Коробки передач могут иметь следующие неисправности: при включенной муфте сцепления передача не включается, передача самопроизвольно выключается во время работы, перегревается масло в коробке передач; выключение передач затруднено; в коробке слышны стук и шум; не проворачивается шестерня на втулке.
Разборка. Коробки передач устанавливают на стенд для разборки и сборки (рис. 110). Разборку коробки передач тракторов Т-100МЗ и Т-130 на сборочные единицы производят на кантователе / с помощью гидроскобы 2. Для этого коробку крепят на плите кантователя винтовыми прижимами. Поворот плиты кантователя вокруг горизонтальной оси производится с помощью гидроцилиндра 3, вокруг вертикальной оси — вручную.
Повернув коробку передач передней крышкой вверх, отвертывают болты и снимают масляный насос. Затем, повернув коробку передач на 90° и отвернув гайки, снимают правую и левую крышки в сборе с механизмами переключения передач. После этого снимают передние крышки в сборе с валами верхним, первым и вторым промежуточным и нижним.
Рис. 110. Стенд для разборки и сборки коробок передач:
1 — кантователь, 2 — гидроскоба, 3 — гидроцилиндры, 5 — гидростанция, 6 — регулировочный механизм, 7 — стол
Корпус коробки передач. Корпус может иметь следующие дефекты: трещины и изломы, износ посадочных мест под подшипники и гнезда подшипников, износ и повреждение резьбовых и гладких отверстий. Корпус бракуют, если он имеет трещины, проходящие через посадочные поверхности отверстий, обломы или трещины фланца крепления корпуса коробки передач к корпусу бортовых фрикционов, захватывающих три отверстия и более под болты.
При наличии трещин на корпусе коробки, захватывающих не более двух отверстий под болты, их засверливают по концам, затем трещины зачищают до металлического блеска, разделывают и заваривают электродами марки ОЗЧ-З диаметром 4 мм на постоянном токе обратной полярности, силой тока 110—130 А.
Посадочные места под подшипники и их гнезда восстанавливают, если зазор между наружным кольцом подшипника и корпусом превышает 0,5 мм, а между гнездом подшипника и корпусом — 0,10 мм. Изношенные отверстия восстанавливают составами на основе эпоксидных смол или железнением в местных ваннах. При восстановлении железнением посадочных мест под подшипники в корпусе коробки передач поверхности отверстий предварительно зачищают шлифовальной шкуркой, обезжиривают гашеным карбидом кальция и промывают гнезда горячей и холодной водой. Продолжительность железнения зависит от величины износа гнезда подшипника. Отверстия, восстановленные железнением, растачивают под чертежный размер.
Изношенные отверстия под штифты развертывают на увеличенный размер, а отверстия под оси восстанавливают постановкой втулок и закреплением их эпоксидным составом или клеем БФ-2. Резьбовые отверстия восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера или постановкой резьбовых вставок.
Валы коробок передач. Валы могут иметь такие дефекты: изгиб; износ посадочных поверхностей под подшипники и шестерни, износ шлицев по толщине; износ или повреждение резьбы. Валы выбраковывают при изломе, трещинах и аварийном изгибе.
Погнутые валы правят под прессом в холодном состоянии. Биение вала более 0,05—0,1 мм не допускается.
Изношенные посадочные места под подшипники восстанавливают наплавкой, нанесением гальванических покрытий, приваркой стальной ленты, электромеханическим способом.
При износе боковых поверхностей шлицев по толщине вал восстанавливают наплавкой под слоем флюса, приваркой стальной ленты или ручной наплавкой электродами.
Поврежденную или изношенную резьбу на концах валов протачивают, нарезают новую меньшего диаметра и по ней изготовляют новую гайку. При необходимости изношенную резьбу наплавляют и нарезают резьбу нормального размера.
Шестерни. Основные неисправности: износ зубьев, шлицевых и шпоночных пазов, внутренних посадочных мест шестерен, износ или повреждения посадочных мест для вилки переключения передач. При замерах толщины зубьев следует обратить внимание на характер износа зуба по длине: износ на конус более 0,05 мм на длине 10 мм не допускается, шестерни с таким износом выбраковывают. На зубьях не должно быть сквозных трещин и забоин на торцах. Допускаются мелкие поверхностные трещины на зубе и отдельные выкрашивания поверхностного слоя металла.
Кольцевой паз под вилку переключения передач подвижных шестерен восстанавливают механической обработкой под увеличенный по ширине размер. Изношенные торцовые поверхности зубьев шестерен наплавляют автоматической наплавкой порошковой проволокой с принудительным формированием наплавленного металла в медной охлаждаемой форме. Изношенные по толщине зубья шестерен восстанавливают пластическим деформированием.
Сборка коробок передач. Перед сборкой детали коробки передач очищают и обдувают сжатым воздухом. Подшипники напрессовывают на валы до отказа под прессом или же легкими ударами через специальные наставки из латуни. Перед напрес- совкой на вал подшипники рекомендуется нагревать до температуры 90—100 °С.
Вторичные валы коробок передач устанавливают в корпус так, чтобы обработанные торцы конических шестерен вторичного вала выступали над привалочной плоскостью корпуса коробки передач тракторов Т-100М, Т-130 на (83,9+0,1) мм, МТЗ-80 — на (58+0,15) мм. Расстояние от торца конической шестерни вторичного вала до оси дифференциала тракторов ЮМЗ-6 должно быть (130+0,15) мм, а расстояние от торца конической шестерни вторичного вала до оси заднего моста тракторов ДТ-75 и ДТ-75М — 133+0’3 мм.
Собирают коробки передач на стенде (см. рис. 110) в такой последовательности. Сначала собирают верхний вал, первый промежуточный вал, второй промежуточный вал и нижний вал, а затем собирают валы с передней крышкой. Трущиеся поверхности, гладкие отверстия шестерен и наружные поверхности втулок подшипников скольжения смазывают трансмиссионным маслом. Корпус и крышка коробки передач должны иметь одинаковый порядковый номер.
Зацепление зубьев любой пары шестерен без зазора не допускается. Ролико- и шарикоподшипники перед установкой на валы нагревают в масляной ванне до температуры 80—100 °С.
Нормальный боковой зазор между шлицами верхнего вала и втулками шестерен коробок передач трактора Т-130 должен быть 0,146—0,424 мм, допустимый зазор 1,0 мм. Нормальный зазор между отверстием в шестернях и наружной поверхностью втулок должен быть 0,12—0,21 мм, допустимый — 0,3 мм.
Положение шестерен в коробке передач тракторов ДТ-75 и ДТ-75М контролируют замером расстояний от осей установочных шпилек до выступов вилок переключения и поводка при касании закругленных торцов парных шестерен. Указанные расстояния должны быть при касании торцов передач (мм): первой— (185±2,0), второй —(191+2,0), третьей (75,5+2,0), четвертой — (81,5+2,0), передачи заднего хода — (185+2,0).
При сборке коробок передач тракторов ЮМЗ-6 торец шейки ведущей шестерни первичного вала коробки должен утопать в роликоподшипниках не менее чем на 0,5 мм, торец заднего конца вала относительного уступа в отверстии ведущей шестерни — на 1,0—2,5 мм, шлицевой торец промежуточного вала в ступице ведущей шестерни заднего хода — на 0,5 мм. Нижний конец рычага переключения передач относительно нижней поверхности крышки должен выступать на 45—49 мм.
При правильной сборке коробки передач все валы и шестерни должны легко проворачиваться без заеданий и заклиниваний.
Испытание. Для приработки и испытания коробки передач можно использовать специализированный стенд (рис. 111). Испытуемую коробку передач устанавливают на шпильки корпуса в сборе, прижимают пневмоприжимами и соединяют карданным валом с электродвигателем. С помощью электронасоса в коробку передач заливают масло. Затем закрывают защитный кожух, включают электродвигатель и производят обкатку без нагрузки. Для испытания под нагрузкой на катушки порошкового тормоза подают напряжение, регулируя которое устанавливают необходимый тормозной момент. Перед испытанием в корпус коробки передач электронасосом заливают 25 л трансмиссионного масла ТЭП15.
Рис. 111. Стенд для приработки и испытания коробок передач:
1 — рама, 2 — электродвигатель, 3 — защитный кожух, 4 — карданный вал, 5 — пневмоприжимы, 6 — электромагнитный тормоз, 7 — корпус, 8—масляный фильтр, 9 — масляный бак, 10 — электронасос
Коробку передач сначала испытывают без нагрузки по 5 мин на каждой передаче, начиная с низшей, а затем под нагрузкой.
В процессе испытания должны выдерживаться следующие условия: переключение муфт на всех передачах переднего и заднего хода должно происходить свободно, без заеданий; отдельные удары, стук, шум не допускаются; течь масла через уплотнения не допускается; температура масла в коробке передач после испытания не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 50 °С.
После испытания коробки передач сливают масло и промывают сетку маслосборника и сливную пробку.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт коробок передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы