Ремонт рельсовых путей делят на текущий и капитальный.
Текущий ремонт назначают на участок, требующий замены отдельных элементов строения пути: рельса, элементов промежуточного или стыкового крепления, а также шпал и балластного слоя. Этот вид ремонта устраняет возникшие нарушения в строении рельсового пути в самом начале для предупреждения их дальнейшего развития. Главная задача текущего ремонта— содержание пути в пределах предусмотренных норм и допусков с целью повышения его срока службы. Текущий ремонт включает в себя планово-предупредительные и неотложные работы.
Планово-предупредительные работы охватывают мероприятия по профилактике верхнего, нижнего строения рельсового пути и стрелочных переводов.
Работы по текущему ремонту планируют с учетом времени эксплуатации пути и интенсивности движения.
В объем работ по текущему ремонту входит:
— устранение участков расширения или сужения рельсовой колеи,
— ослабления в болтах стыкового скрепления путей и в элементах промежуточного крепления рельсового пути, отдельных смещений рельсов на шпалах;
— замена отдельных шпал и подкладок;
— добавление балласта под шпально-рельсовой решеткой.
Ведением различного рода путевых работ занимается путевой обходчик, а очисткой рельсовых путей — бригада путевых рабочих в составе двух-трех человек. В ортах-заездах рельсовые пути под люками очищают комбайном МВ-3. Работы по текущему содержанию пути производят круглый год ежесменно в плановом порядке. На основании годового плана, утвержденного главным механиком шахты и составленного начальником службы пути, составляют месячные планы работ по текущему содержанию рельсовых путей.
Расход путевых материалов на текущее содержание 1 км рельсовых путей рекомендуют принимать: рельсов около 2 т, костылей 1000/10,212 шт. в 1 т, шпал 110 шт. и один стрелочный перевод на 20 стрелок.
Далее приведены нормы выработки при текущем ремонте шахтных магистральных рельсовых путей на шахте «Гигант-Глубокая» РУ им. Дзержинского по операциям.
Причины неудовлетворительного состояния пути — некачественная подбивка шпально-рельсовой решетки балластным слоем, наличие гнилых и слабых шпал, использование недоброкачественного материала, а также ненадежное выполнение стыкового соединения рельсов.
С целью обеспечения надежного и равномерного уплотнения балластового слоя рекомендуют располагать его послойно — 10 см в каждом слое с учетом добавления балласта на усадку до 13% от объема профиля балластовой призмы. Если старый балласт не слишком загрязнен и увлажнен, то его можно использовать в качестве первого слоя. При этом негодные шпалы следует заменить.
Все ремонтные работы рекомендуется выполнять с использованием специальных механизмов и инструментов. Уплотнение при частичной подбивке шпал следует производить подбойщиком сначала в пределах площади, несущей нагрузку от рельса, т. е. под рельсом, а затем к середине шпалы. Если условия работ позволяют проводить ремонт, укладывая отдельные секции шпально-рельсовой решетки, то работы выполняют в следующем порядке. На спланированный участок нижнего строения рельсового пути с предварительно уложенным неуплотненным балластным слоем укладывают секцию шпально-рельсовой решетки. Подбивку шпал начинают со средней пары, для этого шпально-рельсовую решетку приподнимают до отметки бокового репера. Сплошную подбивку производят таким же образом, как и частичную.
Исправление пути в плане (рихтовка) предусматривает совмещение оси пути с установленной осью трассы. При несовпадении осей движущийся состав испытывает большие динамические удары, а рельсы интенсивно изнашиваются. Соосность, как правило, нарушается при интенсивной и длительной эксплуатации рельсового пути и неудовлетворительной рихтовке.
Путь рихтуется по данным расчетов для кривых участков и по струне для прямых.
Перед рихтовкой путей на закруглениях необходимо тщательно проверить зазоры между рельсами на стыках и определить величину их изменения после сдвижки. При малых зазорах на стыках перед выправкой пути необходимо произвести разгонку рельсов.
После определения необходимых данных приступают к выполнению подготовительных работ. Устанавливают ремонтные точки (осевые колышки), возле которых необходимо производить рихтовку. Ремонтные точки нумеруют в порядке 1, 2, 3 и т. д. Рихтует пути бригада из двух-трех человек следующим образом: рабочие располагаются по обеим сторонам ниток и, упираясь ломами в балластный слой (ломы рекомендуется устанавливать под углом 40—45° к вертикали), сдвигают путь поперек оси. С целью механизации рихтовочных работ можно использовать гидродомкраты. Домкрат устанваливают с внешней стороны рельсов под углом 15—20° к горизонту. Для упора пяты домкрата в почве выработки выполняют лунку. В данном случае рихтовочные работы могут выполнять два человека. При наличии плотного слоя балласта для облегчения работ рекомендуется освобождать концы шпал.
Рис. 1. Схема рихтовки прямого участка рельсового пути:
1 — фиксирующая стойка; 2— струна; 3 — осевые колышки; 4— натяжное устройство
Кроме искривления пути в плане наблюдают уширение или сужение рельсовой колеи. Работы по ликвидации такого рода неисправностей рельсового пути называют перешивкой пути.
Перешивку пути ведет бригада из двух человек: после промера шаблоном уширения колеи первый очищает концы шпал в местах перешивки, зачищает заусеницы и зачищенные места смазывает креозотом, второй рабочий, идя вслед за первым, расшивает не более трех концов шпал. После выполнения перечисленных операций устанавливают рельсовые нитки в определенное положение, как при рихтовке. Затем первый рабочий прикрепляет рельс к шпалам, а второй, при необходимости, с помощью лома поджимает или отжимает рельс. Изогнутые костыли при перешивке следует заменить новыми. После окончания работ необходимо убрать пути.
Зазоры на стыках, образуемых в процессе эксплуатации рельсов, можно регулировать и без разрыва рельсовой колеи. Если в случае необходимости приходится разъединять отдельные стыки, то работы по регулировке зазоров называют разгонкой зазоров. Зазоры контролируют с помощью специального мерного клина. В связи с тем, что в настоящее время широко используется сварочное соединение стыков, при котором образуется так называемый бесстыковой рельсовый путь, работы по регулировке зазоров не вызывают особого беспокойства у эксплуатационников. Рельсы заменяют только в том случае, если головки их изнашиваются по высоте для рельсов РЗЗ на 16 мм и Р38 на 20 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт рельсовых путей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы