В процессе технического обслуживания крана его механизмы регулируют в соответствии с инструкцией. Регулированию подлежат тормоза, цепные и клиноременные передачи, конические шестерни, конические и роликовые подшипники, ограничители грузоподъемности и конечные выключатели.
Регулирование тормозов механизмов кранов заключается в установке нормального хода штока, регулировании пружины и равномерного отхода колодок или тормозной ленты.
Для примера рассмотрим приемы регулирования тормоза турбо-трансформатора крана КС-4361А (рис. 164). Для регулирования хода штока необходимо отпустить контргайку и, удерживая гайку ключом, вращать шток за хвостовик до упора в шток пневматической камеры. Затем, не отпуская гайку, поток надо повернуть в обратную сторону на два оборота и гайку закрепить контргайкой.
В инструкции по обслуживанию крана указан размер предварительно сжатой пружины и зазор между колодками и шкивом. Для рассматриваемого тормоза размер а предварительно сжатой пружины должен составлять 113—115 мм, зазор между колодками и шкивом 4 мм.
Рис. 164. Тормоз турботрансформатора крана КС-4361А:
1 — болт (винтовой упор), 2 — тормозная колодка, Я — пневматическая камера, 4, 13 — рычаги, 5 — валик, 6 — скоба, 7, 8, 12 — гайки, 9 — шток, 10, II — пружины, 14 — основание; а — длина пружины
Если замером установлено, что размеры не соответствуют норме, то их регулируют следующим образом. Удерживая одним ключом установочную гайку, вторым ключом вращают шток и замеряют длину предварительно сжатой пружины. Когда будет достигнут требуемый размер, гайку фиксируют контргайкой. После этого гайку прижимают к рычагу и, удерживая ее ключом, вращают шток до тех пор, пока суммарный зазор между колодками и шкивом не достигнет требуемого размера — 4 мм. После этого, регулируя болт, устанавливают равные зазоры между колодками и шкивом, затем болт фиксируют гайкой; второй болт вывинчивают до упора в основание и также фиксируют гайкой. По окончании регулирования отжимную гайку необходимо прижать к установочным гайкам.
Ленточные тормоза стреловой лебедки крана КС-4361А регулируют, проверяя, как они удерживают груз.. Пружину постоянно замкнутого тормоза регулируют гайкой и закрепляют контргайкой; длина сжатой пружины должна составлять 120 мм.
Управляемый тормоз регулируют болтом и гайками, соединяющими обе половины ленты, а усилие пружины регулируют гайками на тяге. Длина пружины должна достигать 104 мм. Размер зазора между лентой управляемого тормоза и шкивом должен составлять 2—4 мм; регулируют зазор упором.
При регулировании управляемого тормоза следует проверить размер зазора между контргайкой на штоке пневмокамеры и корпусом камеры, а также между корпусом пневмокамеры и контр-гайкой на ее штоке при защелкивании до конца собачки храпового останова; зазор должен быть не менее 5 мм. Зазор между собачкой и наружной кромкой зуба должен быть не менее 10—12 мм. Регулируют зазор с помощью упора.
Цепные передачи при работе вытягиваются и провисают. При осмотре цепных передач проверяют размер провисания цепи; для этого кладут стальную линейку (рис. 165) на ведущую и ведомую звездочки и замеряют стрелу провисания.
Рис. 165. Регулирование натяжения цепной передачи:
а — определение провисания цепи, б — укорачивание цепи; 1,3 — звездочки, 2 — линейка, 4 — стержень
Допускаемый размер провисания цепи указан в инструкции по эксплуатации крана. Если этот размер превышает допускаемый, то необходимо восстановить нормальный размер.
При небольшом провисании цепь регулируют гайками и шпильками, закрепленными на подмоторной раме (для цепей, соединяющих вал двигателя с редуктором). На рис. 166 показан узел крепления оси бездочки к раме. Цепь натягивают в такой последовательности: сначала отпускают гайки затем с помощью гайки перемещают силовую установку назад. При этом гайки на обеих шпильках проворачивают на одинаковое число ниток; в этом положении установку фиксируют гайками. При значительном провисании цепь укорачивают на два звена; так же поступают, если ее нельзя натянуть способом, рассмотренным выше (силовая установка находится в крайнем положении).
Чтобы укоротить цепь на два звена, силовую установку с помощью гаек перемещают вперед, цепь привязывают проволокой к ободу звездочки в точке А (см. рис. 165), подкладывают деревянный стержень в положение, затем, повернув звездочку до положения, привязывают цепь к ободу звездочки в точке Б (величину перемещения силовой установки и диаметр стержня выбирают в соответствии с параметрами цепи; обычно эти размеры указаны в инструкции по эксплуатации крана).
После этого между точками А и Б цепь разъединяют, снимают два звена и, убрав деревянный стержень, соединяют свободные концы с помощью нового запасного валика.
Рис. 166. Узел крепления оси звездочки к раме:
1, 2, 3 — гайки
Клиноременные передачи в процессе эксплуатации изнашиваются, вытягиваются и начинают пробуксовывать; вследствие этого не передается номинальный крутящий момент. Клиноременные передачи натягивают так же, как и цепи, увеличивая расстояние между осями соединяемых шкивов. Если натянуть ремни таким путем невозможно, то их заменяют новыми.
Величину крутящего момента, передаваемого от ведущего к ведомому шкиву, проверяют путем приложения нагрузки в середине одной из ветвей клиноременной передачи и замера величины прогиба ремня. Величина нагрузки и допускаемый прогиб ремня указаны в инструкции по эксплуатации крана.
Конические передачи подбирают всегда парами, поэтому и заменять их нужно только парами.
Валы конических передач устанавливают в конических подшипниках; в гнездах подшипников устанавливают прокладки. По мере изнашивания конических шестерен прокладки вынимают и достигают сближения шестерен.
Правильность зацепления зубьев конических передач определяется величиной зазора между зубьями. Для каждой пары в инструкции по эксплуатации указана допускаемая величина зазора. Поэтому при осмотре крана следует с помощью щупа проверять этот зазор. Правильность зацепления в конических передачах может быть определена и визуальным путем по отпечаткам. Отпечаток при контакте зубьев конических шестерен должен иметь вид пятна размером приблизительно 2/3 ширины зуба, смещенного в сторону понижения зуба (к центру шестерен), но не доходящего до его кромки на 4—5 мм; на стороне обратного хода может быть пятно меньшего размера.
Конические роликовые подшипники необходимо регулировать в зависимости от величины осевого зазора в них. Его замеряют индикатором. Визуально необходимость в регулировании подшипников определяют путем покачивания фланца на хвостовике конической шестерни. Если покачивание ощущается, то подшипник необходимо подтянуть. Подтягивают конические и роликовые подшипники путем удаления регулировочных прокладок или путем шлифования регулировочных шайб, для чего подшипник разбирают. Число удаляемых прокладок определяется величиной образовавшегося зазора и величиной необходимого предварительного натяга.
При регулировании подшипника путем шлифования шайбу наплавляют на величину образовавшегося зазора с прибавлением на предварительный натяг. После того как подшипник будет собран (без крышки) и установлен в гнездо, медленно вращают фланец и одновременно затягивают регулировочную гайку; свинцовым или деревянным молотком постукивают по корпусу подшипника и фланцу. Таким способом крепления подшипников обеспечивается правильное расположение его роликов.
Когда будет достигнута нормальная работа подшипника, гайку фланца отвертывают, окончательно собирают весь узел, вновь затягивают гайку и зашплинтовывают. Затем проверяют величину натяга. После окончания регулирования подшипников необходимо проверить боковой зазор между зубьями пары конических передач.
Ограничитель грузоподъемности регулируют в соответствии с инструкцией по его монтажу, наладке и эксплуатации, которая прилагается к технической документации крана. В инструкции указан предельный угол наклона стрелы или вылет крюка. Перед началом работы крана необходимо убедиться в том, что ограничитель срабатывает при заданных величинах угла наклона стрелы или ее вылета. Если данное условие не обеспечивается, следует отрегулировать выключающий рычаг.
Конечный выключатель — ограничитель высоты подъема крюковой обоймы — регулируют в зависимости от длины каната, поэтому при смене его необходимо отрегулировать ограничитель заново. Способ регулирования указан в инструкции по эксплуатации крана. Качество регулирования ограничителя высоты подъема проверяют путем подъема на малой скорости крюка в крайнее верхнее положение до отключения схемы электропривода (при электрическом приводе) или муфты включения грузоподъемной лебедки (при механическом или гидравлическом приводе).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Регулировка механизмов кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы