Система смазки двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и уравновешивающего валов, ось промежуточной шестерни привода механизма газораспределения, 0си коромысел, вал шестерни привода нагнетателя, ось промежуточной шестерни привода насоса системы смазки, поршневые пальцы. К остальным деталям масло подается разбрызгиванием и самотеком.
На рис. 1 показана принципиальная схема системы смазки двигателей.
Масло засасывается шестеренчатым насосом из поддона через маслозаборник и через фильтр грубой очистки и масляный радиатор подается к горизонтальному каналу блока цилиндров, расположенному со стороны нагнетателя.
В корпусе масляного радиатора установлен перепускной клапан; когда разность давлений масла в фильтре грубой очистки и после масляного радиатора достигает 2,8 кг/см2, перепускной клапан открывается, и часть масла перепускаётся непосредственно к горизонтальному каналу, минуя фильтр и масляный радиатор.
Перепускной клапан открывается тогда, когда элементы фильтра или масляного радиатора засорены или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).
Из горизонтального канала через поперечные каналы блока масло поступает ко всем подшипникам и к четырем вертикальным каналам, расположенным по концам блока.
Из заднего поперечного канала незначительная часть масла поступает к фильтру тонкой очистки, а от него отводится в поддон картера. Из вертикальных каналов масло подается к крайним подшипникам распределительного и уравновешивающего валов. Из заднего вертикального канала масло поступает к подшипнику промежуточной шестерни. От крайних подшипников распределительного вала через диаметральные отверстия масло попадает в продольный канал распределительного вала, а из него к промежуточным подшипникам.
Для подачи масла к шатунным подшипникам и поршневым пальцам, а также для охлаждения днища поршня в коленчатом валу сделаны каналы, через которые масло поступает из коренных подшипников в шатунные. Часть масла из шатунного подшипника через канавки в верхнем и нижнем вкладышах и через два отверстия в верхнем вкладыше шатуна поступает в канавку, образованную в нижней головке шатуна. Из этой канавки масло проходит через запрессованную в нижнюю головку шатуна втулку с калиброванным отверстием в вертикальный канал шатуна. Из вертикального канала масло поступает в кольцевое пространство между двумя втулками в верхней головке шатуна для смазки поршневого пальца, а оттуда в форсунку с четырьмя отверстиями, запрессованную в верхнюю головку шатуна. Струи масла, выходящие из форсунки, охлаждают днище поршня. Масло, вытекающее из торцов подшипников, вместе с маслом, стекающим после охлаждения поршней, смазывает зеркало цилиндров.
Шестерни распределения смазываются маслом, стекающим из полостей, в которых расположены распределительный и уравновешивающий валы, через специальные отверстия в торцовых плитах и блоке. Кроме этого, шестерни распределения смазываются маслом, вытекающим из концевых подшипников распределительного и уравновешивающего валов и подшипника промежуточной шестерни.
Рис. 1. Схема системы смазки двигателей:
а — принципиальная схема системы смазки; б — смазка коренного и шатунного подшипников и поршневого пальца; в — смазка подшипника промежуточной шестерни привода масляного насоса; г — смазка подшипников коромысел клапанов и насос-форсунок; д — смазка подшипников распределительного вала; е — смазка подшипника валика шестерни привода нагнетателя; – ж — смазка оси промежуточной шестерни привода механизма газораспределения; 1 — масляный насос; 2 — клапан, ограничивающий давление; 3 — фильтр грубой очистки масла; 4 — масляный радиатор; 5 — перепускной клапан масляного радиатора;.6 — коленчатый вал; 7 и 13 — вертикальные каналы блока цилиндров; 8 — центральный масляный канал блока; 9 — балансир ный вал; 10 — распределительный вал; 11 — продольный канал головки блока; 12 — валик коромысел клапанов и насос-форсунок;
Масло для смазки подшипника вала привода нагнетателя поступает через трубку из заднего поперечного канала в блоке.
Механизм привода клапанов и насос-форсунок смазывается следующим образом: из вертикального канала в блоке масло поступает к переднему подшипнику распределительного вала, затем через вертикальное отверстие в головке подается в продольный канал головки блока. Из этого канала масло через каналы, просверленные в болтах крепления стоек валиков коромысел, кольцевые зазоры между болтами и стойками и радиальные каналы в валах поступает в продольные каналы валиков коромысел, смазывая втулки.
Подшипники коромысел и отверстия, в которые вставляются оси вилок, соединены каналами. По этим каналам масло поступает для смазки осей вилок. Вытекающее из коромысел масло смазывает торцы и стержни клапанов, толкатели коромысел и торцы толкателей насос-форсунок. Затем масло стекает в полость блока, где смазывает кулачки распределительного вала. Из этой полости через два отверстия в блоке масло стекает в верхние крайние масляные карманы картера нагнетателя. Внутренние полости крышек нагнетателя сообщаются с масляными карманами картера нагнетателя через отверстия, имеющиеся в картере, торцовых плитах и крышках.
Масло, попадающее во внутренние полости крышек нагнетателя и полости торцовых плит, смазывает шестерни и подшипники нагнетателя и регулятор.
В нижней части крышек нагнетателя имеется перегородка, поддерживающая масло на определенном уровне для того, чтобы смазка шестерен, подшипников и регулятора была достаточной.
Маслоотражательная шайба с передней стороны нагнетателя, укрепленная на валике нижнего ротора, обеспечивает подачу масла в виде брызг к передним подшипникам нагнетателя и деталям регулятора.
Из крышек нагнетателя масло стекает через отверстия в торцовых плитах и картере нагнетателя в нижние крайние карманы картера нагнетателя и оттуда через два отверстия в стенке блока — в картер.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы