Нарушение соосности валов коробки передач с коленчатым валом двигателя приводит к быстрому износу посадочных поверхностей отверстий корпуса коробки передач под шариковые подшипники, к износу шли-цевых соединений вала главного сцепления и первичного вала коробки передач с деталями кардана, переднего шарикового подшипника первичного вала коробки передач и заднего подшипника вала главного сцепления, а также к неправильной работе муфты сцепления и даже может вызвать поломку корпуса заднего моста, если передняя опора корпуса коробки передач не имеет контакта с поперечным брусом рамы ипритягивается болтами до образования такого контакта, соответственно отгибая вперед переднюю стенку корпуса заднего моста.
Перед проверкой соосности валов коробки передач и двигателя необходимо выполнить следующие условия.
Во-первых, четыре болта двух бугелей (рис. 1) и восемь гаек шпилек, крепящих корпусы заднего моста к задней оси, должны быть ослаблены или отвернуты.
Ослабление этих болтов и гаек крепления корпуса заднего моста к задней оси позволяет вращать задний мост в сборе с коробкой передач и бортовыми передачами вокруг задней оси как центра и в случае надобности дает возможность снимать или ставить требуемое количество регулировочных прокладок под переднюю опору коробки передач.
Во-вторых, восемь болтов крепления задней оси с установочными шпильками при помощи двух крышек должны быть надежно прикреплены к кронштейнам рамы с тем, чтобы задняя ось не вращалась и занимала свое фиксированное положение на раме трактора.
В-третьих, передней опорой корпуса коробки передач (рис. 2) на заднем поперечном брусе рамы должна быть шаровая шайба. Опорой плиты с шаровой опорой, на которую опираются головки болтов крепления коробки передач к заднему поперечному брусу рамы, также должна быть шаровая шайба.
Рис. 1. Бугели крепления задней оси, ослабленные и закрепленные во время регулировки соосности коленчатого вала с первичным валом коробки передач:
1 — ослабленные болты крайнего буселя крепления задней оси к корпусу заднего моста; 2 — ослабленные гайки шпилек бугеля для прицепной скобы крепления задней оси к корпусу заднего моста; 3 — задняя ось; 4 — надежно завернутые болты бугеля крепления задней оси к раме трактора.
В-четвертых, чтобы корпус коробки передач опирался на задний поперечный брус рамы через шаровую шайбу и регулировочные прокладки, корпус перед проверкой и регулировкой должен быть прикреплен двумя болтами и гайками к заднему поперечному брусу рамы, после чего гайки могут быть ослаблены. В этом узле две шаровые шайбы образуют самоцентрирующие точки опоры на заднем поперечном брусе рамы передней опоры коробки передач и плиты с шаровой опорой, а плита с шаровой опорой служит равноплечим коромыслом.
Такая конструкция этого узла исключает возможность возникновения разных по величине напряжений в корпусе коробки передач и образования трещин из-за неравномерной затяжки гаек болтов крепления коробки к заднему поперечному брусу рамы. Поэтому важно помнить, что после постановки собранного корпуса заднего моста на раму трактора крепить его к задней оси не следует. Если корпус заднего моста прикрепить к задней оси до постановки коробки передач и при недостаточном количестве регулировочных прокладок притянуть болтами переднюю опору корпуса коробки передач к заднему поперечному брусу рамы, то можно сильно деформировать переднюю стенку корпуса заднего моста. Эта деформация может быть так велика, что приведет к образованию трещин в стенке корпуса.
Рис. 2. Детали для центрирования и крепления передней опоры коробки передач на раме трактора ДТ-54:
1 — корпус коробки передач; 2 — задний поперечный брус рамы; 3 — шаровая шайба; 4 — плита с шаровой опорой; 5 — болт крепления передней части коробки передач к раме трактора; в — регулировочные прокладки; 7 — гайки; 8 — стопорная шайба.
В-пятых, необходимо, чтобы двигатель занимал свое фиксированное положение на раме трактора, т. е. чтобы установочная шпилька (рис. 3) переднего поперечного бруса рамы входила в канавку левой лапы задней балки двигателя, а передняя опора двигателя (рис. 4) была прикреплена двумя болтами или шпильками с гайками к переднему брусу 3 рамы. Только после такой подготовки можно начать проверку и регулировку соосности вала коробки передач с коленчатым валом двигателя.
Соосность коленчатого вала двигателя с валом коробки передач тракторов ДТ-54 проверяют, пользуясь приспособлением, показанным на рисунке 3, одна часть которого закрепляется на шлицевом конце первичного вала коробки передач, а вторая — на шлицевом конце вала главного сцепления вместо карданного вала. Это приспособление состоит из двух втулок, двух установочных валиков, контрольной втулки и шести болтов. Контрольная втулка имеет сквозное отверстие соответственно диаметрам шлифованных шеек на концах валиков приспособления и на одном конце прилив для замера имеющейся величины нарушения соосности проверяемых валов.
Рис. 4. Передняя опора двигателя на раме трактора ДТ-54:
1 — передняя опора двигателя; 2 — завернутые болты крепления передней опоры к раме трактора; 3 — передний брус рамы трактора.
При постановке приспособления в рабочее положение болты ослабляют, втулки отъединяют от валиков, ставят их на шлицевые концы проверяемых валов и закрепляют гайками этих валов.
Гайки должны быть туго завернуты, чтобы торцы втулок упирались в нижние кольца шариковых подшипников. После крепления втулок к ним присоединяют валики и крепят болтами, причем на шейку валика должна быть надета контрольная втулка.
Перед постановкой втулок необходимо зачистить заусенцы на шлицах валов трактора, чтобы втулки легко наделись на валы и приспособление после крепления заняло свое правильное положение.
Во время проверки соосности валов указанным приспособлением могут быть следующие положения контрольной втулки.
1. Контрольная втулка свободно перемещается с шейки валика на шейку валика приспособления. Это показывает, что оси вала главного сцепления и первичного вала коробки передач имеют почти полное совпадение и что двигатель на раме трактора установлен правильно.
2. Контрольная втулка своим торцом упирается в торец валика, но прилив ее перемещается на шейку валика только на некоторой части окружности шейки, и между приливом втулки и шейкой валика имеется зазор,а на остальной части окружности шейки валика прилив втулки, упираясь в поверхность валика, не может вращаться вокруг этой шейки. Такое положение контрольной втулки требует замера зазора между приливом втулки и цилиндрической поверхностью шейки валика. Замером этого зазора определяют, находится ли соосность этих валов в пределах допуска по техническим условиям или это нарушение соосности превышает допускаемое. Величина этого зазора показывает максимальное смещение оси валика относительно оси валика .
По техническим условиям заводов-изготовителей у трактора ДТ-54 нарушение соосности вала главного сцепления и первичного вала коробки передач допускается не более 4 мм.
Описанное приспособление позволяет определить величину нарушения соосности осей валов главного сцепления и первичного вала коробки передач в любой плоскости. Практически же соосность валов регулируют только в вертикальной и горизонтальной плоскостях, пользуясь регулировочными прокладками. К операции переноса установочной шпильки 10 (рис. 3) и смещению отверстий передней опоры (рис. 4) прибегают весьма редко,
У тракторов, находящихся в эксплуатации, при регулировке соосности валов главного сцепления и коробки передач регулировочные прокладки можно ставить как под переднюю опору коробки передач, так и под переднюю опору двигателя.
При незначительном суммарном износе передней опоры двигателя и площадки переднего бруса рамы трактора регулировочные прокладки ставят только под переднюю опору корпуса коробки передач.
При значительном износе указанных деталей регулировочные прокладки во время регулировки соосности валов постановкой регулировочных прокладок: а — под переднюю опору коробки передач; б — под переднюю опору двигателя.
Рис. 5. Схема проверки соосности коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач тракторов АСХТЗ-НАТИ и ДТ-54
Рассмотрим, как определить суммарную толщину регулировочных прокладок (рис. 5), которые необходимо снять или поставить под переднюю опору корпуса коробки передач или под переднюю опору двигателя, чтобы расположить оси вала главного сцепления и первичного вала коробки передач в требуемом положении. Для этого построим схему (рис. 5, а и б) опор двигателя и коробки передач с задним мостом на раме трактора и примем следующие обозначения: фигура ACBD — положение двигателя с муфтой главного сцепления на раме трактора; фигура EFKM — положение заднего моста в сборе с коробкой передач на раме трактора.
На фигуре ACBD (рис. 5,а) примем следующие обозначения: точка А — передняя опора двигателя; точка С — задняя опора двигателя; точка В — пересечение перпендикуляра ВС из точки С на прямую AD\ прямая АВ — расстояние от середины передней опоры двигателя до перпендикуляра ВС, равное 1003 мм; прямая BD — ось вала главного сцепления и валика 3 (рис. 3) приспособления —- расстояние от перпендикуляра БСдо конца валика 3 приспособления, равное 730 мм; прямая ВС — расстояние от центра задней опоры двигателя до оси коленчатого вала, равное 325 мм.
На фигуре EFKM (рис. 5,6) примем следующие обозначения: точка F — передняя опора коробки передач на заднем поперечном брусе рамы; точка М — задняя опора корпуса заднего моста на задней оси; прямая EF — ось валика (рис. 3) приспособления — расстояние от конца валика 4 приспособления до середины передней опоры коробки передач, равное 340 мм; прямая FK — ось первичного вала коробки передач — расстояние от передней опоры коробки передач до пересечения ее с прямой КМ, равное 729 мм; прямая КМ — перпендикуляр из центра опоры заднего моста на задней оси на ось первичного вала коробки передач, равный 140 мм.
Предположим, что при проверке соосности вала главного сцепления и первичного вала коробки передач мы установили, что между приливом контрольной втулки 5 (рис. 3) и шейкой валика 4 приспособления в вертикальной плоскости имеется зазор, равный 5 мм. Этот зазор показывает величину относительного смещения оси первичного вала коробки передач к оси главного сцепления.
Полученная величина нарушения соосности больше допустимой на 1 мм, поэтому необходимо выполнить регулировку.
Правильное положение оси верхнего вала коробки передач (рис. 5,а) относительно оси коленчатого вала двигателя АВ и оси вала главного сцепления BD будет в том случае, если точка F передней опоры коробки передач переместится в точку F’ по радиусу FM при повороте всей фигуры EF КМ вокруг точки М как центра, на некоторый угол- в положение E’F‘K’M, показанное на рисунке линиями пунктир с точкой.
Для определения толщины регулировочных прокладок, которые необходимо подложить под переднюю опору коробки передач в точке F, чтобы расположить ось первичного вала коробки передач Ft( на одинаковой высоте с осью коленчатого вала и вала главного сцепления AD, сделаем следующие построения.
Восстановим в точках Е’ и F’ перпендикуляры к прямой и продолжим их до пересечения с прямой Е‘К в точках И я Р. Такое построение дает нам два подобных треугольника: Е‘НК’ и F’PK’.
Подставив в правую часть уравнения вместо буквенных обозначений их значения длины, поскольку все эти величины нам известны, и проведя известные арифметические действия, получим толщину регулировочных прокладок, которые необходимо подложить под переднюю опору коробки передач, чтобы привести соосность валов в вертикальной плоскости в требуемое положение. Величину Е‘Н получаем замером зазора между приливом контрольной втулки 5 (рис. 3) и шейкой валика 4 приспособления. В нашем примере Е‘Н равна 5 мм, а значения F’K’ и Е‘К’ берем из рисунка 5,а. В результате получим
Нарушение соосности вала главного сцепления с первичным валом коробки передач в горизонтальной плоскости можно устранить за счет перемещения двигателя на раме трактора вправо или влево. Это можно сделать только в пределах зазора установочной шпильки переднего поперечного бруса рамы в канавке левой опоры задней балки двигателя, а также в пределах зазора болтов для крепления передней опоры двигателя в отверстиях этой опоры.
Если использована и эта небольшая возможность по уменьшению нарушения соосности проверяемых валов за счет смещения двигателя, а имеющееся нарушение все же превышает допустимое по техническим условиям, то нарушение соосности рекомендуется устранять переносом установочной шпильки в новое просверленное отверстие на левой шейке переднего поперечного бруса рамы и таким же смещением отверстий для болтов в передней опоре двигателя.
Величину смещения установочной шпильки можно определять таким же методом, как и в случае проверки и регулировки соосности этих валов в вертикальной плоскости. Разница только в том, что двигатель должен смещаться вправо или влево на раме параллельно оси трактора.
Из рисунков 2 и 3 видно, что соосность коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач может также нарушиться и в том случае, если ось BD вала главного сцепления не будет совпадать с осью Л Б коленчатого вала двигателя. В этом случае при проверке и регулировке ось первичного вала коробки передач можно правильно установить относительно оси вала главного сцепления, но устранить быстрый износ валов и шариковых подшипников, коленчатого вала и вала главного сцепления не удастся.
Такое нарушение соосности вала главного сцепления с коленчатым валом двигателя может произойти из-за износа установочных штифтов и поверхностей отверстий для этих штифтов в блоке цилиндров, задней балке двигателя и картере главного сцепления.
Рис. 6. Схема, подтверждающая неправильность приема регулировки соосности коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач тракторов АСХТЗ-НАТИ и ДТ-54 постановкой прокладок между задней осью и ее постелями на раме трактора.
Таким образом, мы подсчитали, что, подложив под левую опору рамы трактора с задней осью прокладку толщиной 5,4 мм, мы поставили задний мост в такое положение, при котором оси первичного вала и коленчатого вала пересекаются в точке М’. Кроме того, ввиду того что поверхность постелей рамы трактора стала под углом к задней оси, контакта всей поверхности постелей с задней осью не будет. Этот контакт после постановки прокладок будет иметь место только по линии окружности каждого правого конца постели с задней осью. Поэтому в этих местах по причине большого удельного давления будет иметь место быстрый износ задней оси и быстрое ослабление крепления ее с рамой трактора.
Из рисунка мы видим, что постановкой прокладок под левую опору рамы трактора мы не устранили нарушения соосности первичного вала коробки передач с коленчатым валом. При таком способе устранения нарушения соосности ось первичного вала коробки передач все равно осталась под углом с осью коленчатого вала.
Таким образом, из рисунка и приведенного рассуждения видно, что способ устранения нарушения соосности коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач в горизонтальной плоскости у тракторов АСХТЗ-НАТИ и ДТ-54 постановкой прокладки между задней осью и постелью рамы трактора нельзя считать в какой-либо степени удовлетворительным. Поэтому он не может быть рекомендован для практического применения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проверка соосности коленчатых валов двигателей и валов коробок передач на рамах тракторов ДТ-54 и АСХТЗ-НАТИ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы