Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках дороги. При этом все его детали должны быть надежно закреплены, зашплинтованы и смазаны, а люфт рулевого колеса должен быть в пределах нормы.
При эксплуатации автомобиля в рулевом управлении могут возникнуть следующие неисправности, которые затруднят управление автомобилем и создадут угрозу безопасности движения:
— увеличенный свободный ход рулевого колеса; тугое вращение рулевого колеса либо заедание в рулевом механизме;
— стуки и скрипы в рулевом управлении; подтекание смазки из картера рулевого механизма.
Кроме перечисленных неисправностей, в рулевом управлении могут возникнуть и люфт рулевого колеса на валу из-за слабой затяжки гайки крепления рулевого колеса, и радиальное перемещение рулевого вала, ощутимое на рулевом колесе из-за ослабления затяжки болтов крепления рулевой колонки или повышенного износа подшипников рулевого вала. Возможно появление и такой неисправности, как недостаточный поворот передних колес в одну из сторон. Такая неисправность возникает из-за неправильной установки рулевой сошки на шлицах ее вала или чрезмерной длины одного из болтов ограничителя поворота передних колес. Несмотря на то что эти неисправности возникают сравнительно редко, они должны быть своевременно обнаружены и устранены.
Проверка рулевого управления
Если автомобиль в движении плохо «держит дорогу», трудно управляем, а на месте при большом повороте рулевого колеса передние колеса не поворачиваются, следовательно, увеличен люфт рулевого колеса. Чтобы проверить люфт (рис. 57), лучше всего пользоваться люфтомером. Для этого управляемые колеса необходимо установить в положение, соответствующее движению по прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку на ободе колеса. Рулевое колесо следует поворачивать влево до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить нуль шкалы против стрелки. После этого рулевое колесо поворачивать вправо. Шкала люфтомера покажет свободный ход рулевого колеса.
Если люфтомера нет, то свободный ход рулевого колеса можно определить замером длины дуги на его ободе.
Если люфт больше нормы, то, покачивая рулевое колесо (рис. 58), убеждаются в прочности крепления картера рулевого механизма к лонжерону, кронштейна маятникового рычага к лонжерону крайней и средней тяг рулевого колеса на валу, поворотных рычагов к соответствующим цапфам, рулевой сошки к средней и крайней рулевых тяг, гаек болтов стяжных хомутов и гаек пальцев шаровых шарниров. При необходимости следует подтянуть болты, гайки резьбовых соединений.
Обычно надежность крепления рулевого колеса на валу проверяют покачиванием его в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения.
Если рулевое колесо качается, необходимо туго затянуть гайку его крепления на валу.
Чтобы определить люфты в сочленениях рулевого привода рекомендуется 1 чел. резкими движениями поворачивать рулевое колесо автомобиля вправо и влево, а второму на ощупь определять ослабленные крепления, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шаровыми шарнирами, головке тяги и головке рычага.
Люфты в шаровых шарнирах будут ощущаться при взаимном перемещении деталей. Люфт в шарнирных сочленениях тяг можно выявить и покачиванием тяги рукой вправо, влево, вперед, назад. Если в шарнирах тяг появился большой люфт, то тяги будут качаться свободно. Обнаруженный даже малейший люфт в шарнире необходимо устранить или заменить шарнир.
Люфт в шарнире иногда можно устранить подтяжкой резьбовой пробки: пробку завернуть до упора, а затем отпустить на 1 —1,5 оборота до совпадения паза пробки с отверстием под шплинт в шарнирах наконечника тяги. При большом износе сферического пальца заменять только палец не рекомендуется, так как сфера в корпусе изнашивается неравномерно и при установке нового пальца не удается добиться хорошего сопряжения сфер пальца и корпуса.
При исправности сочленений рулевого привода и надежном креплении основных узлов и деталей рулевого управления причинами повышенного люфта рулевого колеса могут быть большие зазоры в подшипниках колес или неисправный рулевой механизм. Необходимо проверить, нет ли люфта в подшипниках колес. При наличии люфта установить его регулировкой.
Причинами, приводящими к неисправностям рулевого механизма, могут быть: повышенный износ его деталей из-за несвоевременной и некачественной смазки; движение на повышенных скоростях по плохим дорогам; частые повороты колес при стоящем автомобиле.
Из-за износа рабочих поверхностей ролика, червяка и подшипников в рулевом механизме появляются зазоры, которые отрицательно влияют на работу рулевого управления. О появлении зазоров в рулевом механизме можно судить по стукам передней подвески во время движения, возникновению колебаний передних колес, затруднению при управлении автомобилем. При износе прежде всего образуется зазор в зацеплении ролика с червяком, затем появляется свободное перемещение червяка вместе с валом вдоль его оси. Эти зазоры устраняются регулировкой способом, рассмотренным в разд. «Регулировки рулевого механизма». Обязательным условием выполнения регулировок рулевого механизма является их последовательность: вначале устраняется зазор в подшипниках червяка, а затем — в зацеплении ролика и червяка.
Указанные регулировки могут быть выполнены своими силами, а более сложные работы по устранению неисправностей рулевого управления рекомендуется выполнять на станции технического обслуживания.
Если при движении автомобиля возникло тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то прежде всего необходимо проверить давление воздуха в шинах передних колес, смазку в картере рулевого механизма. При необходимости шины накачать и заправить картер маслом. Внешним осмотром проверить, нет ли погнутости рулевых тяг; если есть, тягу заменить новой, а затем обязательно отрегулировать схождение колес.
Если при этом не удается устранить тугое вращение рулевого колеса, то рулевой механизм требует ремонта с заменой изношенных или поломанных деталей на СТО.
Во время ежедневного технического обслуживания автомобиля при вывешенных передних колесах рекомендуется покачивать переднее колесо, имитируя его повороты, убедиться на слух в отсутствии стуков и скрипов в шаровых шарнирах тяг, в опорах вала маятникового рычага и в зацеплении ролика с червяком. При необходимости выполнить крепежные и регулировочные работы или заменить неисправные узлы и детали.
Если при проверке технического состояния рулевого управления будет обнаружено подтекание смазки, то прежде всего следует проверить количество и качество смазки в картере рулевого механизма, состояние сальника вала рулевой сошки, плотность крепления крышки и трубки в ней, надежность затяжки стопорной и регулировочной гаек подшипников червяка. Уровень масла при необходимости довести до нормы, установленной инструкцией по эксплуатации автомобиля. Обнаруженный поврежденный сальник вала рулевой сошки заменить, а ослабленные стопорную гайку и регулировочную гайку подшипников червяка надежно закрепить. При необходимости заменить уплотняющие прокладки.
Следует отметить, что состояние рулевого управления считается нормальным, если автомобиль устой-ив на ходу, не наблюдается повышенной передачи толчков на рулевое колесо и стуков в рулевом механизме или в рулевых тягах, а люфт рулевого колеса не превышает установленной нормы.
Регулировки рулевого механизма
Регулировка зазора в подшипниках вала червяка.
Чтобы определить, нужна ли эта регулировка, рекомендуется проверить осевое перемещение вала червяка. Для этого следует приложить палец к ступице рулевого колеса и к корпусу переключателя указателей поворота и несколько раз повернуть рулевое колесо на небольшой угол вправо и влево. При наличии осевого перемещения червяка палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно корпуса переключателя. Предварительно надо убедиться, что корпус переключателя указателей поворота закреплен на рулевой колонке надежно и не качается.
Подшипники вала червяка регулируют установкой регулировочных прокладок, расположенных под передней крышкой картера рулевого механизма (у автомобилей «Волга» и «Жигули») или вращением регулировочной гайки, расположенной в передней части бартера механизма рулевого управления (у автомобилей «Запорожец» и «Москвич»),
Для устранения осевого перемещения вала червяка рулевое колесо необходимо повернуть в любую сторону на 1 —1,5 оборота, а потом в обратную сторону до появления свободного хода рулевого колеса. Затем уменьшить толщину пакета регулировочных прокладок, удаляя их или заменяя более тонким (у автомобилей «Волга и «Жигули»), или отвфнуть на 2—3 витка стопорную гайку рулевого механизма и подтянуть регулировочную гайку 1 так, чтобы червяк легко вращался и не имел осевого перемещения (v автомобилей «Москвич» и «Запорожец»). После этого, придерживая регулировочную гайку ключом от проворачивания, затянуть стопорную гайку.
Правильность регулировки зазора в подшипниках вала червяка проверяют вращением рулевого колеса в обе стороны. Оно должно поворачиваться так же легко, как и до регулировки. Если после устранения осевого перемещения червяка все же сохраняется недопустимый люфт рулевого колеса или рулевое колесо вращается туго, надо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.
Регулировка зазора в зацеплении ролика и червяка. Для выполнения указанной регулировки устанавливают передние колеса автомобиля в положение езды по прямой и отсоединяют рулевую сошку от рулевых тяг. После этого, сохраняя положение рулевой сошки, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, покачиванием ее за головку определяют боковой зазор в зацеплении ролика и червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 30° (автомобиль ВАЗ), на 45° (автомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец») и на 60° (автомобиль «Москвич») в каждую сторону от нейтрального положения в зацеплении ролика и червяка не должно быть зазора.
Правильность регулировки рулевого механизма проверяется при движении автомобиля: рулевое колесо должно свободно поворачиваться как направо так и налево, а его свободный ход соответствовать заводской инструкции.
—
От состояния рулевого управления во многом зависит безопасность дорожного движения. Поэтому его следует проверять и регулировать при каждом техническом обслуживании.
Перед тем как регулировать механизм рулевого управления, надо убедиться в исправности рулевых тяг, шарниров и при необходимости отрегулировать их, а изношенные — заменить.
Регулировка осевого зазора червяка автомобиля «Москвич-412» производится в следующем порядке: рулевое колесо повернуть до упора в какую-либо сторону, затем в обратном направлении так, чтобы в зацеплении рабочей пары появился боковой зазор; стопорную гайку отпустить и затянуть подшипники гайкой; стопорную гайку затянуть и проверить свободный ход рулевого колеса.
Для регулировки зацепления ролика с червяком автомобиля ГАЗ-24 необходимо: отвернуть контргайку регулировочного винта и снять стопорную шайбу со стопорного винта (рис. 27); повернуть регулировочный винт по часовой стрелке. Винт поворачивают на несколько вырезов в стопорной шайбе и одновременно с этим проверяют свободный ход рулевого колеса.
Регулировку можно считать законченной, если свободный ход рулевого колеса (при неподвижных передних колесах) будет не более 15 мм. После регулировки контргайку затянуть.
Люфт маятникового рычага устраняется заменой его втулок. Регулировку затяжки подшипников червяка автомобилей УАЗ-469 и ГАЗ-53А производят с помощью прокладок, установленных между картером и нижней крышкой картера рулевого механизма в следующей последовательности:
снять рулевой механизм с автомобиля и слить масло из картера; отвернуть колпачковую гайку и снять стопорную шайбу с регулировочного винта отвернуть болты крепления боковой крышки картера 34\ при помощи легких ударов выколотки по торцу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой и осторожно снять прокладку 35\ отвернуть болты крепления нижней крышки картера, снять нижнюю крышку и бумажную прокладку установить нижнюю крышку на место, затянуть болты и проверить осевое перемещение червяка; если осевое перемещение осталось, то необходимо снять вновь нижнюю крышку и толстую прокладку и установить на ее место ранее снятую тонкую; вращением червяка окончательно проверить затяжку подшипников.
Если затяжка роликовых подшипников правильная, то усилие, которое необходимо для вращения рулевого колеса, должно быть 22—0,45 кг (без установленного вала сошки).
Если отсутствует специальное приспособление для проверки усилия, то его можно проверить при помощи динамометра.
Проверка состояния рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 производится измерением усилия на ободе рулевого колеса в трех положениях с помощью динамометра при отсоединенной рулевой тяге от рулевой сошки.
Для этого необходимо:
— повернуть рулевое колесо более чем на два оборота от среднего положения, при этом усилие на ободе должно составлять 0,55— 1.35 кг;
— повернуть рулевое колесо на 3Д — 1 оборот от среднего положения, при этом усилие не должно превышать 2,3 кг;
— при прохождении среднего положения усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать результата второго измерения на 0,8—1,25 кг и не превышать 2,8 кг.
Если при измерении усилий в трех положениях они не соответствуют указанным величинам, то рулевой механизм следует отрегулировать.
Отклонение усилия от нормы в первом положении указывает На неправильный предварительный натяг в шариковой гайке и в Рных подшипниках, а во втором положении — на износ деталей. Если шарики подобраны правильно (только одной размерной группы), то шариковая гайка должна проворачиваться в средней части рулевого вала с усилием 0,9—2,5 кг.
Регулировка осевого зазора между зубьями сектора и червяка производится вращением регулировочного винта. При этом вал рулевой сошки смещается в осевом направлении до получения нормального усилия на ободе рулевого колеса (при его среднем положении). При вращении регулировочного винта 5 по часовой стрелке усилие на ободе будет увеличиваться, а против часовой стрелки—уменьшаться.
По окончании регулировки следует проверить величину зазора между торцом винта и вала сошки; он должен быть не более 0,06 мм.
Для регулировки затяжки подшипника рулевого вала необходимо: отогнуть кромку регулировочной гайки так, чтобы она вышла из паза рулевого вала; регулировочную гайку затянуть так, чтобы рулевое колесо вращалось с трудом, затем отпустить ее до свободного вращения вала; если для проворачивания рулевого колеса в корпусе клапанов и подшипнике требуется усилие 1,0— 1,5 кг, то регулировку считают правильной; закрепить регулировочную гайку от самоотворачивания.
Назначение гидроусилителя рулевого управления — уменьшение усилия, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчения ударов, возникающих из-за неровностей дороги, а также повышения безопасности движения (он позволяет сохранить контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление автомобилем"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы