При решении генерального плана ЦБЗ-соблюдаются те же правила, что и при разработке генпланов КДЗ, АБЗ, но с некоторыми особенностями компоновки оборудования, вызванной спецификой работы бетоносмесительного цеха (рис. 6.10). Генеральный план ЦБЗ— это проект расположения всех зданий, сооружений, инженерных сетей, автомобильных дорог и железнодорожных путей, обеспечивающих эффективную деятельность намеченного к строительству производственного предприятия (рис. 6.11).
Коэффициенты застройки и использования площадки должны быть максимальными. При проектировании ЦБЗ стационарного типа следует учитывать перспективы расширения и резервные площади для повышенных запасов заполнителей. Качество грунта и грунтовые воды должны позволять строительство и эксплуатацию транспортных галерей и подземных коммуникаций, а также возведение фундаментов без излишних затрат. Протяженность транспортирования сырья и подъем его от приемных устройств на склады и в смесительный цех должны быть минимальными. Расположение приемных устройств сырья, складов заполнителей, устройств подогрева заполнителей (при работе зимой), смесительный цех должны обеспечивать поточность движения материалов и приготовления смеси. Протяженность железнодорожной ветки должна обеспечивать маневровые операции и строиться так, чтобы создавался достаточный приемный фронт. На территории ЦБЗ проектируют кольцевую дорогу, допускающую подъезд к цехам и -сооружениям завода.
При компоновке генплана необходимо предусмотреть возможность транспортирования заполнителей через установки подогрева, охлаждения, сортировки и обогащения заполнителей (если это предусмотрено технологией) или минуя их.
Сооружения ЦБЗ располагают с учетом розы ветров, чтобы открытые штабеля заполнителей не засыпались примесями. Помещения, в которых работают люди, следует располагать так, чтобы они не подвергались запылению цементом и пылевидными заполнителями.
Рис. 6.10. Варианты генеральных планов ЦБЗ различного назначения:
При расположении сооружений должны соблюдаться действующие противопожарные и санитарные нормы, а также правила техники безопасности. Противопожарные разрывы, согласно противопожарным нормам, колеблются от 10 до 30 м.
Примерно в центре площадки завода размещают бетоносмеси- тельный цех и вокруг него склады материала. Склады цемента и заполнителей, прибывающих по железной дороге, располагают вблизи путей разгрузки, которые должны быть связаны надежными транспортными коммуникациями с бетоносмесительным цехом. Остальные здания и сооружения, бытовые помещения, ремонтные мастерские, не включенные в основной технологический комплекс, размещают с учетом минимальной протяженности транспортных коммуникаций.
Рис. 6.11. Электрическая схема автоматизации ЦБЗ
При такой планировке склада жидкого топлива исключаются заезд на территорию завода транспортных средств, доставляющих топливо к потребителю, и случаи дорожно-транспортных происшествий, снижается пожароопасность.
Автоматизация цехов и складов ЦБЗ и, в частности бетоносме- сительного цеха, основывается чаще всего на кнопочно-ключевых схемах управления. Бетонормесительные цехи могут управляться также с помощью перфокарт и жетонов. Водители автомобилей опускают жетон, несущий закодированную команду, в жетонный аппарат, где команда расшифровывается и вырабатывается сигнал управления бетоносмесительной установкой. Этот аппарат принимает жетоны различных марок бетона, проверяет жетоны по качеству и составу, возвращая дефектные, подсчитывает принятые жетоны нарастающим итогом с показаниями на индикаторе количества принятых жетонов и марок бетона, подает команду на включение машин для выдачи соответствующей смеси (при нажатии на кнопку «Выдача бетона»), производит индивидуальную инкассацию жетонов по сигналу с пульта управления бетоносмесительного цеха с показом количества жетонов, оставшихся в накопителе, возвращает жетоны при несрабатывании схемы жетонного аппарата.
На автоматизированном ЦБЗ песок, щебень и цемент дозируются автоматизированными дозаторами по массе. Дозаторы жидкости ДЖ, песка ДП, щебня ДЩ, цемента ДЦ имеют электрические датчики массы, используемые в системе автоматики (см. рис. 6.11). От- дозированный материал поочередно подается в левый или правый бетоносмеситель и после перемешивания выгружается автомобиль. В качестве исполнительных механизмов на бетоносмесительной установке используются пневматические цилиндры в тяжелых условиях работы цеха.
Перед началом взвешивания все секторные затворы и вентиль на воде закрыты. При этом штоки пневмоцилиндров через систему рычагов нажимают на конечные выключатели 1К1, ЗК—ПК, замыкая их нормально открытые контакты. Закрыты также разгрузочные отверстия бетоносмесителей (замкнутые нормально открытые контакты конечных выключателей 13К1, 14К1). В дозаторах порционного действия при приготовлении одной марки бетона используются датчики трех видов: датчики нулевого веса ДЖ1, ДП1, ДЩ1, ДЩ, заданного веса ДЖ2, ДП2, ДЩ2, ДЦ2 и срабатывающие при перегрузке весов датчики максимального веса ДЖЗ, ДПЗ, ДЩЗ, ДцЗ. В случае установки циферблатных указателей У ЦК требуются бесконтактные датчики типа БК.
Схема автоматики содержит два режима управления: автоматический и дистанционный. При работе в режиме автоматики после запроса бетона и подачи предпускового сигнала замыкается нормально открытый контакт РЖ, включается реле автоматического пуска РА и запускаются двигатели бетоносмесителей 15Д, 16Д. Дозаторы не содержат материала, реле нулевого веса РН находится под током. С включением реле РА в зависимости от положения ключей выбора отсеков расходных бункеров песка, щебня и цемента, включаются соответствующие промежуточные реле. При этом, если секторные затворы весовых дозаторов ДЖ, ДП, ДЩ, ДЦ закрыты, о чем свидетельствуют замкнутые нормально открытые контакты конечных выключателей 8К-11К, окажутся под током электропневматические клапаны.
Пневмоцилиндры ЗС (4С), 5С {6С) откроют секторные затворы расходных бункеров песка и щебня, пневмоцилиндр 7С откроет вентиль подачи воды, пневмоцилиндр откроет секторный затвор расходного бункера цемента, нажмет на конечный выключатель 1К2, который закроет свои нормально открытые контакты. Включается двигатель 1Д (2Д) шнека подачи цемента и материалы поступают в дозаторы. Стрелки циферблатных указателей смещаются с нулевого положения, реле нулевого веса РН обесточивается. При достижении заданных доз датчики ДЖ2, ДП2, ДЩ2, ДЦ2 срабатывают, замыкают реле IP, ЗР, 5Р, 7Р, которые самоблокируются. Промежуточные реле 1РП (2РП), ЗРП (4РП), 5РП (6РП), 7РП обесточиваются, отключаются электропневматические вентили 1В, ЗВ (4В), 5В (6В), 7В и магнитный пускатель 1JI (2JI). Пневмоцилиндры закрывают секторные затворы расходных бункеров. Процесс дозировки составляющих бетонной смеси закончен. В случае неисправности любого из датчиков заданной массы и переполнения дозатора сработает его датчик мак-симального веса, включится реле перегрузки дозаторов РК и отключится реле автоматического пуска РА. Одновременно оператору подается аварийный сигнал, извещающий о неисправности системы дозировки.
Рис. 6.12. Циферблатный указатель с отслеживающим диском: 1 — обечайка; 2 — неподвижный диск; 3 — тормоз; 4— плата; 5 — шестерня; 6 — подшипники; 7 — микропереключатель; 8 — ось отслеживающего диска; 9— шестерня; 10 — бесконтактный электронный датчик БК; 11 — весовая стрелка; 12 — хомут крепления датчика; 13 — подвижный (отслеживающий) диск; 14 и 15 — шестерня; 16 — двигатель отслеживающего диска; 17 — корпус; 18 — профилированные спицы; 19 — обод
Рис. 6.13. Автоматизированный ЦБЗ с использованием аппаратуры АКА — Бетон:
1 — датчик, контролирующий положение поворотной воронки для распределения заполнителей по расходным бункерам; 2 — датчик контроля нижнего предельного значения скорости ленты транспортера; 3 — датчик контроля предельных значений толщины слоя на ленте транспортера; 4 — шнековый питатель для подачи цемента в расходную емкость; 5 — датчик контроля верхнего предельного уровня материалов в расходных бункерах; 6 — датчик контроля нижнего предельного уровня материалов в расходных бункерах; 7 — датчик контроля положения затворов расходных бункеров; 8 и 17 — приводы затворов; 9 — концевой выключатель аварийной перегрузки дозатора; 10 — датчик контроля разгрузки дозатора; И и 12 — датчики задания порции; 13 — дозатор цемента; 14 — дозатор песка; 15 — дозатор щебня; 16 — дозатор воды; 17 — гидроцилиндр; 18 — затвор; 19 — воронка; 20 — бетоносмеситель; 21 — дистанционные указатели; 22 и 23 — пульты СУБ-3 для автоматического и дистанционного управления и визуального контроля подачи материалов в расходные бункера дозирования, перемещения и выдачи готовой смеси (базовые подсистемы УНИБЛОК и КАКТУС); 24 пульт СУЗИ-1 для автоматического и дистанционного управления заданием марок и введением поправок (дополнительная подсистема СУ- ЗИ); 25 — пульт СУЗИ-И для регистрации заданных и фактических порций (дополнительная подсистема СУЗИ); 26 — накопительный бункер; 27 — датчик контроля з!атвора накопительного бункера; 28 — привод затвора накопителя; 29 — комплект оборудования, управляемый подсистемой КАКТУС; 30 — комплект оборудования, управляемый подсистемой УНИБЛОК; 31 — комплект оборудования, управляемый подсистемой СУЗИ
Программное управление бетоносмесительным узлом в автоматическом режиме (переключатель ИУ установлен в положение 1) осуществляется командным электропневматическим прибором- КЭП12У.
Возможности автоматизации значительно расширяются при установке на дозаторе циферблатного указателя с отслеживающим диском типа (рис. 6.12). Управление двигателем отслеживающего диска может производиться электронным регулятором. Датчики нулевой и максимальной масс неподвижны, датчик заданной массы располагается на подвижном диске; перемещение его зависит от установки задатчика регулятора. Для автоматизации бетоносмееи- тельных установок широко применяют универсальный комплект аппаратуры АКА-Бетон (рис. 6.13), который охватывает все приборы, схемные элементы и средства автоматизации, необходимые для построения систем управления операциями подачи компонентов смеси, дозирования, перемешивания и выдачи готовой смеси на установках цикличного действия со смесителями емкостью 250, 500, 750, 1200, 1500, 2400 и 300 л вне зависимости от башенной или партерной схемы компоновки. Оригинальное решение унифицированной системы автоматизации позволяет использовать ее не только на новых установках, но и на старых с дозаторами серий УЦК-УЦД и У ЦК-ОД. Возможно ее использование и для автоматизации асфаль- тосмесительных установок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Решение генерального плана и автоматизация ЦБЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы