Стальные прутки и проволоку широко применяют при внутренней отделке автомобилей. Их используют для изготовления каркасов сидений (главным образом задних), жестких элементов про-тивосолнечных щитков и рамок мягких элементов сидений, дуговых поперечин потолков, различных крепежных элементов и пружин для сидений. В связи с многообразием применения прутков и проволоки они должны иметь различные механические свойства, размеры, отделку поверхности и режимы термической обработки.
Проволоку изготовляют диаметром 0,01—16 мм, а прутки диаметром 1—65 мм. Для отделки автомобилей весь сортамент выпускаемой проволоки не используется. Обычно употребляют проволоку и прутки диаметром 1—8 мм. Тонкая проволока диаметром до 2 мм используется для скоб и обвязки пружин в подушках. Для изготовления пружин цилиндрических, конусных и двухконусных применяют проволоку диаметром 1—4 мм, а для изготовления змейковых 2,5—5 мм. Для изготовления каркасов задних сидений, рамок и промежуточных элементов, обеспечивающих жесткость конструкции, используют прутки диаметром от 4 до 8 мм.
Проволоку выпускают двух классов точности (нормального и высшего). По прочности проволоку подразделяют на: мягкую низкой прочности, полутвердую пониженной прочности, твердую нормальной прочности.
Пружинную проволоку по прочности классифицируют на: проволоку высокой прочности, проволоку повышенной прочности, проволоку обычной прочности.
Проволока из стали обыкновенного качества имеет небольшую прочность на растяжение:
- мягкая менее 42 кгс/мм2; полутвердая 42—60 кгс/мм2; твердая выше 60 кгс/мм2.
Прочность проволоки из среднеуглеродистой стали зависит от диаметра (тонкая проволока имеет более высокую прочность). Для проверки прочности тонкой проволоки диаметром 0,6 и 0,7 мм следует проводить стандартные испытания на растяжение и дополнительное испытание на растяжение с узлом. Свободно завязанный узел должен быть затянут во время растяжения проволоки на разрывной машине. Усилие разрыва проволоки, завязанной узлом, не должно быть менее 50% значения усилия разрыва проволоки без узла. Прочностные характеристики проволоки из среднеуглеродистой стали приведены в табл. 2-8.
Кроме испытаний на разрыв, для определения механических свойств проволоки проводят испытания на перегиб, кручение и навивку.
Испытание на перегиб проволоки и катанки диаметром 0,5 мм и выше служит для определения пластической деформации образца и обнаружения внутренних пороков материала. О стойкости к пластической деформации судят по числу перегибов, а о пороках материала — по характеру излома образца.
Испытание на кручение проволоки диаметром 0,2 мм и выше служит для определения пластической деформации при кручении одном направлении, неоднородности материала, а также наружных и внутренних пороков. Число скручиваний обусловливает стойкость образца к пластической деформации, а качество поверхности излома скрученного образца и число скручиваний— неоднородность материала и наличие наружных и внутренних пороков.
Испытание навиванием проволоки на стержень служит для определения ее пластических свойств и выявления неоднородности материала и наружных пороков.
Проволоку общего назначения подвергают испытаниям на растяжение, перегиб и скручивание. Пружинную проволоку из углеродистой стали подвергают испытаниям на статическое растяжение, скручивание и навивание.
Для проведения испытаний пррволоки на перегиб необходимо пользоваться прибором (рис. 1), который имеет комплект сменных валков и направляющих.
Рабочая поверхность валков 6 должна быть полированной и иметь высокую твердость (изгибаемый образец не должен оставлять на валках вмятин). Щеки 4 зажимают образец таким образом, что обеспечивается взаимная перпендикулярность осей образца и изгибающих валков. Оси изгибающих валков должны быть параллельны между собой и перпендикулярны плоскости изгиба. Щеки должны зажимать образцы на длине не менее 25 мм. Направляющая 1 закреплена на рычаге 2. Рычаг может отклоняться на 90° до упора в ограничитель. Расстояние h между направляющей и изгибающими валками составляет 25—50 мм при испытании образцов проволоки диаметром до 2,5 мм и 50—70 мм при испытании образцов проволоки диаметром свыше 2,5 мм.
Длина образца составляет 100—150 мм. Перед испытанием образец должен быть выпрямлен. Образец выпрямляют вручную при помощи деревянного или пластмассового молотка. Допускается прогнутость образца, если изогнутое место находится за пределами плоскости перегиба. Выпрямление образца следует выполнять так, чтобы его поверхность не была повреждена или упрочнена.
Последовательность испытания проволоки на перегиб следующая. Образец, пропущенный через отверстие направляющей, зажимают в щеках прибора перпендикулярно плоскости, проходящей через оси валков (исходное положение). Из этого положения образец следует согнуть при помощи рычага, вправо на 90° до упора и обратно в исходное положение. Это первый перегиб. Второй и последующий перегибы (попеременно влево и право) осуществляют каждый раз до упора с возвратом в исходное положение.
Перегиб, при котором произошло разрушение образца, не включается в счет перегибов, которые выдержал образец.
Испытание на перегиб надо проводить с частотой не более чем один перегиб в секунду для того, чтобы нагрев образца не оказывал влияние на результаты испытаний. Поворот образца или перемещение его в щеках во время испытания искажают результаты. Поэтому в таких случаях испытание надо повторить с обязательной сменой образца. При образце диаметром меньшем 1,2 мм следует применять натяжное приспособление. Усилие натяжения не должно превышать 2% величины разрывного усилия образца при испытаниях на растяжение.
Испытания на скручивание проволоки производят с помощью прибора, схема которого представлена на рис. 3. Зажимы прибора устанавливают на одной оси и не допускают прогиба испытываемого образца проволоки. Расстановку зажимов регулируют в зависимости от длины образца. Один зажим закрепляют неподвижно, а другой может вращаться вокруг своей оси.
Расстояние между зажимами прибора устанавливают в зависимости от длины образца.
Испытание заключается в скручивании образца проволоки вокруг собственной оси до его разрушения или до достижения заданного числа скручиваний. Скручивание проводят только в одном направлении. Образец закрепляют в зажимах так, чтобы его продольная ось совпала с осью зажимов и была строго прямолинейна во время испытания. Прямолинейность достигается приложением к образцу постоянного растягивающего усилия Q, Достаточного для его выпрямления, но не превышающего 2% величины временного предела сопротивления испытываемого образца проволоки.
После закрепления образца один зажим вращают с постоянной скоростью до разрушения образца или до достижения заданного числа скручиваний. Подсчитывают полное число оборотов зажима, кроме оборота, при котором произошло разрушение образца.
Частоту скручивания следует выбирать такой, чтобы в процессе испытания не повышалась температура образца, так как это может повлиять на результаты испытания.
Испытания проводят при комнатной температуре. Если при испытании образец выдержал заданное число скручиваний (независимо от места излома), считают, что он соответствует требованиям, предъявляемым к нему.
Если число скручиваний до момента разрушения образца оказалось недостаточным, а излом произошел ближе чем на 2d от одного из зажимов, испытание повторяют на новом образце.
Испытание проволоки на свивание производят на таком устройстве, которое позволяет навивать проволоку на стержень так, чтобы витки плотно прилегали один к другому и образовывали спираль. В случае, когда диаметр D стержня равен диаметру d испытываемой проволоки, можно взамен стержня использовать эту проволоку.
Проволоку нужно плотно навивать на стержень при постоянной непрерывной частоте вращения, не допуская нагрева образца до температуры, которая может оказать влияние на результаты испытаний.
Для обеспечения плотного прилегания витков допускают натяжение конца образца с силой, не превышающей 2% величины сопротивления разрыву испытываемого образца. Испытание проводят при комнатной температуре.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Прутки и проволока"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы