Система охлаждения служит для отвода теплоты от деталей двигателя, нагревающихся при работе. Возможно воздушное и жидкостное охлаждение двигателей. В двигателях отечественных автомобилей (кроме автомобиля «Запорожец») применяется жидкостная система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
В систему охлаждения (рис. 1) входит рубашка охлаждения головок цилиндров, рубашка охлаждения блока цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, сливные краны, жалюзи, указатель температуры охлаждающей жидкости и соединительные патрубки.
В качестве охлаждающей жидкости используется вода или жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз.
При принудительной системе охлаждения двигателя водяной насос создает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашки охлаждения, патрубки, шланги и радиатор.
Интенсивность охлаждения регулируется при помощи жалюзи и термостата.
Радиатор отдает воздуху теплоту от охлаждающей жидкости и состоит из верхнего (рис. 2) и нижнего бачков, соединенных вертикальными трубками. Нагревшаяся охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения двигателя поступает в верхний бачок, откуда по трубкам — в нижний бачок. Для лучшего охлаждения трубки соединены тонкими поперечными пластинками, которые одновременно повышают прочность радиатора.
В закрытой системе охлаждения пробка радиатора имеет двойной паровоздушный клапан — впускной (воздушный) и выпускной (паровой).
Жалюзи установлены впереди радиатора и служат для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор. Они состоят из пластин, шарнирно укрепленных в верхней и нижней частях. Управление (открытие и закрытие) жалюзи осуществляется рукояткой из кабины водителя посредством троса, рычага и тяги.
Водяной насос центробежного типа создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости и обычно располагается в передней части блока цилиндров.
Полость между шариковыми подшипниками вентилятора и водяного насоса заполняют смазкой. Ступица И вентилятора закреплена на валу при помощи разрезной конусной втулки 10, шпонки и гайки со шплинтом. Такое крепление позволяет при ослаблении посадки подтягивать ступицу шкивов.
Подшипники вала водяного насоса и вентилятора смазываются прессмасленку до тех пор, пока свежая смазка не начнет выхолить через контрольное отверстие.
Термостат служит для автоматического регулирования тем-патуры воды в системе охлаждения двигателя. Они могут быть жидкостные (ГАЭ-53А, ГАЗ-24 «Волга») и с твердым наполнителем /ВАЗ-2101 «Жигули», ЗИЛ-130).
Геомостат с твердым наполнителем (рис. 5, а) имеет баллон, заполненный церезином (нефтяным воском) и закрытый резиновой диафрагмой. При температуре 70—83 °С церезин плавится и, расширяясь, перемещает вверх диафрагму, буфер и шток. При этом открывается заслонка термостата и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор (рис. 5, б).
Снижение температуры вызывает затвердевание церезина и уменьшение его объема. Под действием возвратной пружины заслонка закрывается, а диафрагма опускается вниз. Охлаждающая жидкость через перепускной шланг, соединенный с всасывающей полостью водяного насоса, циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
Для контроля за температурой жидкости в системе охлаждения служат сигнальные лампы и указатели, расположенные на щитке приборов. Датчики контрольных приборов помещаются в головках цилиндров, верхнем бачке радиатора или водяном канале впускного трубопровода двигателя. В качестве примера на рис. 2 показан датчик лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости.
Основные не исправности системы охлаждения. Признаками неисправной работы системы охлаждения двигателя являются подтекание жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя. Перегрев двигателя может произойти из-за недостатка воды в системе охлаждения, пробуксовки ремня привода вентилятора и водяного насоса, загрязнения или отложения накипи в системе или вследствие неправильной работы термостата.
Переохлаждение двигателя, как правило, происходит из-за неправильной работы термостата. При отрицательных температурах воз-Духа переохлаждение двигателя может произойти, если не принять предохранительных мер (не прикрыть жалюзи, не надеть утеплительный чехол).
—
Возможные неисправности. Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости.
Причинами перегрева двигателя могут быть неисправности других систем и механизмов автомобиля, например, позднее зажигание (впрыск топлива), чрезмерно бедная горючая смесь, нарушение регулировки тормозов и другие, которые также должны быть устранены.
Регламентные работы. При ежедневном обслуживании: проверяют и при необходимости подтягивают крепление деталей; устраняют появившиеся течи в системе.
При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса.
При ТО-2 проверяют работу жалюзи, состояние подшипников валика водяного насоса, подтягивают крепление вентилятора и радиатора.
При сезонном обслуживании промывают систему. При подго^ товке к зимней эксплуатации проверяют состояние и работу пускового подогревателя, термостата.
Регулировка натяжения приволных ремней Регулировку натяжения ремней привода вентилятора и водяного насоса производят:
— перемещением генератора на двигателях ЗМЗ-24Д, УАЗ-451, КамАЗ;
— перемещением генератора и насоса гидравлического усилителя рулевого управления на двигателях ЗИЛ;
— перемещением натяжного ролика на двигателе 3M3-53. Схема проверки и прогиб ремней приведены на рис. 6. Усилие для проверки натяжения ремней 3,5—4,5 кгс прикладывают к середине ветви ремня. Для проверки натяжения ремней привода вентилятора и водяного насоса применяют линейку-динамометр мод. К403 или КИ8920.
На двигателях ЯМЗ-236, -238 натяжение ремня привода водяного насоса регулируют изменением числа стальных шайб, устанавливаемых между ступицей и съемной боковиной шкива водяного насоса.
Промывка системы охлаждения. Для удаления шлама (механических примесей и продуктов коррозии) систему охлаждения промывают водой 2 раза в год (весной и осенью), а также после обкатки нового автомобиля. Для этого отсоединяют радиатор от двигателя, снимают термостат и открывают или вывертывают сливные краники. Промывку производят струей воды под давлением 1.5—2,0 кгс/см2 раздельно рубашку охлаждения и радиатор в направлении, обратном направлению циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Промывку производят до появления чистой воды. С целью улучшения качества и ускорения процесса промывки одновременно с водой в систему подают для вспенивания воздух под давлением не более 1 кгс/см2.
Для удаления накипи систему охлаждения промывают специальными растворами. Систему охлаждения двигателей ЗМЗ и УАЗ рекомендуется промывать раствором хромпика (4—8 г на 1 л воды). Раствор заливают в систему охлаждения и работают с ним в течение месяца, после чего сливают. Раствор с концентрацией хромпика менее 4 г на 1 л воды применять нельзя, так как это усиливает коррозию.
Для удаления накипи из системы охлаждения двигателей ЗИЛ и ЯМЗ рекомендуется применять раствор технического трилона Б в воде (20 г трилона на 1 л воды). Раствор заливают в систему, после отработки на нем 6—7 ч сливают и заливают свежий. Промывка продолжается в течение 4—5 дней. После окончательной промывки в систему заливают водный раствор трилона с содержанием 2 г трилона на 1 л воды.
Для промывки системы охлаждения двигателей ЯМЭ-236, -238, КамАЗ-740 рекомендуется и такой раствор: в деревянную или железную бочку на 150 л налить 30—40 л воды, растворить в ней 2,5 кг уротропина, затем долить еще 20—30 л воды. На открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении в стеклянной посуде растворить 6 л ингибитора ПБ-5 в. 5 л синтетической 31%-ной или технической 27,5%-ной соляной кислоты, полученный раствор влить в бочку с растворенным уротропином и долить воду до общего объема 100 л, добавить 2,5 кг пеногасителя и тщательно перемешать деревянной мешалкой. Хранят раствор не более 7 дней.
Для удаления накипи предварительно промывают систему охлаждения теплой водой, снимают термостаты, на пароотводную трубку надевают резиновый шланг для отвода газов и пены. Заливают в систему раствор, пускают двигатель и прогревают его до 65—70 °С. По истечении 10—15 мин сливают раствор и дважды промывают систему чистой подогретой водой при работающем двигателе в течение 5—10 мин. Затем систему заполняют подогретым раствором, содержащим 5 г безводной соды и 5 г хромпика на 1 л воды, и при работающем двигателе промывают систему в течение 15 мин.
Окончательно промывают систему чистой подогретой водой в течение не менее 10 мин при открытых сливных кранах и отсоединенном нижнем шланге радиатора.
Проверка термостата. Для проверки термостат снимают с двигателя, проверяют плотность прилегания клапанов к седлам, очищают от накипи. Поместив термостат в ванну с подогреваемой водой, проверяют момент начала и полного открытия клапана. Начало открытия должно происходить при 65—72 °С, полное открытие — при 80—85 °С. Неисправный термостат заменяют.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения двигателя автомбиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы