Провода воздушных линий предназначены для передачи электроэнергии от источников к потребителям.
Основное требование, предъявляемое к материалу проводов воздушных линий электропередачи, — малое электрическое сопротивление, т. е. высокая проводимость. Чем выше проводимость провода, тем меньше потери энергии при передаче. Особое значение проводимость приобретает при передаче больших электрических мощностей. Кроме того, материал, применяемый для изготовления проводов, должен обладать достаточной механической прочностью, быть устойчивым к действию влаги и химических веществ, находящихся в воздухе, а также быть дешевым и недефицитным.
Долгое время основным материалом для проводов были медь и бронза. В настоящее время провода, как правило, изготовляют из алюминия и стали, что позволяет экономить дефицитные цветные металлы и снижать стоимость проводов. Сравнительно редко используются провода из бронзы и сплавов алюминия (алдрея, алмелека и др.). Медные провода применяют в основном на специальных линиях (контактной сети железных дорог, трамваев, троллейбусов и т. п.).
Материал проводов. Медь обладает высокой проводимостью и достаточной механической прочностью, хорошо противостоит воздействию атмосферных явлений и большинства химически активных примесей, находящихся в воздухе. Медные провода изготовляют из медной неотожженной проволоки диаметром 2,5—4 мм.
Алюминий уступает меди по проводимости и механической прочности. Однако, хотя проводимость алюминия меньше проводимости меди в 1,6 раза, для передачи на одно и то же расстояние одинаковой мощности при одинаковых напряжениях и потерях в линии алюминиевые провода будут весить примерно в 2 раза меньше медных (хотя их сечение должно быть в 1,6 раза больше), так как плотность алюминия в 3,3 раза меньше плотности меди. В то же время алюминий достаточно устойчив к действию химически активных веществ, за исключением щелочей, соляной кислоты и солей, содержащихся в морской воде.
Относительно высокая электрическая проводимость, неоольшая плотность и низкая стоимость обусловили широкое применение алюминия для изготовления проводов воздушных линий электропередачи. Однако малая механическая прочность алюминия приводит к увеличению стрел провеса и соответственно увеличению высоты опор или уменьшению длины пролета. Поэтому чисто алюминиевые провода используют в линиях местного значения напряжением до 35 кВ, где длина пролетов не превышает 100—120 м.
Сталь имеет сравнительно малую электрическую проводимость и большую механическую прочность. Стальные провода применяют при передаче небольших мощностей электроэнергии на короткие расстояния (в колхозах, небольших городах, линиях автоблокировки на железных дорогах и др.), на переходах линий электропередачи через большие реки, ущелья, а также используют в качестве грозозащитных тросов и для изготовления стальных сердечников комбинированных проводов. Изготовляют стальные провода из проволоки с временным сопротивлением на разрыв 65—70 кгс/мм2. Проволока для изготовления стальных сердечников комбинированных проводов и грозозащитных тросов имеет еще большее временное сопротивление— 120 кгс/мм2.
Бронза — сплав меди и олова с добавками в небольших количествах фосфора, кремния и других веществ. Бронзовые провода, как и медные, хорошо противостоят атмосферным и химическим воздействиям.
Конструкция проводов. Для линий электропередачи применяют неизолированные однопроволочные, многопроволочные (из одного металла или комбинированные из двух металлов), а также пустотелые, или полые, провода.
Однопроволочные медные провода изготовляют сечением от 4 до 10 мм2, стальные—сечением от 10 до 28 мм2 (диаметром 3,5—6мм), а биметаллические — из стальной проволоки, покрытой слоем меди или алюминия, — сечением от 10 до 25 мм2.
Многопроволочные провода из одного металла изготовляют скруткой отдельных проволок в определенном порядке. Как правило, провод имеет одну центральную проволоку и последующие повивы (ряды) проволок. В первый повив укладывается обычно шесть проволок, а в каждый последующий — на шесть проволок больше. Таким образом, провод с одним повивом имеет семь проволок, с двумя — девятнадцать и т. д.
Чтобы провод не раскручивался, каждый последующий повив делают в направлении, противоположном предыдущему: один повив левой скрутки, а другой правой.
Многопроволочные комбинированные провода из двух металлов имеют сердечник из стальных проволок большой механической прочности, на который накладывают повнвы проволок из металла с хорошей проводимостью. Наибольшее распространение получили комбинированные сталеалюминиевые провода. Сердечники этих проводов состоят из одной, семи и более стальных проволок. Стальной сердечник восполняет недостаточную механическую прочность алюминия, что позволяет применять сталеалюминиевые провода на линиях электропередачи с большими пролетами. В СССР изготовляют сталеалюминиевые провода с различным соотношением площадей сечений алюминиевой и стальной части провода: для проводов нормальной прочности — 6:1, для усиленных ~4: 1 и для особо усиленных — 1,5: 1. Провода с облегченными сердечниками имеют соотношение около 8: 1, а особо облегченные — 12-18 : 1.
Для больших переходов длиной около 1 км и больше применяют сталебронзовые провода, имеющие значительно большую механическую прочность, чем сталеалюминиевые (за счет большей примерно в 3,5 раза прочности на разрыв бронзы по сравнению с алюминием).
Многопроволочные провода (из одного металла и комбинированные) гораздо надежнее в эксплуатации, чем однопроволочные, так как обрыв одной из проволок не приводит к резкому снижению общей механической прочности провода. Кроме того, они лучше противостоят вибрации, а также имеют большую гибкость, чем одно-проволочные провода таких же сечений, что обеспечивает их лучшую сохранность.
Рис. 1. Конструкции неизолированных проводов:
а — однопроволочного, б — одно-проволочного биметаллического, в — многопроволочного, г — многопроволочного комбинированного, д — полого
Полые проводе изготовляют из алюминиевых и лед-пых проволок специального профиля, скрученных в гибкую трубу и применяют, когда необходимо увеличить наружный диаметр провода, не увеличивая площади его сечения (например, для снижения уровня радиопомех и потерь энергии на корону).
Для увеличения срока службы алюминиевые и стале-алюминиевые провода защищают антикоррозионной нейтральной смазкой. Кроме того, стальной сердечник иногда покрывают поверх смазки двумя лентами из полиэти-лентерефталатной пленки.
В целях унификации и уменьшения стоимости проводов их конструкция и площадь поперечного сечения стандартизованы.
Маркировка проводов. В маркировку многопроволочных проводов входят буквы и числа, указывающие материал и площадь поперечного сечения (мм2). Например, медный провод сечением 120 мм2 обозначают М-120, алюминиевый сечением 95 мм2.— А-95, стальной сечением 25 мм2 — ПС-25. Однопроволочные медные провода обозначают так же, как многопроволочные, а стальные — буквами ПСО (провод стальной оцинкованный) и цифрами, указывающими диаметр провода в миллиметрах (например, ПСО-4). В обозначение комбинированных проводов входит несколько букв и чисел, указывающих материал и площадь сечения сердечника и повивов (например, АС-70/11 — сталеалюминиевый провод со стальным сердечником площадью 11 мм2 и алюминиевыми повивами площадью 70 мм2). Если межпроволочное пространство всего провода защищено нейтральной смазкой, в обозначение провода добавляются буквы КП (например, АСКП-120/19), а если смазкой защищен только стальной сердечник, добавляются буквы КС (АСКС-150/19). Провод с сердечником, покрытым пленкой, обозначают АСК (например, АСК-185/24).
В обозначение полого провода входит первая буква названия материала, из которого он сделан, буква П (полый) и число, указывающее сечение провода в квадратных миллиметрах (например, АП-500 — алюминиевый провод полый сечением 500 мм2).
Грозозащитные тросы с временным сопротивлением 120 кгс/мм2 обозначают буквой С и числом, указывающим площадь его сечения в квадратных миллиметрах (например, С-70).
Условия работы проводов. Выбор марки и сечения проводов для конкретной линии электропередачи зависит не только от передаваемой мощности, но и в значительной степени от механических нагрузок, ожидаемых при эксплуатации. Кроме постоянных нагрузок, действующих на фундаменты, опоры, провода, изоляторы и арматуру, линии электропередачи подвержены воздействию переменных нагрузок, возникающих при изменении температуры окружающего воздуха, появлении гололеда, ветра, а также вибрации и «пляски» проводов. Степень воздействия этих факторов зависит от климатических и географических условий района, по которому проходит трасса линии электропередачи.
Изменение температуры воздуха вызывает увеличение или уменьшение длины провода, соответственно изменяется стрела провеса и тяжение провода. При положительных температурах длина провода увеличивается, при этом тяжение его снижается и напряжение материала уменьшается. Наоборот, при отрицательных температурах длина провода уменьшается, при этом тяжение провода увеличивается и напряжение материала возрастает.
Гололед, вызывающий дополнительную нагрузку на провода, образуется при температуре воздуха от 0 до —5 °С, когда капли переохлажденной воды из воздуха, соприкасаясь с проводами, покрывают их и, намерзая, образуют слой льда, крепко сцепленный с проводом и обычно имеющий большую толщину с наветренной стороны. Кроме того, в морозную погоду или при температуре воздуха около —5 °С на проводах может образоваться изморозь. Нагрузки от гололеда и изморози складываются из массы льда на проводах и нагрузки, создаваемой давлением ветра на площадь гололедно-изморозе-вого цилиндра, и существенным образом влияют на работу проводов.
Ветровая нагрузка на провод зависит от скорости ветра, направления его относительно трассы линии электропередачи, а также площади поверхности, на которую направлено действие ветра. Чем больше диаметр провода, тем больше давление ветра на него. В то же время давление на провода будет наибольшим, если ветер будет направлен поперек трассы.
Скорость ветра зависит от многих причин: на побережье морей и озер скорость ветра больше, чем на суше, в лесу она падает, а на высоте больше, чем у поверхности земли, и т. д. Особенно опасен ветер при гололеде, так как диаметр провода увеличивается за счет слоя осевшего льда или мокрого снега. В таких случаях ветровая нагрузка может быть значительной даже при небольшом ветре.
Вибрация проводов возникает при ровном, непорывистом ветре, дующем со скоростью не менее 0,5 м/с, и наиболее интенсивна при скорости ветра 3— 5 м/с. При этом в воздухе, обтекающем провод, образуются завихрения, которые отрываются с подветренной стороны провода попеременно сверху и снизу. Срывам воздуха сопутствуют небольшие толчки провода (импульсы). При совпадении (резонансе) частоты импульсов с одной из собственных частот натянутого провода провод начинает вибрировать, т. е. колебаться в вертикальной плоскости. Такие колебания имеют волны длиной до 20 м с амплитудой, доходящей до 2—3 диаметров провода.
Частота вибрации зависит от скорости ветра, длины пролета, диаметра провода и тяжения. Поэтому особенно сильная вибрация проводов наблюдается на линиях с большой длиной пролетов, на высоких опорах, в открытой местности, на больших переходах. Кроме того, чем сильнее натянут провод, тем больше он подвержен вибрации. Расположение проводов на опоре существенно влияет на возникновение вибрации. Так, при двух проводах в фазе и их горизонтальном расположении один провод как бы загораживает второй и уровень их вибрации ниже, чем у одиночных.
При вибрации провод повреждается в местах выхода из зажима, так как в этом месте он многократно изгибается, что приводит к излому проволок. Вибрация проводов может привести также к ослаблению болтовых соединений опор. Для уменьшения амплитуды колебаний проводов при вибрации устанавливают фестоны и гасители вибрации (демпферы). Хорошо подобранные гасители снижают амплитуду вибрации провода до 0,1 — 0,2 мм.
«Пляска» проводов возникает иногда в районах, подверженных гололеду, при сильном и порывистом ветре и представляет собой колебания провода с большой амплитудой (до 8—12 м) и незначительной частотой. Длина волны при «пляске» достигает нескольких сотен метров. Особенно сильно подвержены «пляске» провода, покрытые неравномерным слоем гололеда, так как подъемная сила, создаваемая порывами ветра, в этом случае увеличивается. Удары, возникающие при «пляске» проводов, разрушают арматуру и могут разорвать гирлянду изоляторов или привести к поломке опоры. Надежных мер, предотвращающих «пляску» проводов, пока не найдено.
Требования к соединению проводов. В процессе монтажа концы проводов должны быть соединены между собой для создания непрерывной электрической цепи.
Рис. 2. Соединение концов проводов в пролете:
а — методом скручивания овального соединителя, б — методом обжатия двух овальных соединителей и сваркой; 1 — провод, 2 — овальный соединитель, 3 — место термитной сварки проводов, 4 — дополнительный кусок провода
Соединение проводов должно иметь хороший электрический контакт и необходимую механическую прочность. Согласно ПУЭ механическая прочность соединения должна составлять не менее 90% прочности целых проводов или тросов, а электрическое сопротивление смонтированного соединения не должно превышать 120% сопротивления соединяемого провода такой же длины. Кроме того, контактное соединение не должно менять своих характеристик при одновременном воздействии механических нагрузок и нагрева.
Соединение проводов в пролетах разрешается выполнять только так называемыми холодными способами с применением специальных зажимов, так как при горячей обработке провод подвергается местному отжигу, что резко снижает его механическую прочность. Соединение проводов в пролетах выполняют обжатием, скручиванием или опрессовкон специальных соединительных зажимов, в которые предварительно вводят концы соединяемых проводов . Однако со временем электрическое сопротивление такого соединения увеличивается.
Поэтому иногда концы проводов дополнительно сваривают с помощью термитных патронов, что обеспечивает неизменное электрическое сопротивление соединения. Правила устройства электроустановок разрешают выполнять не более одного соединения провода в пролете. В переходных пролетах соединение проводов выполнять не разрешается.
В петлях анкерных опор, где провода не подвергаются значительным механическим нагрузкам, соединения выполняют термитной сваркой без соединительного зажима или при помощи укороченных соединителей. Если необходимо иметь в анкерной петле разъемное соединение, применяют болтовые зажимы. Провода из различных металлов или разных сечений разрешается соединять только в петлях анкерных опор; выполнять такие соединения в пролете не разрешается.
Присоединение алюминиевых или сталеалюминиевых проводов линий электропередачи к аппаратам трансформаторных подстанций, имеющим медные выводы, производят специальными алюминиевыми наконечниками с наваренной переходной медной пластинкой.
Расположение проводов ка опоре. Количество проводов на опорах может быть разным. Одноцепные опоры ВЛ напряжением выше 1000 В рассчитываются на подвеску трех фазных проводов, т. е. одной цепи. На двух-цепных опорах подвешивают две параллельно идущие цепи, т. е. шесть проводов. Сооружают также линии с расщепленными фазами, на которых вместо одного фазного провода подвешивают несколько проводов, скрепленных между собой.
Опоры ВЛ до 1000 В, как правило, позволяют подвешивать несколько цепей. На В Л до 1000 В с глухозазем-ленной нейтралью в дополнение к фазным проводам подвешивают нулевой провод, соединяющий нейтраль трансформатора или генератора с нейтралью токоприемников. Кроме того, на одних и тех же опорах могут быть подвешены провода линий разного напряжения и назначения.
Расположение проводов на опорах может быть горизонтальным (в один ярус), вертикальным (друг над другом в два — три яруса) и смешанным, при котором вертикально расположенные провода смещены относительно друг друга по горизонтали. Кроме того, на одноцепных опорах провода часто располагают треугольником.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Провода и тросы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы