Использование отходов тепловых электростанций — золы, шлака и золошлаковых смесей, а также доменных и сталеплавильных шлаков, гранулированных шлаков фосфорного и других промышленных производств позволяет заменять в растворах и бетонах цемент, известь, щебень, песок и другие стройматериалы. Из отходов можно изготавливать вяжущие материалы и изделия на их основе (заполнители для легких и тяжелых бетонов, шлаковые расплавы — пемзу, вату, литые изделия, стеновые материалы).
Доставка золы, шлака и золошлаковых материалов к потребителям производится в настоящее время, как правило, железнодорожным или автомобильным транспортом. Однако же в ряде производств строительных материалов золошлаковая смесь идет в технологический процесс в виде шламов-растворов. Это создает благоприятные условия применения трубопроводного гидротранспорта и организации единой транспортной схемы от поставщика до потребителя.
Трубопроводный транспорт обеспечивает выдачу и доставку материалов от поставщика к потребителю непрерывным технологическим потоком, при котором погрузочно-разгрузочные работы сводятся к минимуму, исключаются перегрузки, создаются .условия для охраны окружающей среды.
Отходы тепловых электростанций и доменного производства— золошлаковые материалы и гранулированные шлаки представляют собой сырье для цементной промышленности, для производства железобетонных изделий и многих видов строительных материалов.
Промтрансниипроектом разработаны технологические процессы доставки и выдачи гидравлическим транспортом золы, шлака и золошлаковых смесей от тепловых электростанций к заводам железобетонных изделий и конструкций, а также золы к технологическим узлам заводов-изготовителей аглопооитово-го и зольного гравия для легких бетонов.
Рис. 1.29. Типовые технологические схемы гидротранспорта золошлаковых материалов к заводам железобетонных изделий
а —от тепловой электростанции; б — от золоотвала; 1 — пульпопроводы рабочий и резервный диаметром 150—400 мм; пульпонасосные станции I и II подъемов; 3 — насосная установка оборотного водоснабжения; 4— водоводы диаметром 100—300 мм; 5 — радиальный сгуститель; 6 — бетононасосы; 7— шламбассейн; 8 — экскаватор
Ппи схеме а процесс приготовления пульпы происходит в системе внутристанционного золоудаления, которая выдает уже готовую пульпу (золовую или золошлаковую), подлежащую удалению со станции на завод ЖБИ по отдельному трубопроводу.
По схеме б этот же процесс происходит на действующем либо отработанном золоотвале. Здесь в зависимости от заданных условий возможны следующие способы пульпообразования: в шлам-бассейнах с экскаваторной загрузкой; землесосный (земснарядами); гидромониторно-землесосный.
В обеих системах транспортирование пульпы производится напорным потоком по трубопроводам. Схемы предусматривают два трубопровода. Согласно проведенным расчетам, во всем диапазоне грузопотоков транспортирование обеспечивает один трубопровод, второй — является резервным. Количество пульпо-насосных станций определяется на основе гидравлических расчетов по дальности транспортирования и параметрам насосов. Линейная часть системы предусматривает работу перекачных насосных станций по системе «насос в насос». Каждая такая станция включает два насоса: рабочий и резервный. Сгущение пульпы не предусматривается; расчеты показали, что оптимизация транспортного процесса может обеспечиваться без сгущения пульпы.
Заключительная транспортная операция — складирование материалов. В качестве типового оборудования приняты радиальные сгустители (типовые сооружения). От сгустителей золо-шлаковый материал подается бетононасосами в бетоносмеси-тельное отделение. Осветленная вода из сгустителя насосной установкой подается на завод в систему технического водоснабжения.
Сгущение золошлаковой пульны, поступающей в транспортную систему, не предусматривается.
Вместимость вертикальных отстойников от 50 м3 и выше. Количество их определяется заданной часовой производительностью. Время отстоя до получения концентрации Т: Ж золовой пульпы, согласно опытным данным, составляет 1 ч.
После отстоя вода из цилиндрической части сгустителя спускается в резервуар для осветленной воды, а сгущенная пульпа из конической части по корытному трубопроводу поступает в сливной бассейн, оборудованный пропеллерной мешалкой. Резервуар осветленной воды — один, количество сливных бассейнов — по числу сгустителей. Из резервуара осветленная вода подается насосной установкой на завод (либо обратно на станцию) в систему оборотного водоснабжения.
Из сливного бассейна пульпа при помощи Песковых насосов доставляется по трубопроводу в цех приготовления зольного шлама. Этой операцией заканчивается технологический процесс гидротранспорта пульпы.
Результаты расчетов основных параметров линейной части систем трубопроводного транспорта золошлаковой смеси от золоотвалов ТЭС приведены в табл. 1.8. Указанные системы предусматривают пульпообразование на золоотвале в шлам-бассейнах или в открытом забое. В таких условиях возможно получение пульпы с концентрацией 10%, 20% и более.
Данные таблицы соответствуют тем системам, в которых производительность по пульпе и соответствующие им напоры для транспортирования заданного грузопотока обеспечиваются при скоростях движения в трубопроводах выше критических (но не более, чем в 1,5 раза).
В заключение необходимо отметить, что наиболее благоприятные условия применения гидротранспорта для доставки золо-шлаковых материалов тепловых электростанций имеются при строительстве новых заводов ЖБИ. Технико-экономические расчеты показали, что гидротранспорт золошлаковых смесей экономичнее автомобильного, а при заборе золошлаковых смесей непосредственно из трубопроводов системы внешнего гидрозолоудаления ТЭС он предпочтительнее как по приведенным затратам, так и по себестоимости во всем диапазоне требуемых перевозок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проектирование процесса гидротранспорта отходов промышленного производства к заводам стройиндустрии"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы