Привод передних ведущих колес осуществляется двумя шарнирными валами – правым и левым. Конструктивно оба вала одинаковые и отличаются только длиной. Правый вал длиннее левого. На стержне правого вала может быть установлен гаситель крутильных колебаний.
Шарнирный вал (правый или левый) представляет собой узел, который состоит из двух шарниров равных угловых скоростей – наружного и внутреннего.
Наружный шарнир состоит из корпуса, сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. В корпусе шарнира и во внутренней обойме сделаны канавки для размещения шариков. Канавки в продольной плоскости выполнены по радиусу, что обеспечивает необходимый угол поворота наружного шарнира. Внутренняя обойма насажена на шлицы вала и удерживается на нем стопорным кольцом. При сборке шарнира все внутренние поверхности тщательно смазываются специальной пластичной смазкой в количестве 80 г. Оставшаяся смазка закладывается внутрь шарнира. Для защиты шарнира от загрязнения на него надевают гофрированный резиновый чехол. Герметичность чехла обеспечивается двумя стяжными хомутами.
Внутренний шарнир состоит из корпуса, трех роликов, надетых на цапфы трехшиповика, запрессованного на шлицевую часть вала шарниров. Трех-шиповик на валу удерживается от выпадания плоским стопорным кольцом. Между роликами и пальцами установлены иголки. Осевое перемещение иголок и ролика на пальце ограничивается запорными шайбами, а от выпадания из кольца ролик удерживается стопорным кольцом. Во внутренней части корпуса выполнены сферические дорожки под ролики, что позволяет роликам с трехшиповиком перемещаться в продольном направлении. Это необходимо для компенсации перемещений, вызванных колебаниями передней подвески и силового агрегата. Кроме продольных перемещений, трехшиповик с роликами в корпусе обеспечивает необходимый угол поворота внутреннего шарнира. При сборке в шарнир закладывается специальная пластичная смазка массой 100 г. Для защиты от загрязнений внутренний шарнир так же, как и наружный, защищен чехлом.
Рис. 1. Шарнирный вал:
а — внутренний шарнир; б — наружный шарнир;
1 — вал шарниров; 2 — малый хомут; 3 — чехол; 4 — стопорное кольцо; 5 — ролик; 6 — иголка подшипника; 7 — большой хомут; 8 — стопорное кольцо запорной шайбы; 9 — трехшиповик; 10 — запорная шайба игольчатого подшипника; 11 — гряэеотражатель внутреннего шарнира; 12 — корпус внутреннего шарнира; 13 — корпус наружнЬго шарнира; 14 – гряэеотра-жатель наружного шарнира; 15 — стопорное кольцо; 16 — сепаратор; Т 7 — шарик; 18 — обойма внутренняя
Шарнирные валы шлицевой частью внутреннего шарнира входят в зацепление с полуосевой шестерней главной передачи и фиксируются в шестерне стопорным кольцом. Наружный шарнир шлицевой частью соединяется со ступицей переднего колеса и крепится гайкой. Шарнирные валы на протяжении 150 000 км пробега не требуют технического обслуживания. Техническое обслуживание ограничивается только осмотром и контролем состояния резиновых чехлов через каждые 15 000 км пробега. Закладываемая в шарниры специальная пластичная смазка гарантирует нормальную и долговечную работу шарниров при температуре от – 40 “С до +70 “С. При езде по пересеченной местности с неблагоустроенным дорожным покрытием следует чаще осматривать состояние чехлов, а также иметь в виду, что при поврежденном чехле в шарнир попадают вода и грязь, вызывая коррозию деталей и интенсивный износ и разрушение шарнира. Поврежденные чехлы немедленно заменить новыми с предварительной разборкой, заменой смазки и сборки шарнира.
Рис. 2. Шарниры привода колес, дифференциал и ступица:
1 — левый шарнирный вал в сборе; 2 — манжета; 3 — подшипник; 4 — коробка дифференциала; 5‘— шестерня полуоси; 6 — стопорное кольцо; 7 — ось сателлитов; 8 — сателлит; 9 — ведущая шестерня спидометра; 10 — правый шарнирный вал; 11 — внутренний грязеотражатель; 12 — картер сцепления; 13 — картер коробки передач; 14 — внутренний грязеотражатель; 15 — фланец ступицы; 16 — ступица; 11 — стопорное кольцо подшипника; 18 — поворотный кулак; 19 — подшипник ступицы; 20 — промежуточная шайба; 21 — грязеотражатель поворотного кулака; 22 — наружный грязеотражатель; 23 — болт крепления шарового пальца (клеммное соединение); 24 — палец шарового шарнира; 25 — грязеотражатель ступицы; 26 — болт крепления фланца; 27 — гайка ступицы; 28 — шайба; а — места стопорения гайки вдавливанием юбки гайки в пазы вала
Снятие и установка шарнирных валов. Для снятия шарнирных валов с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:
— установить надежно на подставки передок автомобиля и снять колеса;
— включить передачу заднего хода и отвернуть гайку крепления наружного шарнира вала к ступице;
— отвернуть гайку болта крепления шарового пальца к поворотному кулаку, вынуть болт и палец из клеммы.
Если необходимо снять левый шарнирный вал, следует повернуть рулевое колесо вправо. При снятии правого шарнирного вала – повернуть рулевое колесо влево. При этом повернувшийся поворотный кулак позволит снять шлицевую часть шарнирного вала со ступицы. Если шарнирный вал свободно не выходит из ступицы, следует, ударяя по торцу вала, через выколотку из цветного металла выбить его из ступицы. Чтобы шарнирный вал при его снятии со ступицы, не упал на пол, его следует подвязать, зацепив любым проволочным крючком за перемычку окна, предусмотренного для рулевой тяги.
Рис. 3. Съемник ударного действия для демонтажа шарнирных валов из главной передачи:
а — для левого шарнирного вала; б — для правого шарнирного вала
Дальнейшие работы по снятию шарнирного вала из дифференциала производятся с помощью специального приспособления. Для этого надо установить приспособление, как показано на рис. 3, захватив за корпус шарнира так, чтобы при выпрессовке не повредить резиновый чехол. Усилие выпрессовки 190…340 кгс.
ВНИМАНИЕ! Во избежание проворачивания полуосевых шестерен внутри дифференциала и падения их в картер (потеря соосности шестерни и отверстия в картере дифференциала) категорически запрещается одновременный демонтаж обоих шарнирных валов.
После демонтажа одного из шарнирных валов необходимо сразу поставить транспортную заглушку (или пробку с удлинителем) для фиксации полуосевой шестерни.
Снятый с автомобиля шарнирный вал надо тщательно промыть, заменить изношенные или поврежденные детали (разборка и сборка описана ниже) и установить в обратной последовательности на автомобиль.
Перед установкой шлицевого конца вала в дифференциал в обязательном порядке заменить стопорное кольцо новым, так как старое кольцо при монтаже будет удерживать вал в шестерне с меньшим усилием. Стопорное кольцо снимается с вала и устанавливается на вал при помощи специального приспособления. Для установки стопорного кольца на шарнирный вал необходимо надеть приспособление на вал, затем завести один конец кольца в канавку вала, а второй конец кольца завести под. носок приспособления. Поворачивая приспособление и перемещая его к шарниру, надеть кольцо в канавку вала. Снятие кольца выполняется в обратной последовательности. Предварительно заостренным стальным стержнем диаметром 1,5..г2 мм вывести конец из паза, затем, поворачивая и перемещая наружу приспособление, снять кольцо.
При установке шарнирного вала в дифференциал необходимо смазать шлицевый конец и стопорное кольцо пластичной смазкой, установить кольцо в канавке так, чтобы оно не провисало и было концентрично наружной поверхности. Необходимое усилие при запрессовке вала в дифференциал можно прикладывать к торцу наружного шарнира, сориентировав его соосно с осью шарнирного вала и осью корпуса. При этом следует соблюдать осторожность – не повредить торец наружного шарнира и резиновые чехлы.
После установки наружного шарнира в ступицу колеса надеть шайбу, завернуть новую гайку, затянуть и законтрить.
Разборка и сборка шарнирного вала. Шарнирный вал имеет сложную конструкцию и много точно изготовленных и собранных деталей. Разборку шарниров следует выполнять только при появлении повышенных шумов в процессе езды, при разрушении чехлов и попадании в шарниры пыли и влаги. Перед разборкой необходимо тщательно промыть от пыли и грязи шарниры и насухо протереть чистой, сухой ветошью.
При демонтаже и монтаже внутреннего шарнира необходимо сохранить первоначальное положение сопряженных деталей внутреннего шарнира: ролик с иголками – цапфа трехшиповика -корпус шарнира. На трех цапфах могут находиться иглы различных сортировок. Ни в коем случае нельзя поменять (перепутать) иглы одного роликового шарнира с другим. При разборке внутреннего шарнира необходимо нанести метки (краской на Корпусе и цапфе трехшиповика), чтобы при монтаже ролики попали на свои дорожки. Чтобы ролики с иголками не выпали из цапф трехшиповика, следует закрепить их временно клейкой лентой.
Рис. 4. Приспособление для установки (а) и снятия (б) стопорного кольца на внутреннем шарнире шарнирного вала:
1 — приспособление; 2 — шарнирный вал; 3 — стопорное кольцо
Наружный шарнир не рекомендуется разбирать, так как приработанные по месту шарики (корпус, сепаратор, обойма) при сборке могут попасть на другую направляющую дорожку.
Порядок разборки шарнирного вала следующий:
— закрепить в тиски шарнирный вал, подложив под губки защитные колодки;
— снять с наружного Шарнира хомуты (малый и большой) крепления чехла и сдвинуть чехол по валу;
— удалить с поверхности шарнира смазку, затем подставить к торцу обоймы (со стороны шариков) пластину из цветного металла и, ударяя по пластине молотком, выпрессовать шарнир из вала.
При выпрессовке шлицевую часть шарнира надо удерживать соосно с валом, чтобы при ударах не повредить сепаратор; снять с вала чехол наружного шарнира, затем, сняв с внутреннего чехла хомуты, сдвинуть чехол по валу и, выполнив необходимые меры по удержанию роликов на цапфах и маркировке их положения (как описано выше), снять с вала корпус шарнира.
Тщательно промыть детали внутреннего шарнира а, проверить их состояние, поврежденные или слишком изношенные детали заменить новыми.
При значительном износе или повреждении деталей наружного шарнира заменить шарнир в сборе с заменой стопорного кольца новыми.
При установке на вал чехлов необходимо смазать слегка вал смазкой и удалить стопорное кольцо 16, чтобы не повредить чехлы. При монтаже необходимо соблюдать чистоту устанавливаемых деталей, применять смазку, в количестве: для внутреннего шарнира 100 г, для наружного 80 г.
Если шарнирный вал разбирался только из-за повреждения резиновых чехлов, то в обязательном порядке необходимо промыть шарниры и заложить в них свежую смазку. Надежно закрепить чехлы хомутами. На шарнирах установить хомуты разового пользования. Допускается применять большие хомуты вместо малых. Применение других типов стяжных хомутов допускается, если гарантирована высокая надежность уплотнения и целостность чехла при креплении. При установке защитных чехлов обратить внимание на правильную их посадку; складки на чехле не должны быть сдавлены и скручены. Не допускать установку чехлов внутреннего шарнира на наружный шарнир, и наоборот. После сборки шарнирного вала проверить прочность посадки внутренних грязеотражателей на корпусах шарниров. Грязеотражатель не должен проворачиваться; более плотная посадка грязеотражателя осуществляется нанесением мелкого кернения на посадочное место грязеотражателя с последующей его запрессовкой на корпус.
Таблица 9. Номинальные размеры, предельные износы, зазоры и натяги в основных сопряженных деталях сцепления, коробки передач и дифференциала
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Шарнирные валы (полуоси) ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы