Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Опыт ремонта тракторов

Публикация:
   Проверка соосности коленчатых валов двигателей и валов коробок передач на рамах тракторов ДТ-54 и АСХТЗ-НАТИ

Читать далее:




Проверка соосности коленчатых валов двигателей и валов коробок передач на рамах тракторов ДТ-54 и АСХТЗ-НАТИ

Нарушение соосности валов коробки передач с коленчатым валом двигателя приводит к быстрому износу посадочных поверхностей отверстий корпуса коробки передач под шариковые подшипники, к износу шли-цевых соединений вала главного сцепления и первичного вала коробки передач с деталями кардана, переднего шарикового подшипника первичного вала коробки передач и заднего подшипника вала главного сцепления, а также к неправильной работе муфты сцепления и даже может вызвать поломку корпуса заднего моста, если передняя опора корпуса коробки передач не имеет контакта с поперечным брусом рамы ипритягивается болтами до образования такого контакта, соответственно отгибая вперед переднюю стенку корпуса заднего моста.

Перед проверкой соосности валов коробки передач и двигателя необходимо выполнить следующие условия.

Во-первых, четыре болта двух бугелей (рис. 1) и восемь гаек шпилек, крепящих корпусы заднего моста к задней оси, должны быть ослаблены или отвернуты.

Ослабление этих болтов и гаек крепления корпуса заднего моста к задней оси позволяет вращать задний мост в сборе с коробкой передач и бортовыми передачами вокруг задней оси как центра и в случае надобности дает возможность снимать или ставить требуемое количество регулировочных прокладок под переднюю опору коробки передач.

Во-вторых, восемь болтов крепления задней оси с установочными шпильками при помощи двух крышек должны быть надежно прикреплены к кронштейнам рамы с тем, чтобы задняя ось не вращалась и занимала свое фиксированное положение на раме трактора.

В-третьих, передней опорой корпуса коробки передач (рис. 2) на заднем поперечном брусе рамы должна быть шаровая шайба. Опорой плиты с шаровой опорой, на которую опираются головки болтов крепления коробки передач к заднему поперечному брусу рамы, также должна быть шаровая шайба.

Рис. 1. Бугели крепления задней оси, ослабленные и закрепленные во время регулировки соосности коленчатого вала с первичным валом коробки передач:
1 — ослабленные болты крайнего буселя крепления задней оси к корпусу заднего моста; 2 — ослабленные гайки шпилек бугеля для прицепной скобы крепления задней оси к корпусу заднего моста; 3 — задняя ось; 4 — надежно завернутые болты бугеля крепления задней оси к раме трактора.

В-четвертых, чтобы корпус коробки передач опирался на задний поперечный брус рамы через шаровую шайбу и регулировочные прокладки, корпус перед проверкой и регулировкой должен быть прикреплен двумя болтами и гайками к заднему поперечному брусу рамы, после чего гайки могут быть ослаблены. В этом узле две шаровые шайбы образуют самоцентрирующие точки опоры на заднем поперечном брусе рамы передней опоры коробки передач и плиты с шаровой опорой, а плита с шаровой опорой служит равноплечим коромыслом.

Такая конструкция этого узла исключает возможность возникновения разных по величине напряжений в корпусе коробки передач и образования трещин из-за неравномерной затяжки гаек болтов крепления коробки к заднему поперечному брусу рамы. Поэтому важно помнить, что после постановки собранного корпуса заднего моста на раму трактора крепить его к задней оси не следует. Если корпус заднего моста прикрепить к задней оси до постановки коробки передач и при недостаточном количестве регулировочных прокладок притянуть болтами переднюю опору корпуса коробки передач к заднему поперечному брусу рамы, то можно сильно деформировать переднюю стенку корпуса заднего моста. Эта деформация может быть так велика, что приведет к образованию трещин в стенке корпуса.

Рис. 2. Детали для центрирования и крепления передней опоры коробки передач на раме трактора ДТ-54:
1 — корпус коробки передач; 2 — задний поперечный брус рамы; 3 — шаровая шайба; 4 — плита с шаровой опорой; 5 — болт крепления передней части коробки передач к раме трактора; в — регулировочные прокладки; 7 — гайки; 8 — стопорная шайба.

В-пятых, необходимо, чтобы двигатель занимал свое фиксированное положение на раме трактора, т. е. чтобы установочная шпилька (рис. 3) переднего поперечного бруса рамы входила в канавку левой лапы задней балки двигателя, а передняя опора двигателя (рис. 4) была прикреплена двумя болтами или шпильками с гайками к переднему брусу 3 рамы. Только после такой подготовки можно начать проверку и регулировку соосности вала коробки передач с коленчатым валом двигателя.

Соосность коленчатого вала двигателя с валом коробки передач тракторов ДТ-54 проверяют, пользуясь приспособлением, показанным на рисунке 3, одна часть которого закрепляется на шлицевом конце первичного вала коробки передач, а вторая — на шлицевом конце вала главного сцепления вместо карданного вала. Это приспособление состоит из двух втулок, двух установочных валиков, контрольной втулки и шести болтов. Контрольная втулка имеет сквозное отверстие соответственно диаметрам шлифованных шеек на концах валиков приспособления и на одном конце прилив для замера имеющейся величины нарушения соосности проверяемых валов.

Рис. 4. Передняя опора двигателя на раме трактора ДТ-54:
1 — передняя опора двигателя; 2 — завернутые болты крепления передней опоры к раме трактора; 3 — передний брус рамы трактора.

При постановке приспособления в рабочее положение болты ослабляют, втулки отъединяют от валиков, ставят их на шлицевые концы проверяемых валов и закрепляют гайками этих валов.

Гайки должны быть туго завернуты, чтобы торцы втулок упирались в нижние кольца шариковых подшипников. После крепления втулок к ним присоединяют валики и крепят болтами, причем на шейку валика должна быть надета контрольная втулка.

Перед постановкой втулок необходимо зачистить заусенцы на шлицах валов трактора, чтобы втулки легко наделись на валы и приспособление после крепления заняло свое правильное положение.

Во время проверки соосности валов указанным приспособлением могут быть следующие положения контрольной втулки.
1. Контрольная втулка свободно перемещается с шейки валика на шейку валика приспособления. Это показывает, что оси вала главного сцепления и первичного вала коробки передач имеют почти полное совпадение и что двигатель на раме трактора установлен правильно.
2. Контрольная втулка своим торцом упирается в торец валика, но прилив ее перемещается на шейку валика только на некоторой части окружности шейки, и между приливом втулки и шейкой валика имеется зазор,а на остальной части окружности шейки валика прилив втулки, упираясь в поверхность валика, не может вращаться вокруг этой шейки. Такое положение контрольной втулки требует замера зазора между приливом втулки и цилиндрической поверхностью шейки валика. Замером этого зазора определяют, находится ли соосность этих валов в пределах допуска по техническим условиям или это нарушение соосности превышает допускаемое. Величина этого зазора показывает максимальное смещение оси валика относительно оси валика .

По техническим условиям заводов-изготовителей у трактора ДТ-54 нарушение соосности вала главного сцепления и первичного вала коробки передач допускается не более 4 мм.

Описанное приспособление позволяет определить величину нарушения соосности осей валов главного сцепления и первичного вала коробки передач в любой плоскости. Практически же соосность валов регулируют только в вертикальной и горизонтальной плоскостях, пользуясь регулировочными прокладками. К операции переноса установочной шпильки 10 (рис. 3) и смещению отверстий передней опоры (рис. 4) прибегают весьма редко,

У тракторов, находящихся в эксплуатации, при регулировке соосности валов главного сцепления и коробки передач регулировочные прокладки можно ставить как под переднюю опору коробки передач, так и под переднюю опору двигателя.

При незначительном суммарном износе передней опоры двигателя и площадки переднего бруса рамы трактора регулировочные прокладки ставят только под переднюю опору корпуса коробки передач.

При значительном износе указанных деталей регулировочные прокладки во время регулировки соосности валов постановкой регулировочных прокладок: а — под переднюю опору коробки передач; б — под переднюю опору двигателя.

Рис. 5. Схема проверки соосности коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач тракторов АСХТЗ-НАТИ и ДТ-54

Рассмотрим, как определить суммарную толщину регулировочных прокладок (рис. 5), которые необходимо снять или поставить под переднюю опору корпуса коробки передач или под переднюю опору двигателя, чтобы расположить оси вала главного сцепления и первичного вала коробки передач в требуемом положении. Для этого построим схему (рис. 5, а и б) опор двигателя и коробки передач с задним мостом на раме трактора и примем следующие обозначения: фигура ACBD — положение двигателя с муфтой главного сцепления на раме трактора; фигура EFKM — положение заднего моста в сборе с коробкой передач на раме трактора.

На фигуре ACBD (рис. 5,а) примем следующие обозначения: точка А — передняя опора двигателя; точка С — задняя опора двигателя; точка В — пересечение перпендикуляра ВС из точки С на прямую AD\ прямая АВ — расстояние от середины передней опоры двигателя до перпендикуляра ВС, равное 1003 мм; прямая BD — ось вала главного сцепления и валика 3 (рис. 3) приспособления —- расстояние от перпендикуляра БСдо конца валика 3 приспособления, равное 730 мм; прямая ВС — расстояние от центра задней опоры двигателя до оси коленчатого вала, равное 325 мм.

На фигуре EFKM (рис. 5,6) примем следующие обозначения: точка F — передняя опора коробки передач на заднем поперечном брусе рамы; точка М — задняя опора корпуса заднего моста на задней оси; прямая EF — ось валика (рис. 3) приспособления — расстояние от конца валика 4 приспособления до середины передней опоры коробки передач, равное 340 мм; прямая FK — ось первичного вала коробки передач — расстояние от передней опоры коробки передач до пересечения ее с прямой КМ, равное 729 мм; прямая КМ — перпендикуляр из центра опоры заднего моста на задней оси на ось первичного вала коробки передач, равный 140 мм.

Предположим, что при проверке соосности вала главного сцепления и первичного вала коробки передач мы установили, что между приливом контрольной втулки 5 (рис. 3) и шейкой валика 4 приспособления в вертикальной плоскости имеется зазор, равный 5 мм. Этот зазор показывает величину относительного смещения оси первичного вала коробки передач к оси главного сцепления.

Полученная величина нарушения соосности больше допустимой на 1 мм, поэтому необходимо выполнить регулировку.

Правильное положение оси верхнего вала коробки передач (рис. 5,а) относительно оси коленчатого вала двигателя АВ и оси вала главного сцепления BD будет в том случае, если точка F передней опоры коробки передач переместится в точку F’ по радиусу FM при повороте всей фигуры EF КМ вокруг точки М как центра, на некоторый угол- в положение E’F‘K’M, показанное на рисунке линиями пунктир с точкой.

Для определения толщины регулировочных прокладок, которые необходимо подложить под переднюю опору коробки передач в точке F, чтобы расположить ось первичного вала коробки передач Ft( на одинаковой высоте с осью коленчатого вала и вала главного сцепления AD, сделаем следующие построения.

Восстановим в точках Е’ и F’ перпендикуляры к прямой и продолжим их до пересечения с прямой Е‘К в точках И я Р. Такое построение дает нам два подобных треугольника: Е‘НК’ и F’PK’.

Подставив в правую часть уравнения вместо буквенных обозначений их значения длины, поскольку все эти величины нам известны, и проведя известные арифметические действия, получим толщину регулировочных прокладок, которые необходимо подложить под переднюю опору коробки передач, чтобы привести соосность валов в вертикальной плоскости в требуемое положение. Величину Е‘Н получаем замером зазора между приливом контрольной втулки 5 (рис. 3) и шейкой валика 4 приспособления. В нашем примере Е‘Н равна 5 мм, а значения F’K’ и Е‘К’ берем из рисунка 5,а. В результате получим

Нарушение соосности вала главного сцепления с первичным валом коробки передач в горизонтальной плоскости можно устранить за счет перемещения двигателя на раме трактора вправо или влево. Это можно сделать только в пределах зазора установочной шпильки переднего поперечного бруса рамы в канавке левой опоры задней балки двигателя, а также в пределах зазора болтов для крепления передней опоры двигателя в отверстиях этой опоры.

Если использована и эта небольшая возможность по уменьшению нарушения соосности проверяемых валов за счет смещения двигателя, а имеющееся нарушение все же превышает допустимое по техническим условиям, то нарушение соосности рекомендуется устранять переносом установочной шпильки в новое просверленное отверстие на левой шейке переднего поперечного бруса рамы и таким же смещением отверстий для болтов в передней опоре двигателя.

Величину смещения установочной шпильки можно определять таким же методом, как и в случае проверки и регулировки соосности этих валов в вертикальной плоскости. Разница только в том, что двигатель должен смещаться вправо или влево на раме параллельно оси трактора.

Из рисунков 2 и 3 видно, что соосность коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач может также нарушиться и в том случае, если ось BD вала главного сцепления не будет совпадать с осью Л Б коленчатого вала двигателя. В этом случае при проверке и регулировке ось первичного вала коробки передач можно правильно установить относительно оси вала главного сцепления, но устранить быстрый износ валов и шариковых подшипников, коленчатого вала и вала главного сцепления не удастся.

Такое нарушение соосности вала главного сцепления с коленчатым валом двигателя может произойти из-за износа установочных штифтов и поверхностей отверстий для этих штифтов в блоке цилиндров, задней балке двигателя и картере главного сцепления.

Рис. 6. Схема, подтверждающая неправильность приема регулировки соосности коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач тракторов АСХТЗ-НАТИ и ДТ-54 постановкой прокладок между задней осью и ее постелями на раме трактора.

Таким образом, мы подсчитали, что, подложив под левую опору рамы трактора с задней осью прокладку толщиной 5,4 мм, мы поставили задний мост в такое положение, при котором оси первичного вала и коленчатого вала пересекаются в точке М’. Кроме того, ввиду того что поверхность постелей рамы трактора стала под углом к задней оси, контакта всей поверхности постелей с задней осью не будет. Этот контакт после постановки прокладок будет иметь место только по линии окружности каждого правого конца постели с задней осью. Поэтому в этих местах по причине большого удельного давления будет иметь место быстрый износ задней оси и быстрое ослабление крепления ее с рамой трактора.

Из рисунка мы видим, что постановкой прокладок под левую опору рамы трактора мы не устранили нарушения соосности первичного вала коробки передач с коленчатым валом. При таком способе устранения нарушения соосности ось первичного вала коробки передач все равно осталась под углом с осью коленчатого вала.

Таким образом, из рисунка и приведенного рассуждения видно, что способ устранения нарушения соосности коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач в горизонтальной плоскости у тракторов АСХТЗ-НАТИ и ДТ-54 постановкой прокладки между задней осью и постелью рамы трактора нельзя считать в какой-либо степени удовлетворительным. Поэтому он не может быть рекомендован для практического применения.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Опыт ремонта тракторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Проверка соосности коленчатых валов двигателей и валов коробок передач на рамах тракторов ДТ-54 и АСХТЗ-НАТИ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства