Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. В связи с тем что при повороте каждое колесо движется по окружности разного радиуса, необходимо, чтобы внутреннее колесо поворачивалось на больший угол, чем внешнее. Это обеспечивается рулевой трапецией, которую образует балка передней оси, нижние рычаги поворотных цапф и поперечная рулевая тяга.
Рулевой механизм. Этот механизм увеличивает приложенное водителем к рулевому колесу усилие и передает его на рулевой привод.
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53-12 представляет собой закрепленный на размещенном в рулевой колонке валу рулевого колеса и установленный в картере с крышкой на роликовых подшипниках глобоидный червяк и трехгребневый ролик, закрепленный в головке вала рулевой сошки на шарикоподшипниках. Регулировка конических подшипников проводится прокладками. Регулировка зазора в зацеплении выполняется винтом, фиксируемым стопорной шайбой и гайкой.
Рулевой механизм автомобилей ЗИЛ приводится в действие валом рулевого колеса через карданный вал и имеет две рабочие пары — винт, с гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки. Рулевой механизм объединен в одном агрегате с гидроусилителем. Картер рулевого механизма является одновременно цилиндром гидроусилителя. В цилиндре перемещается поршень-рейка, в котором укреплена установочным винтом шариковая гайка, получающая осевое перемещение при приложении усилия к рулевому колесу. Винтовая нарезка гайки и винта имеет полукруглое сечение, заполненное шариками, в результате чего уменьшается трение между винтом и гайкой.
Вращательное движение вала рулевого механизма в паре винт-гайка преобразуется в поступательное движение гайки, которая передает это движение поршню-рейке. На нижней поверхности поршня-рейки имеются зубья, образующие рейку, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором, изготовленным за одно целое с валом рулевой сошки. Корпус золотникового устройства, направляющего масло от насоса в полости Л и Б цилиндра гидроусилителя (в зависимости от направления вращения рулевого колеса), прикреплен к картеру рулевого механизма.
При движении автомобиля по прямой масло, поступающее от насоса в золотниковое устройство, проходит через шариковый клапан и возвращается по шлангу в насос гидроусилителя. При повороте рулевого колеса создается сопротивление повороту управляемых колес и на винте рулевого механизма возникает осевое усилие, которое стремится переместить золотник, укрепленный на винте, вправо или влево (в зависимости от направления поворота). Золотник, перемещаясь, открывает маслу доступ в ту или другую полость цилиндра гидроусилителя. Масло давит на поршень-рейку и тем. самым облегчает поворот колес автомобиля.
Для слива масла, а также улавливания попавших в масло металлических частиц в нижней части картера имеется пробка. Насос гидроусилителя лопастного типа приводится в действие от коленчатого вала двигателя клиновидным ремнем через шкив. Для поддержания необходимого давления масла в системе гидроусилителя рулевого привода в насосе имеются два перепускных клапана.
Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-4331 отличается от рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-431410 регулируемой по длине и наклону колонкой (рис. 3). Корпус колонки закреплен на кронштейне 8, который крепится четырьмя болтами к кабине. Механизм фиксации колонки по углу наклона состоит из рейки, прикрепленной двумя болтами, и входящего с ней в зацепление сектора, скользящего в направляющих корпуса. Сектор прижимается к рейке эксцентриком, который управляется маховичком, а выводится из зацепления пружиной. Механизм фиксации высоты колонки состоит из зажима и винта, который управляется маховичком и прижимает трубу рулевого колеса к корпусу.
Рулевой привод. Привод (рис. 4) состоит из рулевой сошки продольной рулевой тяги, верхнего рычага левой поворотной цапфы и рулевой трапеции, образуемой рычагом и тягой с балкой оси.
Рулевые тяги соединяются при помощи шарниров (рис. 5). Шарниры продольных и поперечных рулевых тяг имеют аналогичную конструкцию и состоят каждый из шарового пальца, вкладышей (у автомобилей ГАЗ-53-12 и ЗИЛ-4331) или сухарей (у автомобилей ЗИЛ-431410), обжимающих шаровую голову пальца, пружины и пробки. Пружина обеспечивает автоматическое устранение зазоров при износе деталей шарнира. Резьбовые пробки позволяют регулировать шарнирное соединение.
В шарнирах автомобилей ГАЗ-53-12 и ЗИЛ-431410 имеются масленки для смазки. В шарниры автомобиля ЗИЛ-4331 при сборке закладывается запас смазки Литол-24, который при эксплуатации не требует пополнения.
Поперечная рулевая тяга имеет завинчивающиеся наконечники соответственно с правой и левой резьбой, что позволяет вращением тяги изменять ее длину и тем самым регулировать схождение колес.
—
Рулевой механизм может представлять собой червячную, винтовую, кривошипную, зубчатую передачи или комбинацию таких передач. Наибольшее распространение получил рулевой механизм в виде червячной передачи с червяком глобоидальной формы. К этому типу относят рулевые мез&низмы легковых и многих грузовых автомобилей ГАЗ.
Рулевые механизмы с двухгребневым роликом на шарикоподшипниках имеют автомобили ГАЗ-69 и автобусы ПАЗ-672. Рулевым механизмом с трехгребневым роликом на игольчатых подшипниках снабжены грузовые автомобили ГАЗ-63А и ГАЗ-66. Рулевое колесо закреплено на верхнем конце вала. На противоположном конце вала на шлицы напрессован глобоидальный червяк, опирающийся на конические роликоподшипники. В зацеплении с червяком находится трехгребневой ролик, посаженный на двух игольчатых подшипниках, между которыми помещена распорная втулка. Ось ролика закреплена в вильчатом кривошипе вала сошки. Картер рулевого механизма прикреплен болтами к левому лонжерону рамы.
На верхнем конце рулевого вала расположена кнопка сигнала, провод от которой проходит внутри рулевого вала в трубке. Между трубкой и валом установлен сальник, поджимаемый пружиной. Вал сошки уплотнен сальником. Сошка на конических шлицах вала укреплена гайкой. Вал имеет сдвоенные шлицы, обеспечивающие правильность установки сошки под необходимым углом. На картере рулевого механизма сделаны выступы, служащие упорами для ролика при поворотах сошки из среднего положения в крайние на угол 45°.
Осевой зазор подшипников регулируют изменением числа картонных (толщиной 0,25 мм) со специальной пропиткой и пергаментных (толщиной 0,10—0,12 мм) прокладок под крышкой картера. Зацепление червяка и ролика регулируют, не разбирая рулевого механизма, винтом, в паз которого входит хвостовик вала сошки. Оси ролика и червяка лежат в разных плоскостях, поэтому для уменьшения зазора в зацеплении достаточно переместить вал сошки в сторону червяка, ввертывая винт. Для фиксирования регулировочного винта служат стопорная шайба, штифт и навернутая на винт гайка. Аналогичное устройство имеет рулевой механизм автомобиля ГАЗ-24 «Волга».
Другим распространенным типом рулевого механизма является винтовая передача с циркулирующими шариками и зубчатым зацеплением.
Комбинированный рулевой механизм автомобиля MA3-5335 представляет собой винт, проходящий внутри гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. В винтовые канавки между гайкой-рейкой и винтом при сборке заложено два ряда шариков, создающих два непрерывных потока. Потоки шариков в винтовых канавках ограничены направляющими. Высокая точность деталей механизма обеспечивает легкое и плавное вращение винта в гайке-рейке.
Сектор рулевого механизма, изготовленный как одно целое с валом сошки, установлен на игольчатых подшипниках. Зубья сектора выполнены с переменной по длине толщиной, что позволяет регулировать зазор в зацеплении с рейкой, перемещая в осевом направлении сектор регулировочным винтом. Винт в сборе с валом сектора ввертывают в боковую крышку картера и крепят контргайкой. Регулировочный винт упирается в опорную пластину и удерживается гайкой. Контргайка фиксирует положение винта после регулировки.
Для правильной установки сошки на торце вала сектора нанесена метка, которую при сборке совмещают с меткой на сошке. Винт вращается в двух роликоподшипниках и соединяется с рулевым колесом карданным шарниром и валом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевой механизм и рулевой привод"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы