Основные производственные процессы во всех отраслях промышленности и строительства выполняют машины. Номенклатура машин, применяемых в путевом и дорожном строительстве, настолько велика и многообразна, что они объединены в классы, а каждый класс машин разделяется на группы, различающиеся по условиям или характеру рабочего процесса. Машина отвечает своему названию только в тех случаях, если она имеет источник энергии (двигатель), передаточный орган (трансмиссию) и исполнительный (рабочий) орган.
Основными элементами машины являются: рабочий орган, силовое оборудование, механизмы, передаточные устройства, система управления, ходовое оборудование, поворотная и неповортная рамы.
Рабочий орган предназначен для непосредственного выполнения рабочих операций (ковш экскаватора, скрепера или погрузчика, отвал бульдозера, барабан лебедки, смесительный барабан бетоносмесителя, крюк крана и т. д.).
Силовое оборудование — часть машины, которая вырабатывает энергию для привода в движение всех механизмов. Оно должно удовлетворять условиям нагружения при максимальном межремонтном сроке работы и Экономичном расходе горючего (электроэнергии).
Передаточные устройства (трансмиссии) трансформируют (передают) энергию от источника к рабочему органу. Трансмиссия должна обеспечивать отбор‘мощности для привода всех механизмов машины (выдвижение рукоятки у экскаватора, подъем стрелы у крана и т. д.) и их реверсирование.
Система управления предназначена для управления и регулирования работы силового оборудования, рабочего органа и отдельных устройств.
Ходовая часть служит для передвижения машины и передачи нагрузок от собственного веса и усилий, создаваемых рабочим органом через опорные катки и гусеничные звенья на грунт. Ходовая часть должна обладать прочностью и высокой проходимостью. Рамы машин являются несущими конструкциями и должны обладать жесткостью и прочностью.
Основными конструктивно-эксплуатационными показателями машин являются производительность, маневренность, проходимость и устойчивость.
Производительность машины оценивается количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени (обычно в 1 ч). Производительность бывает теоретическая, техническая и эксплуатационная.
Маневренность — способность машины работать, передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях.
Проходимость — способность машины передвигаться по грунтам малой несущей способности, преодолевать неровности грунта и небольшие водные преграды. Проходимость гусеничных машин характеризуется давлением на грунт, а колесных — давлением в шинах.
Мобильность — способность машины передвигаться своим ходом как по строительному участку, так и с объекта на объект. Мобильность достигается применением пневмоколесного хода.
Транспортабельность — возможность перевозки машин по железной дороге, определяемая их размерами.
Эргономичность — понятие, в которое входят социальные требования, “относящиеся к вопросам общения человека с машиной. Машина должна иметь: устройства, защищающие кабину водителя от шума, вибрации и загазованности; устройства безопасности при опрокидывании или ударах машины; облегченное управление; хороший обзор фронта работ с места водителя; кондиционеры при работе в жарком тропическом климате, удобное мягкое и регулируемое сиденье. Кроме того, каждая машина должна удовлетворять требованиям технологического и качественного характера. Все машины должны обладать высокой надежностью и долговечностью, а также иметь хорошую ремонтопригодность и приспособленность к техническому обслуживанию.
Надежность — способность машины выполнять работу с технической производительностью без отказов.
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
Уровень комплексной механизации в стране составляет по земляным работам 97—99%,погрузочно-разгрузоч-ным работам —96—98%, приготовлению бетонов и растворов 95—98%. В настоящее время осуществляется переход от комплексной механизации отдельных процессов к их автоматизации и комплексной механизации процесса в целом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Путевые машина определения и понятия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы