Неисправности аккумуляторных батарей разделяют на устраняемые без разборки, частичной и полной разборки батарей. Работы по устранению первого вида неисправностей относятся к текущему ремонту батарей, а работы, выполняемые при полной их разборке,— к капитальному.
Наиболее распространенными неисправностями аккумуляторных батарей, устраняемыми при текущем ремонте, являются износ полюсных выводов, повреждение герметизирующей мастики, выводных штырей и перемычек, ускоренный саморазряд, незначительная сульфатация пластин, несоответствие плотности электролита требуемым значениям.
Состояние полюсных выводов проверяют осмотром и шаблоном или штангенциркулем. Диаметр вывода со знаком «-|-» должен быть не менее 16,8 мм, а со знаком «—» — 16,5 мм. Изношенные или поврежденные выводы наплавляют свинцовым прутком, используя для этого специальные шаблоны. Пока не остыл сплав, на торец выводов наносят знак полярности стальным штампом.
При наличии трещин, вспучиваний и затеканий старую герметизирующую мастику удаляют специальным электропаяльником или металлической лопаточкой, нагретой до температуры 180— 200 °С. Затем разогревают мастику до температуры 190—220° С, заливают ее в щель между стенками моноблока и крышками, сглаживают поверхность мастики электропаяльником или нагретой металлической лопаточкой. Старую мастику собирают для повторного использования после ее нейтрализации в 2—3%-ном растворе щелочи или соды. Повреждение штырей и перемычек устраняют наплавкой свинцовым прутком.
Саморазрядом аккумуляторных батарей называется процесс уменьшения их емкости при отключенных потребителях. Различают естественный и ускоренный саморазряды. Первый из них происходит в основном вследствие возникновения местных токов на пластинах элементов батареи. Интенсивность естественного саморазряда зависит от срока службы батареи и температуры электролита. Так, в первый год эксплуатации батарей емкость их снижается на 0,2—0,3%, а батарей пятого года эксплуатации— до 0,8—1% в сутки при температуре электролита (20±5)° С. С понижением температуры естественный саморазряд уменьшается, а при —15° С — почти полностью прекращается.
Ускоренным считается саморазряд с интенсивностью снижения емкости батареи более 1% в сутки. Причиной его может быть замыкание выводных штырей из-за загрязнения поверхности батарей, замыкание между пластинами, вызванное разрушением сепараторов или осыпавшимся активным веществом, и загрязнение электролита.
Для устранения перечисленных неисправностей тщательно очищают поверхность батареи и выводных штырей ветошью, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Если после этого саморазряд батареи не снизился, проверяют качество электролита. Его помутнение и наличие осадка в банках элементов свидетельствуют о том, что он загрязнен и его требуется заменить. При обнаружении в сливаемом электролите осыпавшейся активной массы пластин батарею направляют в капитальный ремонт.
Сульфатация пластин элементов аккумуляторных батарей представляет собой процесс роста кристаллов сернокислого свинца на их поверхности. Они покрывают плотным белым налетом пластины, затрудняя этим проникновение электролита к активной массе. В результате ухудшается протекание электрохимических процессов в аккумуляторах, чем снижаются энергетические возможности батарей, особенно при пуске двигателя.
Признаки сульфатации пластин — неустойчивое напряжение при проверке нагрузочной вилкой и быстрое ее падение, повышение температуры электролита и интенсивное газовыделение при зарядке аккумуляторов. Сульфатация появляется при длительной эксплуатации или хранении батареи в разряженном состоянии, недостаточном уровне электролита в банках, повышенной плотности и температуре электролита и его загрязнении.
Сульфатацию различают значительную и незначительную. К значительной относится сульфатация, которую нельзя устранить без разборки батареи, к незначительной — которую можно устранить без разборки аккумуляторной батареи, при текущем ремонте.
Незначительную сульфатацию устраняют в таком порядке. Батарею разряжают током десятичасового режима до напряжения 1,7 В в каждом аккумуляторе, сливают электролит, заливают дистиллированную воду, заряжают батарею током 0,03— 0,07% номинального до тех пор, пока плотность электролита и напряжение батареи не станут постоянными в течение 2—5 ч. При достижении номинального напряжения корректируют плотность электролита, после чего батарею направляют в эксплуатацию. Если указанным способом не. удалось устранить сульфа- тацию, батарею направляют в капитальный ремонт.
Электролит в аккумуляторах при его загрязнении заменяют в таком порядке. Батарею разряжают током десятичасового режима до напряжения 1,2 В, замеряют плотность электролита и сливают его, промывают банки дистиллированной водой, заливают свежий электролит такой же плотности, как у слитого, после этого заряжают батарею до требуемого напряжения и корректируют плотность электролита.
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 или предварительно приготовленного электролита плотностью 1,4 г/см3 и дистиллированной воды. Приготовляют электролит в посуде из эбонита, керамики или фаянса. Для обеспечения необходимой плотности приготовляемого электролита необходимо выдерживать соответствующее соотношение-серной кислоты и дистиллированной воды.
Сначала в посуду наливают дистиллированную воду, а затем струйкой льют кислоту. Категорически запрещается лить воду в кислоту! Раствор непрерывно следует перемешивать стеклянным или эбонитовым стержнем.
Слесари, приготовляющие электролит, должны надевать кроме резиновых перчаток резиновый передник и сапоги. На их рабочем месте должен быть нашатырный спирт или водяной раствор питьевой соды для нейтрализации серной кислоты, случайно попавшей на одежду или тело.
Приготовленный электролит в заряженные батареи заливают за 2—3 ч, а в частично разряженные — за 4—6 ч до их разрядки. Температура электролита перед зарядкой батареи не должна превышать 30 °С.
Батареи заряжают в специально оборудованном помещении. Источником постоянного тока для их зарядки служат селеновые выпрямители ВСА-5. Отремонтированные и новые батареи рекомендуется заряжать при постоянной силе тока, равной 0,1 номинального значения. Этот способ требует длительного времени на зарядку батарей. Ускорить этот процесс можно, заряжая батарею двухступенчатым методом. Сущность его состоит в том, что на первой ступени батарею заряжают током 0,15, а на второй его понижают до 0,1 номинального значения.
Если требуется заряжать несколько батарей одновременно, их собирают в группы, в каждой из которых должны быть батареи с одинаковой емкостью и равноценным техническим состоянием. Батареи в группе соединяют между собой последовательно, а группы подключают к выпрямителю параллельно.
Количество батарей в группе определяют делением выходного напряжения выпрямителя на напряжение, необходимое для зарядки одной батареи. Так, при потребном напряжении для зарядки одного элемента 2,7 В на 12-вольтовую батарею (из шести аккумуляторов) потребуется напряжение 16,2 В. В этом случае для зарядки от выпрямителя напряжением 80 В может быть включено пять таких батарей.
Число групп аккумуляторных батарей, подсоединяемых к выпрямителю, определяется зарядным током. Так, при номинальном токе выпрямителя 10 А, к нему могут быть подсоединены две группы батарей по 5 шт. в каждой из них.
В период зарядки батарей необходимо следить за температурой электролита и периодически проверять его плотность.
При повышении его температуры до 45 °С и более следует снизить зарядный ток или прервать зарядку для охлаждения электролита до 30 °С.
Аккумуляторная батарея считается полностью заряженной, если в течение 2 ч напряжение и плотность электролита не изменяются. Внешним признаком полной зарядки батареи служит обильное газовыделение («кипение» электролита).
После зарядки батареи плотность электролита элементов может быть больше или меньше требуемого значения, поэтому ее следует откорректировать.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт аккумуляторных батарей дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы