Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Публикация:
   Ремонт коробки передач ЗАЗ-1102

Читать далее:




Ремонт коробки передач ЗАЗ-1102

Снятие коробки передач. Снять силовой агрегат с автомобиля, см. подраздел “Силовой’агрегат”. Отвернуть две гайки и снять стартер.

Отвернуть три болта и одну гайку и отсоединить картер сцепления в сборе с коробкой передач от двигателя.

Установку коробки необходимо производить в обратной последовательности. Перед установкой смазать шлицы ведущего вала небольшим количеством (1…2 г) смазки Литол-24. Затяжку болтов и гайки крепления картера сцепления произвести моментами 50…62 Н-м (5…6,2 кгс-м),

Разборка коробки передач. Работа должна производиться в специально оборудованной мастерской и достаточно квалифицированным персоналом.

При разборке и последующей сборке коробки необходимо иметь: приспособление для крепления коробки, универсальный съемник, съемник стопорных колец, приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов, приспособление для установки, ведомого вала в вертикальном положении, торцовые и динамометрические ключи с набором головок 10, 12, 13, 17 и 30 мм, отвертку, выколотку из мягкого металла.

Перед разборкой необходимо слить из коробки масло, тщательно очистить и промыть ее от грязи и масла.

Разборку коробки передач рекомендуется производить в следующей последовательности:
— установить кробку передач на приспособление;
— снять редуктор привода спидометра, выключатель света заднего хода и шарик;
— отвернуть гайки крепления задней крышки, снять ее и прокладку;
— стопором застопорить шестерни V передачи. Если нет стопора, включить передачу заднего хода, вынуть шплинтовочную проволоку из головки стопорного болта 6 вилки V передачи и вывернуть его, после этого вручную включить V передачу;
— отвернуть гайки ведущего вала и вала шестерни главной передачи, снять с ведомого вала; упорную шайбу и шайбы сухарей; ступицу в сборе с сухариками, пружинами синхронизатора, муфтой и вилкой включения V передачи, ведомую шестерню V передачи с распорной втулкой, игольчатыми подшипниками, упорной шайбой и ведущую шестерню 3 V передачи с ведущего вала и мягкой выколоткой вынуть шпонку из вала;
— отвернуть гайки шпилек крепления картера коробки к картеру сцепления. Завернуть два болта М8х1,25 длиной не менее 40 мм в резьбовые отверстия картера коробки и вставить оправку в корпус дифференциала. Поджимая болты в упоры картера сцепления, постукивая по оправке и осаживая дифференциал, разъединить картеры коробки и сцепления и снять картер коробки;
— вынуть ось промежуточной шестерни заднего хода с шестерней заднего хода из картера сцепления и снять шестерню заднего хода с оси;
— вывернуть болты крепления корпуса механизма переключения передач;
— установить приспособление на хвостовики ведущего и ведомого валов. Поднимая вверх приспособление, сдвинуть с штифтов корпус
— механизма переключения передач, одновременно вынуть ведущий и ведомый валы и корпус механизма переключения передач из картера сцепления;
— сдвинув в сторону корпус механизма переключения передач, вывести вилки переключения из муфты включения I и II передач и с ведомой шестерни заднего хода и снять его;
— в приспособление установить ведомый и ведущий валы, снять приспособление с валов, сдвинуть ведущий вал в сторону и снять его;
— выпрессовать роликовый подшипник ведомого вала главной передачи из картера сцепления при помощи приспособления;
— вывернуть винты, крепящие крышку подшипников к картеру коробки передач, снять крышку и выпрессовать подшипники из гнезд картера коробки передач;
— установить ведомый вал в стойку приспособления и зажать вал сухариком с помощью зажима или в тиски, используя мягкие прокладки.
— с хвостовика шестерни-вала главной передачи снять: упорную шайбу, ведомую шестерню I передачи, игольчатый подшипник и кольцо;
— стопорное кольцо с канавки щипцами, ступицу с муфтой включения I и II передач, сухариками и кольцами синхронизатора; шестерни второй и третьей передач с игольчатыми подшипниками, проставочными кольцами, кольцами синхронизатора и упорной шайбой;
— стопорное кольцо с канавки щипцами, ступицу третьей-четвертой передачи с ведомой шестерней заднего хода, сухариками и кольцами синхронизатора; ведомую шестерню четвертой передачи;
— снять муфту включения I и II передачи и ведомую шестерню с их ступиц.

Рис. 1. Коробка передач, установленная на приспособление для разборки и сборки:
1 — приспособление; 2 — коробка передач

Рис. 2. Стопорение V передачи коробки передач при отворачивании и заворачивании гаек ведущего и ведомого валов:
1 — стопор; 2 — ведущая шестерня V передачи; 3, 4 – гайки ведущего и ведомого валов; 5 — картер коробки передач

Рис. 3. Завертывание упорных болтов в картер коробки и установка оправки в шестерню полуоси:
1 — оправка; 2 — болт

Рис. 4. Снятие оси и промежуточной шестерни заднего хода

Рис. 5. Приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов коробки передач:
1 — втулка ведомого вала; 2 — рукоятка; 3 — втулка ведущего вала; 4 — держатель

Рис. 6. Снятие и установка ведущего и ведомого валов и отсоединение механизма переключения передач:
1 — ведущий вал; 2 — приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов коробки передач; 3 — ведомый вал-шестерня; 4 — механизм переключения передач; 5 — картер сцепления

Рис. 7. Приспособление для сборки ведомого вала и установки ведущего и ведомого валов:
1 — стойка для установки ведущего вала; 2 — стойка для установки и сборки ведомого вала; 3 — зажим; 4 — сухарик зажима

Рис. 8. Ведомый и ведущий валы с приспособлениями для их снятия и установки:
1 — ведомый вал-шестерня; 2 — приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов; 3 — ведущий вал; 4 — приспособление для сборки ведомого вала и установки ведущего и ведомого валов

Рис. 9. Выпрессовка роликового подшипника шестерни-вала главной передачи:
1 — болт; 2 — упор; 3 — полукольцо

Рис. 10. Отворачивание винтов крышки подшипников

Рис. 11. Ведомый вал, установленный для разборки в тиски

Примечание. Игольчатые подшипники и кольца синхронизаторов необходимо пометить по шестерням. Перестановка их не рекомендуется.

Проверка технического состояния деталей коробки передач. Перед осмотром детали коробки передач необходимо тщательно очистить. Щеткой или скребком удалить все отложения, очистить отверстия и шлицы от загрязнений, затем промыть, чтобы устранить и растворить все остатки масла. Обдуть детали струей сжатого воздуха и аккуратно протереть их. Особенно тщательно продуть подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникало быстрого вращения колец.

Износ торцев шлиц, муфт включения III, IV и V передач, торцев внутренних шлицев ведомой шестерни заднего хода, а также торцевой износ шестерен заднего хода не поддаются замеру, поэтому пригодность этих деталей определяется внешним осмотром.

Картеры коробки передач, сцепления и задняя крышка. На картерах и задней крышке не должно быть трещин, а на поверхностях расточек для подшипников – износа или повреждений.

На поверхностях сопряжений картера сцепления, коробки и задней крышки не должно быть повреждений. Незначительные повреждения устранить притиркой поверхностей на притирочной плите или на торце мелкого шлифовального камня диаметром 600…800 мм. Если детали слишком повреждены или изношены, заменить новыми.

Проверить, не засорено ли отверстие подачи масла в ведущий вал в картере сцепления. Очистить пробку сливного отверстия.

Ведущий, ведомый вал-шестерня, шестерня и ось шестерни заднего хода. На шлицах валов не допускается повреждений и износа.

Рабочие поверхности вала-шестерни, а также внутренние диаметры шестерен I, II, III, IV и V передач не должны иметь кольцевых рисок, забоин, следов бринел-лирования (вдавливания от роликов игольчатых подшипников). При наличии хотя бы одного из указанных дефектов валы и шестерни необходимо заменить. Поверхность оси шестерни заднего хода должна быть гладкой, без следов заедания и наволакивания металла.

Рис. 12. Ведущая шестерйя главной передачи:
1,6,8 и 12- ведомые шестерни I, И, III и IV передач; 2 и 9 – блокирующие кольца синхронизаторов I-II и III-IV передач; 3 – сухарь синхронизатора; 4 – муфта включения синхронизатора I и II передач; 5 – подшипники ведомых шестерен II и III передач; 7, 16 – упорные шайбы; 10 – ведомая шестерня заднего хода; 11, 20 – пружины синхронизатора III-IV и HI передач; 13 – ведущая шестерня главной передачи; 14, 19 – ступицы муфт переключения III-IV и 1-Й передач; 15, 21 -стопорные кольца; 17, 22 – кольца; 1S – проставочное кольцо; 23 – подшипник ведомой шестерни I передачи; 24 – упорная шайба

Величина монтажного зазора между осью и втулкой промежуточной шестерни заднего хода 0,016…0,070 мм, предельно допустимый зазор 0,10 мм. Незначительные неровности на поверхностях устранить мелкой наждачной шкуркой. При больших повреждениях и деформациях заменить вал новым.

Шестерни. На шестернях не допускаются повреждения или чрезмерный износ зубьев. Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев на венцах синхронизаторов. На венцах синхронизаторов шестерен и шлицах муфт не должно быть сколов зубьев.

Рис. 13. Замер зазора между торцами венца шестерни и кольцом синхронизатора: 1 — кольцо синхронизатора; 2 — шестерня; А — зазор в новых деталях равен 1,425…1,985 мм, в работавших деталях не менее 0,8 мм; В — ширина резьбы на вершине в кольце синхронизатора новой детали 0,Об,..0,1 мм, в работавшей — не более 0,3 мм

Контакты венцов синхронизатора шестерен и шлицы муфт должны иметь форму трапеции с большим основанием, расположенным на наружном торце, или прямоугольную форму. Если контакты имеют форму трапеции с большим основанием, расположенным внутри, такие детали нужно заменить, так как это приведет к самопроизвольному выключению передач.

Пятно контакта должно располагаться по всей рабочей поверхности, которая должна быть гладкой и без следов износа и наволакиваний металла. Шестерни заменить, если наволакивание металла имеется на 15 % поверхности хотя бы на двух зубьях. Проверить зазор в зацеплении между шестернями, монтажная величина которого для I…V передач 0,06…0,136 мм, з.х. 0,06…0,176 мм, предельный зазор не более 0,15 мм, з.х. 0,20 мм.

Примечание. Шестерни главной передачи меняются только комплектом. Замена одной шестерни не допускается.

Монтажный зазор между валом-шестерней и внутренним диаметром шестерни IV передачи должен быть 0,05…0,095 мм, предельный зазор в эксплуатации не более 0,120 мм.

Монтажный зазор между внутренним диаметром шестерен И, III,” V и I передач, игольчатыми подшипниками и валом должен быть 0,01.,.0,05 мм, предельный зазор не более 0,07 мм. При износах, превышающих допустимые пределы, шестерни или вал необходимо заменить.

Подшипники. Шариковые и роликовые подшипники должны быть в хорошем состоянии. Их радиальный зазор не должен превышать 0,06 мм, а осевой 0,08 мм. Прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, следует проворачивать одно из них в обоих направлениях. Качение при этом должно быть плавным. Качение при этом должно быть плавным.

Рис. 14. Контакт венца синхронизатора шестерни и муфты:
1 — шестерня; 2 — муфта;
а — прямоугольный; б — большое основание трапеции расположено на наружном торце; в — большое основание трапеции расположено внутри (недопустимый)

На поверхности шариков и роликов и дорожках качения колец не допускаются повреждения. Поврежденные подшипники следует заменить новыми.

Ступицы и муфты. Проверить, нет ли следов заедания на ступицах и муфтах, особенно на поверхностях скольжения, переключения I, II и V передач, а также на ведомой шестерне заднего хода. Неровности, препятствующие свободному скольжению, необходимо устранить. Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев муфт и ведомой шестерни заднего хода. Сколы зубьев не допускаются.

Кольца синхронизаторов. Проверить осмотром величину износа конической резьбы: ширина резьбы на вершине должна быть не более 0,3 мм; зазор между торцом венца синхронизатора шестерни и торцом кольца синхронизатора должен быть не менее 0,8 мм. В новых деталях этот зазор равен 1,325…2,085 мм. Если зазор меньше, кольцо синхронизатора следует заменить. Проверить посадку кольца на конус венца синхронизатора шестерни. Для этого нанести мягким карандашом несколько рисок по образующим конуса, расположив их равномерно по окружности. Затем надеть на коническую поверхность блокирующее кольцо и, прижимая его ручкой, повернуть несколько раз. Если после этого риски окажутся стертыми не менее чем на 0,8 длины, посадка кольца считается достаточно хорошей.

Манжеты проверить на отсутствие повреждений, отслоений от арматуры, затвердевания материала, неровностей или повреждений рабочей кромки. Износ рабочих кромок манжет по ширине допускается не более 1 мм. При обнаружении даже незначительного дефекта манжеты необходимо заменить.

Детали из резины, чехол вала переключения, уплотнительное кольцо привода спидометра при затвердевании или надрывах необходимо заменить.

Сборка коробки передач. Сборку коробки передач необходимо выполнять в обратной последовательности:
— смазать легким слоем моторного масла рабочие поверхности всех деталей коробки передач;
— установить ведомый вал-шестерню в приспособление в вертикальное положение и зафиксировать зажимом 3, установить детали IV, III, II и I передач на вал в порядке, обратном разборке. При этом ступицы ведомой шестерни заднего хода и 30 включения I и II передач установить так, чтобы фаски на внутренних шлицах находились со стороны резьбового хвостовика ведущего вала 19,
— проверить осевые разбеги, которые должны быть равны: для IV передачи 0,25…0,77 мм; для II и III (передач 0,17…1,18 мм; для I передачи 0,25…0,76 мм.

Рис. 15. Запрессовка манжеты:
а — ведущего вала; 1 — оправка; 2 — манжета; 3 — картер сцепления; б — полуоси: 1 — оправка; 2 — манжета; 3 — картер коробки передач

Примечание. При установке блокирующих колец синхронизаторов проследить, чтобы сухарики синхронизаторов зашли в пазы колец;

— смазать наружную поверхность манжет моторным маслом и запрессовать оправкой манжеты в картер сцепления и в картер коробки, проследив, чтобы с манжет не соскочили пружины. После запрессовки смазать рабочие кромки манжет смазкой Литол-24;
— для надежной работы дифференциала необходимо установить осевой предварительный натяг подшипников дифференциала, равный 0,10…0,15 мм в собранной коробке передач. Для установки натяга необходимо подобрать толщину регулировочной прокладки под торец наружной обоймы подшипника дифференциала в картере коробки передач. Толщина S регулировочной прокладки определяется следующим образом:
— установить прокладку толщиной 0,5 мм в картер сцепления;
— установить дифференциал с подшипниками в сборе в картер сцепления;
— замерить размер Б от торца картера сцепления до торца обоймы подшипника дифференциала;
— замерить глубину расточки под подшипник от торца картера коробки, размер В;

Пример. Подшипник картера коробки передач утоплен от плоскости картера сцепления на Б = 14,8 мм, глубина расточки в картере коробки передач В = + 15,5 мм. Тогда толщина прокладки S = (В – Б) + + (0,10…0,15) = (15,5 – 14,8) + (0,10…0,15) = 0,70 + + (0,10…0,15) = (0,80…0,85) мм; т. е. 5 = (0,80…0,85) мм;

— определив толщину прокладки, установить ее в расточку под подшипник в картере коробки.

ВНИМАНИЕ! При сборке коробки передач во избежание выкатывания шестерен полуосей из коробки дифференциала в полость коробки передач необходимо обязательно вставить оправку в шестерню полуоси и не вынимать ее до полной сборки коробки

— передач, сборки ее с двигателем и установки полуосевых шестерен на автомобиле. Вместо оправки можно использовать транспортную крышку;
— установить одновременно в вертикальном положении ведущий и собранный ведомый вал-шестерню в приспособлении;
— надеть сверху на ведущий вал приспособление;
— в пазы муфты переключения I и II передач и в пазы шестерни заднего хода ввести вилки механизма переключения;
— поднимая за рукоятку приспособления ведомый и ведущий валы и одновременно механизм переключения и совмещая шаровой выступ ползуна с гнездом поводка, установить их на картер сцепления;
— закрепить корпус механизма переключения передач на картере сцепления болтами моментом затяжки 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м);
— установить ось с промежуточной шестерней заднего хода в картере сцепления, совместив промежуточную шестерню заднего хода с вкладышем вилки включения заднего хода;
— запрессовать подшипники в картер коробки, установить крышку подшипников и закрепить ее винтами, смазав их герметиком УГ-6 с моментом затяжки 14…18 Н-м (1,4…1,8 кгс-м). Если нет герметика, после затяжки головки винтов застопорить кернением;
— смазать плоскость разъема картера коробки и картера сцепления уплотняющей смазкой УН-25 и установить картер коробки на картер сцепления, затянув гайки моментом затяжки 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м);
— установить ведомую и ведущую шестерни V передачи в порядке, обратном разборке, закрепить вилку V передачи на штоке стопорным болтом моментом затяжки 36…50 Н-м (3,6…5,0 кгс-м) и зафиксировать болт проволокой;
— зафиксировать шестерни V передачи от проворачивания, затянуть гайки ведомого и ведущего валов моментом 160…220 Н-м (16…22 кгс-м);
— проверить осевой разбег шестерни V передачи на распорной втулке, который должен быть 0,269…0,431 мм, зафиксировать клещами гайки вдавливанием буртиков в пазы валов;
— поставить штоки переключения в нейтральное положение;
— смазать прокладку задней крышки с двух сторон уплотняющей пастой УН-25, установить заднюю крышку и закрепить ее гайками моментом 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м).

При установке выключателя заднего хода проверить замыкание его контактов. При включении передачи заднего хода контакты должны замыкаться. Это достигается установкой прокладки необходимой толщины.

После сборки коробки передач проверить четкость и легкость включения передач и вращения ведущего и ведомого валов на каждой передаче.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Ремонт коробки передач ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства