывается из затрат времени на оформление товарно-транспортных документов, ожидание погрузки (разгрузки), маневрирование при подъезде автомобиля к месту погрузки (разгрузки) и отъезде от него, выполнение погрузки (разгрузки), увязку и укрытие груза. Нормы простоя автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки установлены Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и служат одним из оснований для расчета заработной платы водителя. Эти нормы приняты в зависимости от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ, грузоподъемности автомобилей и вида груза.
За задержки по вине грузоотправителя или грузополучателя автомобилей, поданных под погрузку или разгрузку сверх установленных сроков (простой), грузоотправитель или грузополучатель уплачивают АТП штраф в размере, предусмотренном тарифом. По истечении 1 ч ожидания погрузки АТП вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках.
За задержку контейнеров сверх установленных норм предприятия—грузоотправители и грузополучатели — уплачивают штраф в размере 20 коп. в 1 ч за контейнер грузоподъемностью 5 т и более; 10 коп. в 1ч — за контейнер грузоподъемностью 2,5 (3,0) т и 5 коп, — за контейнер грузоподъемностью менее 2,5 т.
Обязанности водителя грузового автомобиля
Водитель подчинен начальнику гаража, а при подразделении АТП на колонны — начальнику колонны. Во время работы на линии водитель подчиняется диспетчеру и обязан выполнять все его указания, касающиеся перевозок.
Водитель при выезде на линию и перевозке грузов должен иметь: водительское удостоверение, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Путевой лист является основным первичным документом по учету работы водителя и автомобиля. Он выдается водителю дежурным диспетчером перед выездом на линию. По прибытии с линии водитель должен сдать путевой лист диспетчеру. Диспетчер производит первичную обработку путевого листа — подсчет результатов работы времени в наряде, в том числе в движении и простое, количества ездок, общего пробега с грузом, количества перевезенного груза в тоннах и выполненных тонно-километров, расхода топлива по норме и фактически.
По данным путевого листа в бухгалтерии рассчитывают заработок водителя.
Товарно-транспортные документы выдаются водителю грузоотправителем и заверяются грузополучателем. Товарно-транспортная накладная вьпТисывается при перевозке грузов, учитываемых по счету и весу. Акт обмера или взвешивания составляется на малоценные грузы, не подлежащие складскому учету (грунт, песок и др.).
Если автомобиль работает у заказчика с почасовой оплатой, то товарно-транспортные документы не выписываются, а сделанные в путевом листе записи должны быть заверены заказчиком.
Основной обязанностью водителя грузового автомобиля является своевременное выполнение перевозок, обеспечение полной безопасности движения и сохранности груза.
Водитель обязан регулярно следить за техническим состоянием автомобиля, своевременно обнаруживать неисправности и принимать меры к их устранению. Водитель должен постоянно повышать свою квалификацию, изучать устройство автомобиля, способы устранения неисправностей, применять в своей работе передовые методы труда.
Во время погрузки водитель обязан следить за правильным размещением груза в кузове, его увязкой, креплением бортов и за полным использованием грузоподъемности автомобиля.
При перевозке грузов водитель обязан принимать все зависящие от него меры к сокращению простоев автомобиля под погрузкой, выгрузкой и в ожидании груза, сокращать пробеги без груза, правильно оформлять документы по учет*у работы автомобиля.
Во время работы на линии водитель обязан строго соблюдать правила дорожного движения, применять приемы управления автомобилем, обеспечивающие безопасность движения, экономию топлива, шин.
Водитель должен принимать участие в социалистическом соревновании за повышение межремонтных пробегов, экономию эксплуатационных материалов и снижение себестоимости перевозок.
Транспортно-экспедиционная работа водителя. На водителей, работающих на централизованных перевозках грузов, возлагается выполнение следующих обязанностей: прием грузов от грузоотправителя по количеству мест, весу или обмеру, а также оформление документов, связанных с приемом грузов; наблюдение за сохранностью перевозимых грузов при их транспортировании; сдача грузов в пункте назначения; оформление товарно-транспортных документов.
Материальная ответственность водителя за сохранность грузов. Водители грузовых автомобилей, совмещающие обязанности экспедиторов, отвечают за сохранность перевозимых грузов. В случае перевозки контейнеров, когда прием, оформление, перевозку и сдачу выполняет водитель, он отвечает за целостность и сохранность контейнера и пломбы. При исправном контейнере и неповрежденной пломбе за сохранность груза в контейнере водитель не отвечает.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Погрузочные и разгрузочные работы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы