Пропаганда безопасности относится к дорожно-транспортному воспитанию или дорожно-транспортному образованию участников дорожного движения. Такое различие представляется оправданным по двум причинам: первая — учет целевой группы, когда имеются в виду, конечно, не воспитательные функции, вторая — именно вследствие «мероприятий по дорожно-транспортному воспитанию» уже могут возникнуть предпосылки для неудач. Целевая группа — взрослые, профессионалы, люди с большим жизненным опытом — может их игнорировать как воспитательное принудительное воздействие. Меры дорожно-транспортного просвещения и пропаганды для взрослых ориентируются (в отличие от мер дорожно-транспортного воспитания для детей и юношества) на такие целевые группы, которые хоть и являются определенными по своим намерениям, но неопределенные по фактическому обеспечению данной целевой группы. Это обстоятельство относится и к отдельным мероприятиям, и к общим положениям рекламной деятельности.
Любой вид пропаганды (рекламы, в частности) имеет своей целью так рекомендовать материал, чтобы пользователи чувствовали себя и относились к нему как его обладатели и включали бы его в свои целевые представления и установки. В общем пытаются достичь этого таким путем, чтобы представляемый образец способствовал свершению индивидуальных желаний: потребитель должен быть убежден в необходимости продукта для удовлетворения своего желания (достижения цели).
Активизацию квазипотребности, т. е. потребности в продукте, уже следует рассматривать как успешный результат рекламы. Основная задача рекламы заключается в достижении того, чтобы эта квазипотребность вообще вытекала из вышестоящей потребности. Для этого имеются две принципиальные возможности: либо опираться на уже существующую потребность и интенсифицировать ее в направлении желаемой квазипотребности; или вызвать такую потребность, из которой с относительно большой вероятностью последует соответствую-тая квазипотребность. Можно предположить, что в первом случае цель будет достичь легче, чем во втором. Если целью является, например, покупка определенного сорта мыла, то это будет проще сделать в отношении той целевой группы, в которой существует ярко выраженная потребность в чистоте, чем если бы сначала нужно было вызвать эту потребность в чистоте. Это положение будет действительно и в том случае, если на основе существующей потребности в чистоте уже активизирована квазипотребность в отношении другого сорта мыла, что часто так и бывает в действительности при рекламе какой-то определенной продукции.
Пропаганда безопасности движения. Между рекламой продукции и пропагандой безопасности существуют принципиальные расхождения в исходных психологических принципах. Чем больше реклама продукции опирается на соотношение «затраты — польза», тем больше она будет оказываться ориентированной на определенные потребности пользователя.
Наиболее неудачна как раз та пропаганда безопасности, которая ориентируется на потребности в безопасности, не являющиеся для участников дорожного движения основой управления своим поведением. Любой мотив активного участия в дорожном движении так или иначе приводит к видоизменению чаще всего доминирующего в других сферах жизни мотива безопасности в потребительский мотив: безопасность как квазипотребность, а не как потребность сама по себе. Никто не вступает в дорожное движение, чтобы бороться с опасностью, а делают это для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б.
Особой трудностью, с которой приходится сталкиваться в про паганде безопасности дорожного движения в отличие от рекламы продукции, является борьба в сознании между доминирующим мотивом цели поездки и мотивом избежать несчастья. В непонимании различий между рекламой продукции и рекламой мотивов надо искать объяснение главных причин почти полного отсутствия успехов традиционных видов пропаганды безопасности в виде рекламных форм самых различных акций и кампаний по дорожно-транспортному воспитанию и образованию. Поскольку в конечном итоге должна обеспечиваться безопасность, многие считали, что необходимо призывать прямо к безопасности, не зная, где ее место в- иерархии актуальных потребностей участника дорожного движения.
В этой связи проявляется то, что концепциям относительно устойчивых иерархий потребностей придается лишь весьма ограниченное значение для описания и объяснения конкретного дорожного поведения. Именно это поведение по сравнению с поведением в других сферах жизни свидетельствует о том, что важные для актуального поведения иерархии потребностей и мотивов являются в высшей степени зависимыми от обстановки. Бесспорно, что подобная межиндивидуальная изменчивость потребностей или мотивов в духе интеракцио-низма не исключает устойчивости высшего порядка, но не находит отражения в ранее разработанных мотива-ционных моделях дорожного поведения.
Пропаганда безопасности, опирающаяся на призывы к безопасности и связанная с существенными затратами, до сих пор не претерпела никаких изменений, что в конце концов объясняется недостатком знаний о дифференциации мотивационной структуры участников дорожного движения. Такой аргумент, что если речь идет о безопасности, то необходимо и призывать к ней, очевидно, представляется вполне достоверным не только инициаторам подобных акций, но и участникам целевых групп («потребителям»), так что всеобщее применение снискал порочный метод напоминания об осторожном поведении «тем людям», к которым напоминающие или призывающие себя не относят.
Поэтому нацеленная на более успешную перспективу пропаганда безопасности должна в гораздо большей степени ориентироваться на результаты постоянно расширяющихся эмпирических исследований. Она должна учитывать прежде всего дифференцированную структуру мотивации и поведения различных групп участников дорожного движения и тем самым толковать дорожное поведение как поведение в условиях риска. Для того чтобы иметь успех, она должна придавать общественной потребности в безопасном поведении значение личной квазипотребности, подчиненной вышестоящей потребности достижения цели. Безопасность не может быть «продана» сама по себе, а лишь для целей реализации доминирующих индивидуальных интересов. Поскольку транспортно-психологический аспект пропаганды безопасности иногда не может обойтись без «отрицательной рекламы», т. е. выдвижения аргументов против определенных порочных потребностей, бесспорное преимущество должно в общем отдаваться все же положительной рекламе (с точки зрения успешной деятельности). Необходимо, например, убедить участников дорожного движения, что функциональная способность полной системы «дорожное движение» лишь тогда обеспечивается в полной мере, когда ей под чинены все остальные факторы, и тем самым осуществляется сни жение некоторых индивидуальных претензий к полной системе (например, в отношении «свободы» и независимости дорожного поведения) .
Основные аспекты перспективной пропаганды безопасности дорожного движения были обобщены в рамках работы научно-исследовательской группы Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Отношения между всеми этими аспектами, имеющими весьма важное значение для пропаганды безопасности, были представлены в структурной схеме (рис. 53).
Пропаганда дорожного поведения. В начале любого вида пропаганды по безопасности движения необходимо уточнить, какое поведение надо пропагандировать. При этом следует рассчитывать на определенное сопротивление общих установок, с одной стороны, и эффективность учета поведения целевой группы — с другой. Чем ближе поведение целевой группы к общему, тем меньше эффективность результатов обращения, и наоборот. Это дает повод для довольно узкого определения дорожного поведения целевой группы, например, призыв, направленный на неукоснительное применение ремней безопасности в городском движении, был бы более эффективным в результате нацеленного разъяснения о необходимости беречь себя во время движения, чем в результате призывов к применению ремней безопасности вообще.
Рис. 53. Схема организации и оценки результатов оезопасности дорожного движения
Необходимо также решить, следует ли под поведением целевой группы понимать поведение с учетом транспортно-психологических установок или знаний дорожного движения. Нужно учитывать, что изменения в знаниях дорожного движения достигаются наиболее простым путем, а изменения в поведении — наиболее сложным. Естественно, что для непосредственного успеха пропаганды безопасности самым главным является воздействие на фактическое поведение. Изменения в уровне знаний дорожного движения и в опрашиваемых транспортно-психологических установках еще не говорят об успехе какого-либо пропагандистского мероприятия, направленного на устранение опасных действий.
Определение поведения целевой группы будет тем важнее, чем более оно сможет опираться на анализ эмпирических данных об опасных действиях. В результате этого обеспечивается более точный «диагноз» исходного положения, а соответствующая «терапия» сокращается в результате пропаганды безопасности на такую величину ошибочной дисперсии, которая устраняет необъективность оценок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Просвещение и пропаганда безопасного поведения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы