Система показателей, определяющих эффективность машин, базируется на математических моделях, которые представляют собой зависимости, позволяющие рассчитать эффективность работы объекта или отдельных его элементов.
Показатель эффективности оценивает степень приспособления системы к выполнению поставленных технологических задач при экономии энергетических, материальных, трудовых и экологических ресурсов по сравнению с существующими методами и средствами ведения работ. На этапе проектирования показатели рассчитывают по теоретическим зависимостям, на этапе эксплуатации по величинам, непосредственно замеряемым в процессе производственного эксперимента.
Показатели, определяющие эффективность машины, разделяют на три группы: показатели, определяющие технические и эксплуатационные свойства объекта и качество; экономические показатели; показатели конкурентоспособности. С наибольшей полнотой эффективность машины-устанавливают по показателям первой и второй групп.
Показатели, определяющие технические и эксплуатационные свойства и качества (коэффициент их весомости К = 0,4). Классификационные показатели (К= 0,016) определяют принадлежность машины к той или иной типоразмерной группе. При оценке уровня конкурентоспособности машин эти показатели используют для выбора машины-аналога (эталона) и в дальнейшей оценке их не учитывают. Классификационные показатели содержат главный и несколько основных параметров машин, а также показатели, определяющие конструктивную разновидность машины (тип базового трактора, базового шасси и др.).
Показатели назначения и технико-экономические показатели (К = 0,072) характеризуют эксплуатационно-производственные возможности машины и уровень технического совершенства ее конструкции (мощность привода, скорости, высоту подъема, массу, количество видов сменного рабочего оборудования, производительность, удельные показатели и др.).
Показатели надежности (К = 0,076) характеризуют ресурс до первого капитального ремонта (или до списания, если машина не подвергается капитальным ремонтам); наработку на отказ; трудоемкость технического обслуживания и ремонта. Эти показатели существенно влияют на производительность и другие показатели.
Показатели технологичности (К = 0,036) характеризуют эффективность и рациональность конструктивных решений, составляющих основу конструкции машины. Показатели стандартизации и унификации (К = = 0,04) характеризуют насыщенность машины модульными, стандартными и унифицированными составными частями и определяются коэффициентами применяемости и повторяемости. Патентно-правовые показатели (К = 0,036) характеризуются критериями патентной чистоты и территориального распространения. Критерий патентной чистоты определяет возможность беспрепятственной реализации изделия за рубежом. В случае отсутствия патентной чистоты машина не является конкурентоспособной.
Эргономические (К = 0,026) и экологические (К = 0,03) показатели характеризуют соответствие машины нормированным санитарно-гигиеническим условиям работы машины при ее эксплуатации (вибрации, уровню шума в кабине, выделению вредных веществ и др.).
Показатели технической эстетики (К = 0,03) (по композиционной целостности формы, функциональной целесообразности формы и товарному виду) определяются экспертным методом. Показатели безопасности (А^ 0,038) характеризуют обеспечение безопасности при эксплуатации машины. Последние три показателя оцениваются для конкретных видов машин в основном в баллах. Показатели безопасности выбирают исходя из требований международных и национальных стандартов и норм, а также действующих законодательств стран, где эксплуатируется машина.
Показатели, определяющие экономические свойства (А=0,34) характеризуют затраты потребителя на приобретение машины (А = 0,16) (цена, транспортирование, монтаж, наладка и др.) и затраты на эксплуатацию (К = 0,18), включающие затраты на оплату труда’ обслуживающего персонала, на топливо и смазочные материалы, энергию, основные и вспомогательные материалы и др.
Конкурентоспособность машины определяют также показатели условий продажи, престижно-рекламного и сервисного обслуживания.
Систему показателей оценки эффективности машин формируют на базе анализа интегрального показателя – приведенных удельных затрат. Последний с учетом соответствующих связей и ограничений наиболее полно отвечает рассмотренным требованиям и позволяет оценить эффективность машины как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации.
Для получения системы показателей эффективности машин приведенные затраты определяют отдельно для каждой из основных подсистем машины. Для подсистемы энергетического обеспечения (двигатель) затраты пропорциональны установленной мощности N двигателей; для технологической подсистемы — пропорциональны массе машины М; для подсистемы жизнеобеспечения (кабина, элементы управления), затраты не зависят от Nn М; затраты на оператора и обслуживающий персонал пропорциональны массе машины и числу пр обслуживающих рабочих.
Полученное выражение является интегральным показателем и включает в себя обобщающие показатели и ряд частных показателей.
Важной величиной является обобщенный показатель оценки эффективности по снижению энерго- и материалоемкости, а также выработки одного рабочего
При учете выработки одного рабочего обобщенный показатель эффективности обратно пропорционален производительности в третьей степени. Это указывает на важность в системе оценки эффективности машин такого показателя, как производительность.
Анализ полученных выражений для интегрального показателя позволяет получить систему обобщенных, удельных, относительных и натуральных показателей, каждый из которых находится в иерархической связи с другими.
Показатель Zyfl (первого уровня оценки) интегральный, служит для технико-экономической оценки систем и машин, если известно, что коэффициенты удельных приведенных затрат Ъ-, для сравниваемых объектов в процессе разработки нового объекта существенно изменяются.
Показатель nNMn (второго уровня оценки) обобщенный, имеет то же значение, что и интегральный показатель первого уровня, но при условии, что для нового объекта по сравнению с эталонным коэффициенты приведенных удельных затрат на эксплуатацию и основные фонды существенно не изменяются. Этот показатель используют в качестве базового для оценки технического уровня машин и комплектов. Синтез этого показателя с коэффициентами качественных показателей целевого и ограничительного назначения позволяет получить обобщенный показатель оценки технического уровня системы. Показатель позволяет оценить экономию энергетических, материальных и трудовых затрат в комплексе.
Показатель Пмм (третьего уровня) также обобщенный, позволяет оценить экономию энергетических и материальных затрат в комплексе. Показатели N и Муд могут быть использованы для оценки основных групп подсистем машин и машины в целом или подсистем энергетического и технологического назначения. С помощью показателя NyR оценивается экономия энергетических затрат, а показателя Муд — экономия материальных затрат. Показатель иуд предназначен для оценки экономии трудовых ресурсов при работе новых комплектов и машин с учетом показателей надежности систем.
Показатель П позволяет оценить эффективность системы по увеличению производительности при использовании новой машины и является одним из важнейших в системе показателей. Все показатели более высокого ранга устанавливают только при известной производительности. Показатели Т, АуД, т?, 5, используют для оценки уровня отдельных характеристик систем при неизменных величинах, входящих в показатели более высокого уровня. Показатели АуД, 77,5 зависят от вида и технического назначения машины. Для машин, предназначенных для ремонта дорог при одинаковой их сложности, энергоемкости и производительности, одним из важнейших показателей этой группы является отношение массы исполнительных рабочих органов к общей массе машины.
При использовании системы показателей необходимо принимать во внимание следующие положения. Значение каждого из показателей определяют посредством прямого эксперимента в производственных условиях, математического моделирования на ЭВМ, если известны соответствующие математические выражения зависимости показателей от влияющих параметров, или физического и комбинированного моделирования на этапе поиска новых решений, когда отсутствуют готовые образцы машин натурального размера. Показатели, в которые входит производительность П (первого — седьмого уровней), могут быть определены на основании теоретической, технической и эксплуатационной производительности. Показатели с первого по седьмой уровень включительно могут быть определены с учетом надежности систем при использовании для расчетов эксплуатационной производительности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система показателей технико-экономической эффективности машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы