Технологический процесс сборки машин заключается в проведении совокупности операций в определенной последовательности по соединению отремонтированных или изношенных в пределах допуска деталей для получения изделия (машины), полностью соответствующего техническим требованиям. До выполнения сборочных операций на предприятии осуществляются подготовительные работы, состоящие из ознакомления с технологическим процессом и техническими условиями сборки и регулировки отдельных узлов и агрегатов или машины в целом.
При сборке резьбовых соединений обращают внимание на состояние резьбы, которая не должна иметь выкрошенных и смятых ниток. Не допускается устанавливать болты и шпильки, имеющие погнутые или сильно изношенные стержни. Разрешается использовать при сборке болты и шпильки со срывами или износами только двух крайних ниток резьбы.
Обычно затяжка резьбовых соединений выполняется при параллельном расположении скрепляемых поверхностей. Перед постановкой болта смещение осей отверстий не должно превышать разности диаметров отверстия и болта. При необходимости допускается развертывание отверстий. В ответственных сопряжениях зазор между болтом и отверстием находится в пределах 0,1 — 0,2 мм, а в обычных 0,5 мм на каждые 10 мм диаметра болта.
Болты и шпильки завертываются в чугунные детали на глубину не менее 1,1 диаметра резьбы, а в остальные детали — на глубину не менее 0,8 диаметра резьбы. Конец болта или шпильки должен выступать из гайки на 1—3 нитки резьбы. Затяжку болта или гайки производят ключами соответствующего размера без применения дополнительных удлинителей рычага.
Для предохранения резьбовых соединений от самоотвинчивания в результате действия вибрации и динамических нагрузок предусматривают их стопорение. Для этого применяют контргайки, деформируемые и пружинные шайбы, шплинты и пр.
Контргайки следует затягивать после постановки основной крепежной гайки. Устанавливать деформируемую шайбу необходимо таким образом, чтобы усик входил в паз вала и предохранял деталь от проворачивания. Край стопорной шайбы, отгибаемый на грань гайки или болта, должен плотно прилегать к ней.
—-
Детали, поступающие на сборку и прошедшие дефектацию, не должны иметь на соприкасающихся поверхностях задиров, царапин и рисок. Основные размеры деталей должны соответствовать техническим условиям. Поверхности деталей следует окрашивать до сборки.
Сборка отдельных узлов ведется на верстаках, а тяжелых агрегатов — на специальных стендах. Сначала устанавливают базовые детали, относительно которых располагают и закрепляют остальные детали. Базовая деталь при сборке двигателя внутреннего сгорания — блок цилиндра. Небазовые детали подбирают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая точность сборки соединений.
При сборке резьбовых соединений резьба не должна иметь выкрошенных и смятых ниток. Не допускается устанавливать болты и шпильки, имеющие погнутые или сильно изношенные стержни. Разрешается использовать при сборке болты и шпильки со срывами или износами только двух крайних ниток резьбы. Грани головок болтов и гаек не должны быть смяты и должны находиться в таком состоянии, чтобы ключ надежно захватывал головку и не поворачивался при затяжке.
Болты и шпильки завертываются в чугунные детали на глубину не менее 1,1 диаметра резьбы, а в остальные детали на глубину не менее 0,8 диаметра резьбы. Конец болта или шпильки должен выступать из гайки на 1>—3 нитки резьбы.
Если детали соединяют большим числом гаек, то их следует затягивать в определенной последовательности, чтобы не вызывать перекоса. Сначала затягивают средние гайки, затем — соседние слева и справа, постепенно приближаясь к концам. При расположении болтов по окружности гайки затягивают крест-нэкрест. Гайки необходимо затягивать постепенно, т. е. сначала дать неполную затяжку, а затем в принятой последовательности за два-три прохода затянуть полностью все гайки. Для уплотнения соединения под скрепляемые поверхности ставят прокладки из легко деформируемого материала (картона, паранита и пр.).
Картонные прокладки, предназначенные для предотвращения подтекания воды, покрывают суриком. Неравномерность толщины картонной прокладки допускается не более 0,1 мм на всей ее длине. Прокладки для предотвращения подтекания масла следует устанавливать сухими. Разрешается их смазывать маслом или суриком для удобства постановки.
Контргайки следует затягивать после постановки основной крепежной гайки. Деформируемую шайбу устанавливают таким образом, чтобы усик входил в паз вала и предохранял деталь от поворачивания. Край стопорной шайбы, отгибаемой на грань гайки или болта, должен плотно прилегать к ней. Головка шплинта должна утопать в прорези гайки, а концы его следует развести по оси болта (один на болт, другой на грань гайки). Трещины и надломы концов шплинта в местах перегиба не допускаются. Не разрешается вместо шплинтов применять проволоку или гвозди.
При сборке шпоночных соединений предварительно подгоняют шпонку к пазу вала и к пазу отверстия ступицы насаживаемой детали. Затем легкими ударами медного молотка шпонку устанавливают в паз вала и после проверки щупом отсутствия бокового зазора насаживают на вал охватывающую деталь. Радиальный зазор проверяют между охватывающей деталью и валом. В шпоночных соединениях контролируют плотность посадки детали на валу. Деталь не должна легко перемещаться вдоль вала или покачиваться в радиальном направлении. Биение должно находиться в пределах допуска.
Шлицевые соединения, изготовляемые с высокой точностью, не требуют подгонки. В легкоразъемных и подвижных шлицевых соединениях детали устанавливают на место под действием небольших усилий и даже от руки. Охватываемую деталь проверяют на биение и качение. В правильно собранном узле не допускается качение или смещение детали относительно вала под действием нагрузки, приложенной от руки. Сопряжение шлицев в соединениях проверяют на краску.
В тугоразъемных соединениях охватывающую деталь устанавливают с помощью пресса. Собирать такие соединения с использованием молотка не рекомендуется. При необходимости следует подогревать охватывающую деталь до 80—120 °С. Собранное соединение проверяют на биение.
Сборка узлов с подшипниками качения требует принятия мер против защемления шариков и роликов, которое может возникнуть в результате уменьшения радиального зазора. Так как подшипник сопрягается по двум поверхностям (с валом по внутреннему кольцу и с корпусом по наружному), то необходимо следить, чтобы суммарный натяг не оказал вредного воздействия на работоспособность узла.
При постановке шарико- или роликоподшипников следует тщательно промыть подшипник в керосине или дизельном топливе, просушить и смазать тонким слоем смазочного материала; посадочные поверхности сопрягаемых деталей промыть, насухо протереть и смазать; при установке на вал подшипники, имеющие посадку с натягом, нагреть в водо-масляной ванне до температуры 90—100 °С; в процессе напрессовки на вал усилие прикладывать к внутреннему кольцу, а при запрессовке в гнездо — к наружному (следует пользоваться прессом, винтовым приспособлением и др.); напрессовать подшипник до упора в стопорное кольцо или заплечики вала; сразу после установки смазать маслом, применяемым для подшипников в условиях эксплуатации. Установленный подшипник должен вращаться без заедания.
Сборка неразъемных подшипников скольжения заключается в установке втулки в корпус, фиксировании ее от проворачивания и подгонке отверстия по валу. Перед запрессовкой втулки проверяют состояние сопрягаемых поверхностей и при наличии задиров, рисок их удаляют. Втулки запрессовывают вручную при помощи молотка и накладки или под прессом, предварительно покрыв смазочным материалом поверхность, контактирующую с корпусом. Если втулки имеют отверстия для смазки, то их следует установить таким образом, чтобы последние совпали с соответствующими отверстиями в корпусе.
Перед монтажом разъемных подшипников проверяют качество заливки вкладышей и правильность их прилегания к корпусу. При необходимости плотность прилегания вкладыша к корпусу оценивают по краске и с помощью щупа. В местах сопряжения подшипника с корпусом щуп 0,05 мм не должен проходить. При проверке на краску пятно отпечатка не допускается менее 70—80% поверхности подшипника.
Вкладыши устанавливают в корпус и крышку с небольшим натягом или по скользящей посадке. Вкладыш сажают на место легкими ударами деревянного молотка, причем удары наносят через деревянную или алюминиевую прокладку, укладываемую на обе поверхности разъема. Вкладыши автомобильных двигателей устанавливают в гнезда вручную. Строгая соосность подшипников достигается совместной расточкой всех отверстий. После укладки вала в подшипники вкладыши должны хорошо прилегать к шейкам вала. В тонкостенных вкладышах хорошее прилегание обеспечивается высокой точностью изготовления. При сборке тонкостенных вкладышей имеет место натяг при посадке их в гнезда. Натяг создает полное прилегание вкладыша к гнезду и необходимую прочность сопряжения, не вызывая остаточных деформаций. У подшипников с толстостенными вкладышами хорошее прилегание достигается расточкой вкладышей. При нормальной расточке пятно контакта вала и вкладышей должно составлять не менее 75—85% поверхности подшипника и с нижним вкладышем вал должен соприкасаться по дуге окружности, равной 60—180°.
Технологический процесс сборки зубчатых передач включает: установку зубчатого колеса на вал, монтаж валов с зубчатыми колесами в механизме или редукторе, регулировку зацепления зубчатых колес. Зубчатое колесо крепят на валу с помощью шпоночного или шлицевого соединения. Перед постановкой валов с зубчатыми колесами следует тщательно замерять расстояния между осями валов, так как непараллельность и перекос валов часто являются причиной поломок зубчатых передач.
В зубчатых передачах большого модуля при сборке зазоры контролируют свинцовыми пластинками, закладываемыми по длине зуба. При вращении зубчатого колеса и шестерни пластинка деформируется, и по толщине сплющенной части определяют боковой зазор между зубьями. Для проверки площади контакта зубьев при необходимости зубья проверяют на краску.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сборка отдельных узлов машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы