Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Опыт ремонта тракторов

Публикация:
   Проверка и регулировка соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач на раме трактора С-80

Читать далее:




Проверка и регулировка соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач на раме трактора С-80

Несоосность коленчатого вала двигателя с валом коробки передач у тракторов С-80 приводит к быстрому износу хомута выключения муфты сцепления, переднего шарикового подшипника верхнего вала коробки передач, роликового подшипника вала муфты сцепления, а также к обрыву соединительных планок муфты сцепления и др.

У трактора С-80 положение двигателя на раме относительно верхнего вала коробки передач регулируют прокладками, которые ставят под передние и задние опоры.

Для проверки соосности двигателя КДМ-46 на раме трактора применяют два варианта приспособлений. Приспособлением, показанным на рисунке, соосность валов проверяют при снятой муфте сцепления. При этом приспособление крепят к фланцу верхнего вала коробки передач. Приспособлением, показанным нгг рисунке 2, соосность валов проверяют при установленной муфте сцепления. В этом случае приспособление крепят к среднему диску муфты.

Приспособление (рис. 1) состоит из кронштейна, ребра жесткости, бобышки, угольника, двух бонок, клеммы, шпилек, болта, гайки и стопорного болта с рукояткой. Угольник крепится в бобышке стопорным болтом.

Для предохранения цилиндрической поверхности угольника от забивания на ней изготовлена лыска, в которую упирается болт при стопорении. Приспособление крепит-ся к фланцу верхнего вала коробки передач двумя болтами, которыми вал муфты сцепления этого трактора крепится к фланцу верхнего вала коробки передач.

Приспособление (рис. 2) состоит из кронштейна, винта с контргайкой 3 для проверки биения торцовой поверхности маховика, винта 4 для проверки биения цилиндрической поверхности маховика и болта с гайкой и шайбой для крепления приспособления к проушине среднего диска муфты сцепления. При проверке соосности вала двигателя с валом коробки передач этим приспособлением муфта сцепления должна быть включена. Это позволит более точно замерить величину биения. При включенной муфте будет исключено влияние провисания муфты на величину зазора в роликовом подшипнике вала муфты при нахождении приспособления в своем верхнем и нижнем положениях во время вращения приспособления вокруг маховика.

Рис. 1. Приспособление для проверки соосности коленчатого вала двигателя КДМ-46 с верхним валом коробки передач на раме трактора С-80:
1 — кронштейн; 2 — ребро жесткости; 3 — бобышка; 4 — угольник; 5 — бонка; 6 — клемма; 7 — шпилька; 8 — болт; 9 — гайка; 10 — стопорный болт; 11 — рукоятка стопорного болта; 12—болты крепления приспособления к верхнему валу коробки передач; 13 — верхний вал коробки передач; 14 — маховик.

По техническим условиям смещение оси коленчатого вала двигателя относительно оси верхнего вала коробки передач допускается не более 0,3 мм. Величину этого смещения определяют по величине биения торцовой и цилиндрической поверхностей маховика относительно оси верхнего вала коробки передач замером зазора между этими поверхностями, болтом 8 (рис. 1) и клеммой 6 приспособления.

По техническим условиям завода зазор между торцовой поверхностью маховика и болтом 8 приспособления допускается не более 0,7 мм, а между цилиндрической поверхностью маховика и клеммой 6 — не более 0,6 мм.

Как видно из приведенных технических условий, проверка соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач трактора С-80 должна состоять из двух операций.

Рис. 2. Приспособление для проверки соосности коленчатого вала двигателя КДМ-46 с верхним валом коробки передач на раме трактора С-80:
1 — кронштейн; 2 — винт; 3 — контргайка; 4 — винт; 5 — болт; 6 — гайка; 7 — шайба; 8 — маховик; 9 — средний диск муфты сцепления; 10 — кожух маховика.

В операцию проверки соосности по торцовой поверхности маховика входит операция проверки и установки двигателя на раме трактора в такое положение, при котором ось коленчатого вала должна быть параллельна оси верхнего вала коробки передач. В операцию проверки соосности по цилиндрической поверхности входит операция, проверки и установки двигателя в такое положение, при котором ось коленчатого вала должна совпасть с осью верхнего вала коробки передач (была бы с ней соосна) или отклонение от такого совпадения, т. е. нарушение соосности в обоих случаях находилось бы в пределах допусков.

При постановке двигателя КДМ-46 в сборе на раму трактора, перед проверкой соосности необходимо выполнить следующие условия.
1. Толщина регулировочных прокладок, устанавливаемых под каждую переднюю и каждую заднюю опоры двигателя, должна быть одинаковой и равной 15 мм.
2. Двигатель должен быть прикреплен к раме трактора всеми болтами с гайками, чтобы он занял свое фиксированное положение.

Разберем, как, пользуясь приспособлением, показанным на рисунке 1, и определив величину нарушения соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач, подсчитать толщину регулировочных прокладок, подлежащих снятию или установке под передние и задние опоры двигателя КДМ-46, чтобы правильно установить его на раме трактора С-80. Для этого рассмотрим положение осей коленчатого вала и маховика двигателя относительно оси верхнего вала коробки передач для случаев, когда двигатель на раме трактора установлен правильно (рис. 3) и неправильно (рис. 4, 5 и 6).

Рис. 3. Схема проверки правильного и допустимого положений оси коленчатого вала двигателя КДМ-46 с осью верхнего вала коробки передач на раме трактора С-80:
А — передняя опора двигателя на раме трактора; К — задняя опора двигателя на раме трактора и точка крепления маховика к коленчатому валу двигателя; АК. — ось коленчатого вала двигателя; QL — маховик; IT — фланец верхнего вала коробки передач; MR — ось верхнего вала коробки передач; 1, 3, 4, 6, 8 и Ю — детали приспособления для проверки соосности валов (см. рис. 1).

Примем следующие обозначения на рисунке 3: фигура AKQL—положение коленчатого вала и маховика двигателя на раме трактора; точка А — передняя опора двигателя; точка К — задняя опора двигателя и точка крепления маховика к коленчатому валу; прямая А К — ось коленчатого вала двигателя — расстояние от середины передней опоры до середины задней опоры двигателя, равное 1356 мм; прямая QL —диаметр маховика, равный 583 мм,— перпендикулярна к прямой А К — оси коленчатого вала; прямая IT — фланец верхнего вала коробки передач; прямая MR — ось верхнего вала коробки передач; фигура обозначенная цифрами 1, 3, 4, 6, 8 и 10, — приспособление для проверки соосности валов (рис. 1); размеры 0,7 и 0,6 мм — допуски на нарушение соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач, определяемые по величинам биения торцовой и цилиндрической поверхностей маховика.

Предположим, что двигатель установлен на раме трактора правильно (рис. 3). В этом случае геометрическая ось АК вращения коленчатого вала двигателя будет совпадать с осью MR вращения верхнего вала коробки передач и при вращении приспособления вокруг маховика болт 8 приспособления будет всегда касаться торцовой поверхности маховика, а клемма 6 приспособления — его цилиндрической поверхности.

Двигатель можно считать установленным правильно также и в том случае, если ось АК коленчатого вала не будет совпадать с осью MR верхнего вала коробки передач и будет занимать положение АК’, т. е. будет иметь место несовпадение осей этих валов, но это нарушение будет находиться в пределах допуска. В этом случае максимальный зазор между болтами 8 приспособления и торцовой поверхностью маховика не должен превышать 0,7 мм, а зазор между клеммой 6 приспособления и цилиндрической” поверхностью маховика — 0,6 мм.

Рассмотрим пример неправильного положения двигателя на раме трактора, когда нарушение соосности получилось за счет поднятия задней опоры (рис. 4). Предположим, что под каждой передней опорой двигателя в точке А имеется нормальная толщина регулировочных прокладок, а под каждой его задней опорой в точке К толщина прокладок больше нормальной. В этом случае точка К — задняя опора двигателя и точка крепления маховика к коленчатому валу— повернется вокруг точки А на радиусе АК, сместится вверх и займет положение К’- При этом прямая А К (ось коленчатого вала) займет положение АК’, прямая QL(диаметр маховика) займет положение Q“L”, оставаясь перпендикулярной к прямой АК’.

Опустим из точки К’ перпендикуляр на прямую АК, который пересечет эту прямую в точке С. В нашем примере длина отрезка К‘С и будет определять толщину регулировочных прокладок, которые необходимо снять из-под каждой задней опоры двигателя, чтобы установить соосно рассматриваемые валы.

Рис. 4. Схема проверки и установки соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач трактора С-80 при нарушении соосности за счет толщины регулировочных прокладок под задними опорами двигателя:
АК и АК.’, QL и Q“L” — оси коленчатого вала и маховика при правильном и неправильном положении по отношению к оси верхнего вала коробки передач прямой MR-, 1, 3, 4, 6, 8 и 10 — детали приспособления для проверки соосности валов (см. рис. 1).

Будем вращать приспособление вокруг маховика. В этом случае клемма 6, касаясь все время цилиндрической поверхности маховика и достигнув точки Q”, переместит угольник 4 в бобышке 3 в свое крайнее верхнее положение.

Застопорим в этом положении угольник 4 в бобышке 3 стопорным болтом 10 и повернем приспособление вокруг маховика на 180°, которое при этом повороте займет положение, обозначенное на рисунке 4 пунктирными линиями с точкой. Винт 8 приспособления будем максимально вывертывать из угольника 4, когда приспособление будет находиться в нижнем положении, обозначенном на рисунке 4 пунктирными линиями с точкой, и будет касаться торцовой поверхности маховика в точке N’. При повороте приспособления на 180° в верхнее положение, обозначенное на рисунке 4 сплошными линиями, точка N’ (конец винта 8) займет положение N. Отрезки DP и NS будут показывать величины биения соответственно цилиндрической и торцовой поверхностей маховика при данном нарушении соосности коленчатого вала двигателя с валом коробки передач.

Докажем, что величину нарушения соосности коленчатого вала двигателя АК’ с верхним валом коробки передач (отрезок К‘С, рис. 4) можно определить замером зазора между клеммой 6 приспособления и цилиндрической поверхностью маховика в точке L” (отрезок DP), являющейся величиной биения цилиндрической поверхности маховика, и делением этой величины пополам. Для этого опустим из точек L” и Q” перпендикуляры на прямую QL (маховик) и ее продолжение. Эти перпендикуляры пересекут указанную прямую в точках В и D. Проведем из клеммы 6 (нижнее положение приспособления) прямую, параллельную оси АК коленчатого вала. Эта прямая FP пересечет продолжение прямой QL в точке Р.

Из построения видно, что отрезки BQ, K’C,DL и LP равны между собой. Эти отрезки равны потому, что точка К (задняя опора двигателя и точка крепления маховика к коленчатому валу), переместившись в положение К’, удалилась от оси А К коленчатого вала на величину К‘С. А поскольку коленчатый вал и маховик жестко скреплены между собой, то при таком перемещении точка Q диаметра маховика Qh переместилась в точку Q”, а точка L в точку L”. Величина перемещения каждой из этих точек равна величине отрезка К‘С. При повороте приспособления на 180° из верхнего положения в нижнее его клемма б расположится от оси АК коленчатого вала на расстоянии КР, равном расстоянию КВ. А так как QK—KL, то и QB=LP.

Из приведенного доказательства вытекает, что если соосность двигателя нарушилась только за счет неправильного положения задней опоры, то в этом случае достаточно замерить приспособлением величину биения цилиндрической поверхности маховика, разделить ее пополам, и мы определим, какое количество регулировочных прокладок по толщине необходимо снять (как в нашем примере) или подложить под каждую заднюю опору.

На рисунке 5 также показана схема неправильного положения двигателя на раме трактора. В этом случае ось опорами двигателя: АК, А‘К, QL и Q’“L’” — оси коленчатого вала двигателя и маховика при правильном и неправильном положении по отношению к оси верхнего вала коробки передач (прямой MR).

Рис. 5. Схема проверки и установки соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач трактора С-80 при нарушении соосности за счет толщины регулировочных прокладок под передними

АК коленчатого вала двигателя не совпадает с осью MR верхнего вала коробки передач. Несовпадение этих осей получилось из-за того, что под задними опорами двигателя в точке К установлена нормальная толщина регулировочных прокладок, а под передними опорами в точке А она меньше требуемой. В этом случае для приведения двигателя на раме трактора к правильному положению замером величины биения только цилиндрической поверхности маховика ничего нельзя сделать. Здесь необходимо замерить величину биения торцовой поверхности маховика и по этой величине биения подсчитать, какое количество регулировочных прокладок необходимо поставить под каждую переднюю опору двигателя, чтобы правильно установить его на раме трактора. Для доказательства этого положения рассмотрим построение, сделанное на рисунке 5.

Поскольку под задними опорами двигателя толщина регулировочных прокладок нормальная, а под передними опорами прокладок меньше нормальной толщины, то ось АК коленчатого вала двигателя повернется вокруг точки К как центра и займет положение А ‘К- Вследствие этого маховик своим диаметром повернется вокруг той же точки К как центра на такой же угол, на какой повернулась ось коленчатого вала, и займет положение Q’“L”’. Определим величины биения торцовой и цилиндрической поверхностей маховика Q”‘L”’, чтобы оценить их значения при данном нарушении соосности вала. Для этого из точки L’” проведем две прямые: одну параллельно оси А К коленчатого вала при правильном положении двигателя на раме трактора, а вторую — параллельно прямой А ‘К при его неправильном положении. Из точки Q’” проведем прямую Q”‘D, параллельную диаметру маховика QL. Эта прямая пересечет прямые, проведенные из точки L’”, в точках В и D. Восстановим в точке А прямой АК перпендикуляр и продолжим его до пересечения с продолжением прямой А‘К в точке С.” Определим при принятом нами смещении оси А‘К коленчатого вала длину отрезка BL’”.

Полученная нами величина 1,7 мм есть отрезок BL’” (сторона треугольника BL”‘D) и представляет собой величину биения торцовой поверхности маховика. В нашем примере мы находили половину величины биения торцовой поверхности маховика,т. е. половину длины стороны BL’” треугольника BL”‘D. Половину же этой величины мы находили потому, что подсчитать толщину регулировочных прокладок, которые в нашем примере нужно поставить под переднюю опору двигателя, можно на основании подобия треугольников А КС и LKL’”.

В нашем примере величина биения торцовой поверхности маховика будет определяться длиной отрезка NE, замеряемого между болтом 8 приспособления и маховиком.

После этого, при принятом нами смещении оси А‘К коленчатого вала, определим длину отрезка BD, которая в нашем примере будет характеризовать биение цилиндрической поверхности маховика.

Но поскольку BD есть половина величины биения цилиндрической поверхности маховика, то суммарное биение ее будет равно 0,02 мм. Этот подсчет показывает, что в нашем примере полученную величину биения цилиндрической поверхности маховика можно замерить только очень точным инструментом. Кроме того, отсюда видно, что, несмотря на то что в нашем примере имеет место значительное смещение оси коленчатого вала двигателя за счет недостаточного количества регулировочных прокладок под передними опорами, достигающее 8 мм, замер величины биения только цилиндрической поверхности маховика ничего не дает, так как эта величина находится в пределах допуска. Поэтому в нашем примере, чтобы устранить имеющееся нарушение соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач, необходимо замерить биение торцовой поверхности маховика.

На основании рассмотрения приведенных примеров неправильного положения двигателя на раме трактора можно рекомендовать следующую технологию проверки и регулировки соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач на раме трактора С-80.
1. Установить двигатель на раму трактора и подложить под его каждую переднюю и заднюю опоры пакет регулировочных прокладок одинаковой толщины.
2. Прикрепить передние и задние опоры двигателя к лонжеронам рамы трактора всеми болтами с гайками. Такое крепление даст возможность двигателю занять свое фиксированное положение на раме трактора.
3. Замерить щупом, пользуясь приспособлениями, показанными на рисунке 1 или 2, величину биения торцовой поверхности маховика. Если эта несоосность больше допустимой, т. е. больше 0,7 мм, необходимо способом, изложенным при рассмотрении положения нарушения соосности валов, приведенного на рисунке 5, определить толщину регулировочных прокладок, кот.орые необходимо снять или поставить под передние или задние опоры двигателя. В результате такого подсчета и постановки или снятия регулировочных прокладок можно установить двигатель на раме трактора в положение, показанное на рисунке 6. В этом случае ось А К коленчатого вала двигателя будет расположена параллельно оси MR верхнего вала коробки передач.
4. Замерить щупом величину биения цилиндрической поверхности маховика способом, изложенным при рассмотрении рисунка 4. Если это биение больше допустимого, т. е. больше 0,6 мм, необходимо подсчитать толщину регулировочных прокладок, которые необходимо снять или поставить под каждую переднюю и каждую заднюю опоры двигателя.

Рис. 6. Установка оси коленчатого вала двигателя КДМ-46 параллельно оси верхнего вала коробки передач на раме трактора С-80 во время операции проверки соосности:

Рассмотренные примеры проверки и установки соосности коленчатых валов двигателей с верхними валами коробок передач тракторов С-80 относятся к перемещению двигателя в вертикальной плоскости. Но если мы обнаружим нарушение соосности в горизонтальной плоскости, т. е. смещение двигателя на раме трактора вправо или влево на величину, больше допустимой, то как поступить в данном случае, если двигатель на раме трактора фиксируется шлифованными болтами.

В этом случае, прежде чем смещать двигатель за счет сверления новых отверстий в лонжеронах рамы и лапах под увеличенные размеры болтов, необходимо сделать следующее. Включить одну из передач и этим самым исключить вращение верхнего вала коробки с прикрепленным к нему приспособлением. Подвести клемму 6 приспособления к цилиндрической поверхности маховика. Провернуть коленчатый вал двигателя и определить величину максимального биения цилиндрической поверхности маховика. Это максимальное биение будет в том месте, где клемма 6 приспособления, касаясь поверхности маховика, максимально поднимет цилиндрический стержень угольника 4 из отверстия бобышки 3. Найдя это положение, необходимо застопорить угольник 4 приспособления болтом 10 я в этом месте на цилиндрической поверхности маховика нанести мелом метку. Затем такую же метку надо нанести на диаметрально противоположной стороне этой поверхности маховика, выключить передачу, подвести клемму б приспособления к метке и щупом замерить имеющийся зазор между клеммой 6 и цилиндрической поверхностью маховика.

Таким приемом, когда приспособление неподвижно, а вращается маховик, мы определим величину биения цилиндрической поверхности маховика относительно оси коленчатого вала. Если полученная величина биения цилиндрической поверхности маховика относительно оси коленчатого вала двигателя будет равна, предположим, 0,8 мм и будет представлять собой сумму из допускаемого по техническим условиям биения 0,6 мм за счет смещения оси коленчатого вала плюс допускаемая по техническим условиям эксцентричность или биение на обработку этой поверхности, равная 0,2 мм, то это будет указывать на то, что соосность коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач будет находиться в пределах допусков и двигатель регулировки не требует.

Таким же методом, когда маховик вращается, а приспособление для проверки соосности застопорено включением передачи, можно определить и величину биения торцовой поверхности маховика относительно оси коленчатого вала двигателя.

Если проверку биения цилиндрической и торцовой поверхностей маховика относительно оси коленчатого вала двигателя выполнять перед проверкой соосности и в местах наибольшего биения ставить цифры, соответствующие величинам биения, то эти показатели можно учитывать во время проверки соосности.

Если проверять соосность нужно в вертикальной плоскости, то маховик с меткой наибольшего биения необходимо ставить в самой верхней или в самой нижней точке, чтобы эту величину складывать или вычитать из получаемой величины нарушения соосности торцовой или цилиндрической поверхностей маховика.

Такое положение маховика позволит исключить влияние величины биения цилиндрической и торцовой поверхностей за счет допусков на обработку на точность показания величины нарушения соосности за счет смещения оси коленчатого вала двигателя.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Опыт ремонта тракторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Проверка и регулировка соосности коленчатого вала двигателя с верхним валом коробки передач на раме трактора С-80"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства