Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильная химия

Публикация:
   Полиамиды

Читать далее:




Полиамиды

Полиамиды (ПА) представляют собой высокомолекулярные полимеры, содержащие в основной цепи макромолекулы амидную группу. Соотношение метиленовых и амидных групп в составе ПА определяет такие основные свойства полимера, как температура плавления, водопоглоще-ние, эластичность, морозостойкость и т. д.

Удачное сочетание высокой механической прочности и малой плотности с хорошими антифрикционными и диэлектрическими свойствами, химической стойкостью к маслам и бензину делают полиамиды одними из важнейших конструкционных материалов. Детали из ПА выдерживают нагрузки, близкие к нагрузкам, допустимым для цветных металлов и сплавов. Исследование антифрикционных свойств ПА в зависимости от нагрузки, скорости скольжения и рода смазки (или при отсутствии ее) показало, что ПА характеризуются низким коэффициентом трения и уступают в этом отношении только фторопласту и полиформальдегиду. Однако по износостойкости и несущей способности ПА, особенно наполненные, значительно превосходят фторопласт, полиформальдегид и поликарбонат. При этом, чем выше давление, тем меньше коэффициент трения ПА. Данные о зависимости динамического коэффициента трения ПА-6 и ПА-610 по стали от состояния поверхности трения и нагрузки (скорость 1,17 см/с) приведены в табл. 3.5. Значения коэффициентов трения некоторых полиамидов по стали приведены ниже:

Полиамиды можно перерабатывать литьем под давлением, экструзией, центробежным литьем и заливкой. Последние два метода применяют для производства крупногабаритных деталей или блоков, из которых механической обработкой получают детали. Узкий диапазон плавления (7—10 °С) и низкая вязкость расплава не позволяют перерабатывать ПА прессованием.

Для изготовления автомобильных деталей нашли применение следующие ПА и их стеклонаполненные модификации: ПА-610, ПА-12, ПА-6, ПА-66, стеклонаполненные — ПА-610С (П68С-30), ПА-6-210АС (КС-30, КОС-30), 66ДС (АС-30), 211ДС.

ПА-610 представляет собой продукт поликонденсации соли СГ (соли себациновой кислоты с гексаметилендиамином). По значениям показателя текучести расплава и модуля упругости он превосходит практически все термопласты, а сочетание небольшого водопоглощения с хорошими прочностными свойствами и тепломорозостойкостью делает возможным использование ПА-610 в ответственных деталях антифрикционного назначения. Однако применение ограничено его высокой стоимостью. Из ПА-610 (ГОСТ 10589—87) изготовляют методом литья под давлением вкладыши и втулки опорных тяг рулевой трапеции, ручки фиксаторов шарнира, вкладыши и рычаги управления коробкой передач, фильтр топливного насоса и другие втулки и вкладыши.

ПА-12 — продукт гидролитической полимеризации со-додекалактама в присутствии кислых катализаторов. Этот материал имеет небольшую плотность, отличается незначительным водопоглощением. Свойства и размеры изделий из него отличаются стабильностью. ПА-12 хорошо работает на знакопеременный изгиб, это самый эластичный из рассматриваемых ПА, имеет хорошие антифрикционные и электрические свойства. К недостаткам материала относится низкая теплостойкость по сравнению с другими ПА. Для производства автомобильных деталей (скоб, хомутов трубок, трубок, языков замка дверей, защелок замков и т. п.) применяется ПА-12 (ОСТ 6-05-425—76), ПА-12-10 (П-12Л), ПА-12-20.

ПА-6 — продукт полимеризации е-капролактама. ПА-6 — самый дешевый материал из полиамидов. По механическим свойствам он превосходит другие ПА, имеет хорошие антифрикционные свойства. Основным недостатком материала является нестабильность размеров из-за высокого водопоглощения. В автомобильной промышленности ПА-6 (ОСТ 6-06-09—76), ПА-6-110, ПА-6-210/310 применяется для втулок валика педали сцепления, валика акселератора, изолирующей втулки рычага указателя и других втулок, пластины опоры педали акселератора, пробки горловины

бачков, поводка тяги выключения замка двери, ползуна направляющей стойки опускного стекла двери, опоры шаровой тяги привода управления коробки передачи, штуцеров, шайб, розеток, корпусов распределителя нагретого воздуха.

ПА-66 (анид) — продукт поликонденсации соли АГ (химическое название— полигексаметиленадипамид). Г1о сравнению с другими полиамидами имеет высокую прочность, хорошую теплостойкость, а также сравнительно низкую стоимость. У него хорошие антифрикционные и электроизоляционные свойства, но большее водопоглощение, чем у ПА-610.

Из ПА-66 (ОСТ 6-06-360—74, OCT 6-06-С23—79) выпускаются автомобильные детали типа втулок педалей сцепления и тормоза, распорных втулок, втулок дуги обивки крыши, ограничительных втулок, гаек-барашков крепления запасного колеса, шестерен корпуса привода спидометра, шайб, колодок контактных для наружных и внутренних штек-керов, каркасов катушек, пистонов крепления, вкладышей шарового кольца, скоб, вентиляторов системы охлаждения и т. д.

Одним из путей улучшения свойств ПА является наполнение их стекловолокном или дисперсными наполнителями типа графита, дисуль-фидамолибдена, талька и т. д. Оптимальные свойства имеют ПА, содержащие 20—30 % стекловолокна.

Стеклонаполненные ПА, содержащие 20—30 % стекловолокна, выпускаются поГОСТ 17648—83 следующих марок: ПА-610ДС, ПА-6-210АС, ПА-66ДС, а также ПА-6-211ДС.

Механическая прочность и теплостойкость ПА, наполненных стекловолокном, увеличивается по сравнению с ненаполненными в 2—3 раза. Значительно возрастают и сопротивление ползучести, усталостная прочность, износостойкость (последняя — в 5—10 раз).

Термический коэффициент линейного расширения армированных ПА в 2—3 раза меньше, чем у ненаполненных, и равен коэффициенту линейного расширения алюминия.

Стеклонаполненные ПА применяют в автомобильной промышленности для изготовления деталей с жесткими размерными допусками, работающих в интервале температур от —60 до 150 °С, а также деталей, несущих нагрузки. Это — ограничители хода шестерни, рычаги включения привода, крыльчатки, шестерни, корпуса предохранителей, корпус клапана бензобака и карбюратора, крышки картера сцепления, бачки радиатора отопителя, чашка нижняя шарнира наружного зеркала, детали топливной аппаратуры, различные втулки и др.

Дисперсные порошкообразные наполнители (графит, дисульфид молибдена) вводят в ПА для улучшения антифрикционных и электрических свойств. В зависимости от назначения наполненного ПА дисперсные наполнители добавляют в количестве от 1,5 до 40 % (мае.). Введение дешевых и доступных наполнителей снижает стоимость материала, придавая ему специальные свойства.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильная химия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Полиамиды"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства