Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильная химия

Публикация:
   Полиуретаны

Читать далее:




Полиуретаны

Полиуретанами (ПУ) называют высокомолекулярные соединения, получаемые взаимодействием диизоцианатов с многоатомными спиртами, а также с простыми или сложными полиэфирами. На основе ПУ выпускаются практически все известные типы материалов и изделий: наполненные, армированные, вспененные, ламинированные и другие, в виде плит, листов, блоков, профилей, волокон, пленок и т. д. На основе ПУ изготавливаются эластичные, полужесткие и жесткие материалы. Изделия и конструкции из полиуретанов используют во всех отраслях промышленности. Одним из основных потребителей ПУ является автомобильная промышленность. В конструкции современного отечественного и зарубежного легкового автомобиля ПУ прочно занимают первое место среди пластмасс.

В отечественной автомобильной промышленности ПУ применяются как в виде термопластов, перерабатываемых методом литья под давлением, так и в виде вспененных материалов, получение изделий из которых может осуществляться различными методами.

Полиуретаиовые термопластичные эластомеры, или термопластичные полиуретаны (ТПУ),— полимеры, сочетающие свойства вулканизованных каучуков и обычных термопластов. Сырьем для получения ТПУ служат олигомерные сложные или простые эфиры, диизоцианаты и диолы, применяемые в качестве удлинителя цепи. В зависимости от используемого полиэфира и соотношения компонентов могут быть получены термопластичные полиуретаны с различными свойствами. Термопласты на основе простых олигоэфиров обладают повышенной морозостойкостью. Благодаря повышенной гидролитической стойкости срок службы изделий из ТПУ в 5 раз больше, чем у изделий на основе сложных олиго-меров. ТПУ перерабатываются в изделия теми же методами, что и обычные термопласты.

Термопластичные ПУ (ТУ 6-05-221-536—82) витур Т-1413-85 и витур Т-0333-85 пока только начинают применяться в конструкции автомобиля для ограничителя хода, отбоя амортизатора тяги, втулки тяги внутреннего замка передней двери, рукояток, вкладышей, грязезащитных чехлов, шестерен, подшипников скольжения. Отличительная особенность этих материалов — хорошие водо-, износостойкость и демпфирующие свойства. Некоторые физико-механические и электрические показатели витуров приведены & табл. 3.1 и 3.4, температура эксплуатации этих материалов — от —60 до 80 °С.

Вспененные полиуретаны (ППУ) в промышленности получают при взаимодействии гидроксилсодержащих полиэфиров, ди- или полиизоциа-натов и воды в присутствии катализатора и стабилизатора пены. При взаимодействии изоцианата с водой выделяется диоксид углерода, который обычно и служит вспенивающим агентом.

В зависимости от значений кажущейся плотности ППУ подразделяются на эластичные (мягкие), полужесткие и жесткие.

Эластичные ППУ выпускаются либо в виде листов, блоков, рулонов, либо в виде отдельных компонентов, из которых затем получают изделия непосредственно на заводе их смешением.

Основными перспективными марками эластичных ППУ для листов, блоков и рулонов, из которых механическим путем вырубают автомобильные детали, являются неогнеопасные ППУ-Э-40НО, ППУ-Э-75НО, ППУ-Э-165НО (ТУ 6-05-1897—80). Вырубкой получают подлокотники, обивки спинки и подушки сидения, набивки противосолнечных козырьков, подложки обивок арок, дверей, боковин, крыш, уплотнителей заслонок обогрева ног, кожухи вентилятора отопителя, воздухопровода обогрева ветрового стекла и т. д.

Для получения эластичных формованных деталей (т. е. деталей, которые изготавливают заливкой пенополиуретановой композиции непосредственно в форму с последующим вспениванием и отверждением) используются рецептуры типа ППУ-201-1 (ТУ 6-05-248—72) и различные рецептуры эластичных ППУ для конкретных деталей, например формовых набивок подушек и спинок сидений автомобиля ВАЗ.

Эта рецептура в соответствии с ТУ 6-05-1460—71 должна обеспечить производство на линии набивок сидений со следующими свойствами: несущая способность — 16—45 кг, эластичность по отскоку — более 35 , предел прочности на разрыв при растяжении — более 800 г/см3, удлинение при разрыве — более 120.

Полужесткие ППУ применяются главным образом путем заливки в предварительно отформованную облицовочную пленку АБС + ПВХ.

Эти материалы используют для деталей, связанных с пассивной защитой водителя и пассажира (накладки панелей приборов, дверные накладки, стойки, подлокотники и др.).

В нашей стране выпускается несколько марок заливочных полужестких ППУ: ППУ-202-1 (ТУ 6-05-234—72), ППУ-202-2 (ТУ 6-05-229—72), ППУ по ТУ 6-05-1461—76 (для изделий ВАЗа), ТУ 6-05-1685—75 (для изделий из полужесткого ППУ, облицованных пленкой типа АБС + ПВХ) и т. д.

В настоящее время полужесткие ППУ в интерьере автомобилей для деталей пассивной защиты уверенно вытесняются интегральными ППУ.

Жесткие ППУ являются теплошумоизоляционными материалами, отвечающими современным требованиям автомобилестроения.

Незначительное водопоглощение ППУ позволяет использовать их в качестве антикоррозионной защиты металлов при выполнении основноц функции — теплоизоляции, а также для плавучих конструкций (автомо-билей-амфибий и др.). Одним из важнейших показателей жестких ППУ является их тепло- и морозостойкость; их можно эксплуатировать как при высоких, так и при низких температурах. Область рабочих температур для некоторых рецептур составляет от —60 до 150 °С.

На основе жесткого ППУ изготовляют трех- и многослойные конструкции («сэндвич»-конструкции) панелей крыши и боковин и др.

Преимущество ППУ перед большинством известных пенопластов в Том, что композицией в жидком виде можно заполнить полости между выбранными оболочками, например наружной и внутренней панелями боковины кузова, что значительно упрощает технологию изготовления многослойных конструкций. Напылением можно нанести ППУ на поверхности любой кривизны и уклона, причем толщина получаемого слоя практически не-ограничена. При этом повышается прочность панелей и их устойчивость к образованию вмятин. Теплоизоляционный жесткий ППУ можно использовать для автомобилей-рефрижераторов и специальных автобусов северного и тропического исполнения.

В последнее время все большее развитие получают интегральные ППУ. Это пенопласты, состоящие из пористой сердцевины и плотной оболочки, образующихся одновременно при заливке в форму предварительно смешанных компонентов: ди (три)-изоцианата и сложного или простого полиэфира. Вспенивание происходит за счет выделения газообразных продуктов в ходе реакции, при этом образуется описанная структура.

Характерными особенностями этих материалов являются их низкая плотность, высокие прочность и сопротивление раздиру, а также хорошие тепло- и виброизоляция, шумо- и энергопоглощение. Поверхность изделий из интегральных ППУ может быть текстурирована в процессе изготовления под кожу, ткань или любые другие натуральные или синтетические материалы, а также поддается отделке эмалями и лаками, применяемыми в автомобильной промышленности.

Перечисленный комплекс свойств позволяет использовать эти материалы при изготовлении деталей автомобиля, обеспечивающих внутреннюю и наружную безопасность, экономичность в эксплуатации и повышенную комфортабельность.

В конструкции интерьера автомобилей для изготовления различных накладок и облицовок салона, повышающих травмобезопасность, широко применяют интегральные ППУ плотностью 200—300 кг/м3. Из них изготавливают рулевые колеса, облицовки щитка приборов, подголовники, консоли, рукоятки рычагов переключения передач, подлокотники, облицовки дверей и т. п., т. е. все те детали, которые изготавливались из полужесткого ППУ, и даже при необходимости сиденья и спинки, цикл формования которых составляет 20—30 с. При использовании интегральных ППУ можно отказаться от обивочных материалов для обтяжки многих деталей, что значительно уменьшает трудоемкость и повышает качество изделий.

Для автомобильной промышленности разработано несколько отечественных марок интегральных, эластичных и полужестких ППУ.

Создание интегральных ППУ с высокой плотностью, приближающейся к плотности монолита (700—950 и даже 1100 кг/м3), обеспечило этим материалам новую большую область применения — производство наружных энергопоглощающих деталей: накладок бампера, бамперов, облицовок фар, блоков, содержащих бампер, спойлер, облицовку фар, подфарники и радиатор. В новых моделях автомобиля ВАЗ-2108 и 2109 из интегральных пенополиуретанов (называемых также мелкоячеистым полиуретаном) изготавливаются детали передка, а также решетки радиатора (в этом случае применения материал содержит ж 15 % стекловолокна).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильная химия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Полиуретаны"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства