Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Система смазки двигателей автомобильных

Читать далее:




Система смазки двигателей автомобильных

Возможные неисправности. Внешними признаками неисправностей системы смазки являются отсутствие, пониженное или повышенное давление масла в системе, загрязнение масл^, течь масла в соединениях.

Техническое обслуживание. Заключается в проверке качества уровня масла в картере и его пополнении до нормы, замене отработавшего масла и промывке системы смазки, в замене фильтрующих элементов и промывке фильтров.

Уровень масла в картере двигателя замеряют при установке автомобиля на горизонтальной площадке после остановки двигателя через:
— 3—5 мин — для автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и УАЗ;
— 5—10 мин — для автомобилей МАЗ и КамАЗ.

Уровень масла необходимо проверять перед каждым выездом автомобиля из парка и по возвращении в парк, а также во время длительных рейсов при каждом осмотре в пути.

Смену масла производят, как правило, при ТО-2, но периодичность смены может быть изменена в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. Меняют масло в такой последовательности. Прогревают двигатель до температуры 70—90° С и сливают масло из картера в сосуд. Сливают отстой из корпусов масляных фильтров, разбирают и промывают их, заменяют сменные элементы. При сильном загрязнении масла промывают систему смазки: двигателя грузового автомобиля через две-три периодические смены масла, двигателя легкового автомобиля — через одну-две смены масла.

Для промывки применяют маловязкие масла, например масло индустриальное И-20А, или смесь, состоящую из 40—50% дизельного топлива и 60—50% моторного масла. Систему смазки двигателей легковых автомобилей промывают маслом ВНИИНП-ФД. Применять керосин для промывки системы смазки двигателеи нельзя.

Для промывки маловязкое масло (промывочную смесь) заливают в картер двигателя до уровня нижней метки на стержне масло-указателя, пускают двигатель и дают ему проработать на холостом ходу 8—10 мин (10—20 мин при применении масла ВНИИНП-ФД). Частота вращения коленчатого вала при промывке должна быть не более 600 об/мин для двигателей легковых и 800 об/мин — грузовых автомобилей. После промывки маловязкое масло сливают и заливают свежее масло в соответствии с картой смазки, пускают двигатель и после 3—5 мин работы останавливают. Через 3—5 мин выдержки доливают масло до нормы. Уровень масла должен находиться вблизи верхней метки на стержне маслоуказателя.

Масляные фильтры промывают керосином, протирают или обдувают сжатым воздухом при каждой смене масла.

Для очистки фильтра центробежной очистки масла снимают кожух, колпак и сетчатый фильтр. Снятые детали очищают от отложений, промывают и обдувают сжатым воздухом. Собирают фильтр в обратной последовательности, при этом соблюдают особую осторожность, чтобы не повредить прокладку и не допустить перекоса. Ротор должен вращаться на оси свободно.

Работу центробежного фильтра проверяют на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор центробежного фильтра должен вращаться в течение 2—3 мин, издавая характерное гудение.

В системе вентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги, очищают и промывают воздушный фильтр. Трубки и шланги вентиляции картера должны быть надежно “соединены между собой, шланги не должны иметь расслоений и разбуханий.

При движении автомобилей ГАЗ-24, УАЗ-451, ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 со скоростью 40—50 км/ч давление масла в системе смазки двигателя должно быть 2—4 кгс/см2, а при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу — не менее 0,5 кгс/см2. У прогретых двигателей ЯМЗ-236, -238 и КамАЗ-740 давление масла должно быть 4,5—5,0 кгс/см2 при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин.

Назначение системы смазки заключается в подводе, к трущимся деталям достаточного количества масла, необходимого для уменьшения трения между сопряженными деталями, охлаждения их поверхностей и удаления частиц металла, образующихся вследствие износа. Для смазки следует применять масла, рекомендуемые заводами-изготовителями, и только в исключительных случаях разрешается пользоваться заменителями.

В систему смазки двигателя входят: маслоналивная горловина, поддон картера, содержащий запас масла, масляный шестеренчатый насос, полнопоточный фильтр или центробежный маслоочиститель и масляный радиатор (двигатель МеМЗ), система масляных каналов, маслоизмерительный стержень, устройство для вентиляции картера и датчик с указателем давления масла или его температуры (МеМЗ).

В двигателях применяют комбинированную систему смазки, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между вращающимися деталями.

В двигателе «Москвич» под давлением смазываются: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, оси коромысел клапанов, кулачки и упорный фланец распределительного вала, шестерни привода масляного насоса и прерывателя-распределителя, ведомая звездочка и вту-. лочно-роликовая цепь привода распределительного вала. Разбрызгиванием смазываются: стенки цилиндров и поршни, поршневые пальцы, ведущая звездочка и устройство для натяжения втулочно-роликовой цепи, валик привода прерывателя-распределителя, стержни и направляющие втулки клапанов.

В двигателе ВАЗ коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и кулачки распределительного вала, подшипники вала, привода топливного насоса и прерывателя-распределителя получают смазку под давлением, а остальные детали смазываются маслом, вытекающим из зазоров и направленным разбрызгиванием (стенки цилиндров).

Схема смазки двигателя «Москвич» приведена на рис. 1. Из поддона картера масло, пройдя фильтрующую сетку масло-приемника, по трубке поступает в масляный насос, который под давлением нагнетает масло в полнопоточный фильтр. Из фильтра масло, очищенное от механических примесей и смолистых веществ, подается в главную магистраль, проходящую вдоль блока цилиндров. Из главной магистрали по каналам, просверленным в блоке, масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. Часть масла из коренных подшипников по каналам, просверленным в коленчатом валу, под давлением поступает к шатунным подшипникам. Проходя по сверлениям в шатунных шейках, масло подвергается центробежной очистке от механических примесей, которые осаждаются в специальных грязеуловителях. За каждый оборот происходит совпадение сверлений в шейках коленчатого вала с отверстиями нижних головок шатунов, и часть масла сильной струей выпрыскивается на стенки цилиндров, обеспечивая их смазку. По каналам масло под давлением поступает на смазку трущихся поверхностей деталей механизма газораспределения.

Рис. 1
1 — вкладыш подшипника; 2 — коленчатый вал; 3, 4 — каналы подачи масла к шатунному и коренному подшипникам; 5 — главная масляная магистраль; 6 — канал подвода масла к головке блока цилиндров; 7 — блок цилиндров; 8 — головка блока цилиндров; 9 — канал подвода масла к задней опорной шейке распределительного вала; 10— ось выпускных клапанов; 11 — подвод масла в канал осп выпускных клапанов; 12 — распределительный вал; 13 — коромысло; 14 — канал для смазки ступицы коромысла; 75 —канал подвода масла во внутреннюю полость распределительного вала; 16 — канал подвода масла к средней опорной шейке распределительного вала; — ось коромысел впускных клапанов; 18 — канал для смазки; 19 — ведомая звездочка привода механизма газораспределения; 20 — канал подвода масла во внутреннюю полость оси коромысел впускных клапанов; 21 — канал подачи масла к упорному фланцу распределительного вала и на втулочно-роликовую цепь; 22 — упорный фланец; 23 — канал подвода масла к передней опорной шайбе распределительного вала; 24 — втулочно-роликовая цепь; 25 — указатель давления масла; 26 — провод; “27 — привод масляного насоса; 28—нижняя крышка картера привода механизма газораспределения; 29 — крышка корпуса полнопоточного фильтра; 30 — Датчик указателя давления масла; 31 — перепускной клапан; 32 — фильтрующий элемент; 33 — корпус полнопоточного фильтра; 34 — пробка сливного отверстия; 35 — центральный болт; 36 — редукционный клапан; 37 — канал для подачи масла к шестерням масляного насоса; 38 — масляный насос; 39 — лубка масляного приемника; 40 — маслоприемник; 41 — фильтрующая сетка маслоприемннка; 42 — поддон картера

Масляный насос шестеренчатого типа состоит из корпуса, в котором две шестерни: ведомая, установленная свободно на оси, и ведущая, закрепленная на конце ведущего валика. На другом конце ведущего валика помещается приводная шестерня, зацепляющаяся с винтовой шестерней коленчатого вала «(Москвич») или дополнительного вала (ВАЗ).

На двигателе МеМЗ привод масляного насоса осуществляется от шестерни, выполненной на распределительном валу при помощи валика, от которого также получает вращение прерыватель-распределитель. Для предупреждения повышения давления сверх установленной величины в корпусе масляного насоса имеется редукционный клапан.

Насос служит для подачи под давлением масла к трущимся поверхностям деталей и работает следующим образом. При вращении

шестерен они своими зубьями захватывают масло, которое поступает через сетчатый фильтр масло-приемника, и гонят его по стенкам корпуса насоса в выходное отверстие и далее под давлением по каналу в полнопоточный фильтр. В случае повышения давления более 4,5 кгс/см2 открывается редукг ционный клапан и пропускает часть масла обратно во впускную полость насоса, чем и предупреждается дальнейшее ненужное повышение давления масла.

Полнопоточный фильтр получил свое название в связи с тем, что через него проходит весь объем масла, подаваемого насосом. На автомобиле «Москвич» фильтр состоит из корпуса, сменного бумажного фильтрующего элемента, крышки корпуса, резиновых уплотнительных колец, поджимной пружины, перепускного клапана, центрального стяжного болта и спускной пробки. При частичном загрязнении фильтрующего элемента часть неочищенного масла через перепускной клапан начнет поступать в главную магистраль.

На двигателе ВАЗ неразборный полнопоточный фильтр состоит из корпуса, фильтрующих элементов (основного — бумажного и дополнительного — пластмассового), перепускного и противо-дренажного клапанов. Последний представляет собой манжету из маслостойкой резины, которая свободно пропускает масло в корпус филыра, но не позволяет ему вытекать из корпуса в поддон картера при неработающем двигателе. Такое устройство способствует постоянному сохранению запаса масла в корпусе фильтра и каналах, что, в свою очередь, обеспечивает быструю подачу масла к трущимся поверхностям после пуска двигателя.

Рис. 2. Схема работы масляного насоса и редукционного клапана

На двигателе. МеМЗ центробежный маслоочиститель состоит из корпуса, установленного на шпонке на переднем конце коленчатого вала и закрепленного специальным болтом и крышкой, выполненной заодно со шкивом привода вентилятора.

Рис. 3. Установка центробежного маслоочистителя на двигателе МеМЗ:
1 — болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя; 2 — храповик; 3 — маслоотражатель; 4 — болт крепления крышки маслоочистителя к корпусу; 5 — крышка маслоочистителя; 6 — корпус маслоочистителя; 7 — балансирный вал; 8 — ведомая шестерня балансирного вала; 9 — гайка-эксцентрик привода топливного насоса; 10 — ведомая шестерня распределительного вала; 11 — ведущая шестерня распределительного вала; 12 — ведущая шестерня привода балансирного вала

Крышка крепится к корпусу маслоочистителя шестью болтами. Для правильной установки меток ВМТ и МЗ, имеющихся на крышке, одно из шести отверстий крепления крышки к корпусу смещено и обозначено риской.

Вентиляция картера необходима для поддержания в картере двигателя нормального давления и удаления из него паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих коррозию деталей, загрязнение и разжижение масла. Она осуществляется принудительно за счет отсасывания газсв из картера двигателя через вытяжной шланг, соединенный с гоздушным фильтром. Для очистки отсасываемых из картера газов от капель масла и смол в крышке маслоналивной горловины имеется фильтр из капронового волокна (на «Москвиче») или маслоотделитель, установленный в блоке цилиндров (на двигателе ВАЗ). На двигателе ВАЗ отсос картерных газов осуществляется при помощи специального золотникового устройства в карбюраторе. В двигателе МеМЗ к штуцеру передней крышки двигателя укрепляется шланг, который другим концом присоединяется к воздушному фильтру. Картерные газы при работе двигателя отсасываются через воздушный фильтр и карбюратор в цилиндры двигателя.

Рис. 4. Вентиляция картера двигателя автомобиля «Москвич»:
1—фильтр крышки маслоналивной горловины; 2, 4 — патрубки; 3 — шланг отбора газов картера; 5 — кольцевая полость воздушного фильтра для отбора газов; 6 — карбюратор; 7 — впускной трубопровод

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателей автомобильных"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства