Топливный бак. На автомобиле может быть установлен один или несколько топливных баков, являющихся резервуарами для хранения топлива. Емкость топливного бака должна обеспечивать пробег автомобиля без заправки в пределах 400—600 км. Форма топливного бака, особенности конструкции его наливной горловины и способ крепления зависят от места установки бака на автомобиле. В остальном же топливные баки различных автомобилей сходны по устройству.
Они состоят из двух штампованных половин, сваренных между собой; внутри бака имеются перегородки, которые повышают его жесткость и уменьшают гидравлические удары при резких перемещениях топлива. Уровень топлива в баке определяется с помощью указателя 8, установленного на щитке приборов, и датчика, расположенного в гнезде бака.
Топливные баки отдельных моделей автомобилей оборудуют приборами, контролирующими начало расхода резервного топлива, рассчитанного на пробег не менее 50 км.
Заливная горловина топливного бака имеет сетчатый фильтр и герметично закрывается крышкой, в которую для уменьшениея потерь топлива вследствие испарения встроены два автоматических клапана, сообщающие полость бака с атмосферой для выравнивания давления в нем. При разрежении в баке в пределах 1,5—4 кПа открывается впускной клапан, и бак сообщается с атмосферой, при избыточном давлении в нем (равном 0,01—0,02 МПа) открывается выпускной клапан.
Рис. 6.9. Топливные фильтры: а—грубой очистки; б и в—тонкой очистки
Топливные фильтры. Для очистки топлива от механических примесей и воды применяются топливные фильтры (рис. 6.9). На пути от бака к карбюратору топливо очищается сетчатыми фильтрами бака, топливного насоса и карбюратора. Кроме того, между баком и топливным насосом устанавливают фильтр-отстойник щелевого типа, а между карбюратором и топливным насосом — фильтр тонкой очистки топлива. Такая тщательная очистка топлива необходима потому, что даже самые небольшие механические примеси и вода нарушают работу карбюратора.
Фильтр грубой очистки (рис. 6.9, а) имеет фильтрующий элемент, состоящий из тонких пластин с отверстиями и штампованными выступами. В собранном фильтрующем элементе из-за наличия выступов образуются щелевые зазоры, в которых задерживаются и выпадают в отстой механические примеси с размером частиц свыше 0,05 мм. Топливо поступает в корпус фильтра через отверстие и, пройдя фильтрующий элемент, выходит из корпуса через отверстие. В металлическом стакане из топлива отстаивается вода, которая вместе с механическими примесями спускается через отверстие, закрываемое пробкой.
Фильтр тонкой очистки (рис. 6.9, б) в значительной мере способствует безотказной работе смеседозирующих систем карбюратора и особенно жиклеров, имеющих отверстия с малым проходным сечением. Топливо через впускное отверстие подается в стеклянный стакан-отстойник, прижимаемый к корпусу скобой. Из стакана топливо поступает в пористый керамический элемент, где оно подвергается тонкой очистке, и затем через выходное отверстие подается к карбюратору.
Двигатели большинства легковых автомобилей оборудуются только фильтром тонкой очистки (рис. 6.9, в) с фильтрующим элементом из латунной сетки, установленной на алюминиевом или капроновом патроне. Принцип работы такого фильтра аналогичен фильтру с керамическим фильтрующим элементом.
Рис. 6.10. Мембранный топливный насос:
а -разрез насоса; б—механизм ручной подкачки
Топливный насос. Для принудительной подачи топлива к карбюратору служит топливный насос. На двигателях автомобилей ЗИЛ-130 и «Москвич-2140» топливный насос приводится в действие от эксцентрика распределительного вала через штангу, на двигателях автомобилей ГАЗ-24-10 и ГA3-53-12 —непосредственно от эксцентрика, на двигателях ВАЗ — эксцентриком вала привода смазочного насоса и прерывателя-распределителя. Наибольшее распространение получили мембранные насосы, отличающиеся хорошей работоспособностью.
Насос (рис. 6.10, а) Б-10 двигателя ЗИЛ-130 состоит из трех основных частей: корпуса, клапанной головки/и крышки. В корпусе насоса установлены коромысло, нагнетательная пружина и валик рычага ручной подкачки топлива. В головке встроены три выпускных клапана и три впускных клапана, над которыми расположен сетчатый фильтр. Крышка имеет перегородку, разделяющую впускную А и нагнетательную Б полости насоса. Между клапанной головкой и корпусом зажата многослойная лакотканевая мембрана, закрепленная на штоке, нижний конец которого через шайбу соединен с внутренним вильчатым плечом коромысла, а его наружное плечо пружиной постоянно прижимается к штанге привода насоса.
Рис. 6.11. Масляно-инерционный воздухоочиститель
Работает насос следующим образом. При набегании выступа эксцентрика на штангу коромысло, поворачиваясь на оси, своим вильчатым плечом опускает шток с мембраной вниз, преодолевая сопротивление пружины. При этом в полости над мембраной создается разрежение, под действием которого открываются впускные клапаны, и топливо из бака поступает во впускную полость А крышки, откуда, пройдя сетчатый фильтр, заполняет пространство над мембраной. При сбегании выступа эксцентрика из-под штанки под действием пружины шток вместе с мембраной поднимается вверх, при этом под давлением топлива, находящегося над мембраной, впускные клапаны закрываются, а выпускные открываются, и топливо подается в нагнетательную полость Б. Из последней оно через отверстие штуцера поступает по топливопроводу к карбюратору.
В том случае, если расход топлива через дозирующие системы карбюратора мал и запорный клапан поплавковой камеры закрыт, насос работает вхолостую. Последнее объясняется тем, что топливо, находящееся над мембраной, не позволяет ей перемещаться вверх, при этом пружина сжата, а шток находится в нижнем положении, что позволяет вильчатому плечу коромысла свободно качаться до тех пор, пока не откроется запорный клапан поплавковой камеры. При ремонтно-регулировоч-ных работах для заполнения поплавковой камеры топливом служит механизм ручной подкачки (рис. 6.10, б). Валик пазом, соединенным с коромыслом, действует на его вильчатый конец, обеспечивая перемещение штока и мембраны не под действием эксцентрика, а вручную — рычагом.
Для контроля герметичности мембраны и вентиляции корпуса служит отверстие.
Воздухоочиститель. Для очистки воздуха от пыли на двигатель устанавливают воздухоочиститель. Применение воздухоочистителя уменьшает изнашивание деталей цилиндро-поршневой группы двигателя примерно в 2—3 раза по сравнению с изнашиванием их при работе карбюратора без фильтрации воздуха. Кроме того, воздухоочиститель снижает уровень шума, возникающего во впускном тракте во время процесса впуска.
Наибольшее распространение получили масляно-инерционные двухступенчатые воздухоочистители (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10 «Волга» и др.) и сухие со сменными фильтрующими элементами (у двигателей автомобилей семейства ВАЗ и«Москвич»),
Масляно-инерционный воздухоочиститель состоит из корпуса (рис. 6.11), фильтрующего элемента, масляной ванны, крышки-переходника для забора воздуха, отражателя, воздухосборника, переходника для крепления воздухоочистителя и патрубка 6 отбора воздуха.
При работе двигателя в результате разряжения во впускном трубопроводе запыленный воздух через воздухосборник поступает в крыш-ку-переходник и через кольцевую щель направляется вниз к масляной ванне и отражателю. У поверхности масла воздух резко изменяет направление и движется к фильтрующему элементу, набивка которого может быть из капронового волокна или металлической сетки. При изменении направления движения воздуха крупные частицы пыли, продолжая по инерции двигаться вниз, оседают в масле.
Проходя через фильтрующий элемент, воздух неоднократно изменяет направление движения, в результате чего мельчайшие частицы пыли задерживаются в его набивке. Очищенный воздух через переходник поступает в воздушную горловину карбюратора и к патрубку 6 отбора воздуха.
В сухих фильтрах двигателей автомобилей семейства ВАЗ и «Москвич» воздух очищается от пыли, проходя через фильтрующий элемент, состоящий из сетчатого металлического каркаса и сменного свернутого рулона специальной пористой бумаги или картона. Для предварительной очистки воздуха и увеличения пылеемкости фильтра на его свернутый рулон дополнительно надевают элемент из синтетической ваты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы топливоподачи и очистки воздуха"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы