Техническое обслуживание системы зажигания карбюраторного двигателя заключается в проверке состояния и устранении обнаруженных неисправностей в цепях источников питания, аккумуляторной батарее, генераторе тока, реле-прерывателе, контрольных приборах и других устройствах и электрических цепях системы зажигания. При этом выполняется очистка от пыли и грязи указанных устройств, проверка крепления проводов к свечам, реле-прерывателю, катушке, аккумуляторам, генератору и замкам зажигания, зачистка контактов и удаление продуктов коррозии в местах соединения токопроводящих деталей. Кроме проверки состояния отдельных элементов, периодически контролируют работоспособность системы в целом с помощью специальных приборов или стендов.
Устройства системы зажигания очищают от загрязнения чистой ветошью, смоченной в бензине. Смазочные материалы, попавшие на провода, удаляют сухой чистой тряпкой. Свечи зажигания очищают от нагара с последующей проверкой зазора. Ослабшие крепления проводов подтягивают.
При техническом обслуживании генератора проверяют состояние крышек, затяжку шпилек или винтов их крепления, затяжку гайки крепления приводного шкива, осевой зазор вала ротора, легкость вращения ротора, состояние изоляции и зажимов, чистоту контактных колец, степень износа щеток, давление пружин на щетки, легкость перемещения щеток в щеткодержателях.
Обычно проверку работоспособности устройств системы зажигания без снятия их с машины производят на постах диагностики, оснащенных специальными приборами Э-214 (рис. 40), передвижными стендами и др. После подключения к прибору или стенду системы зажигания контролируют работу генератора (например на приборе Э-214) в различных режимах (без нагрузки или под нагрузкой). Генератор считается исправным, если частота вращения, при которой достигается номинальное напряжение (без нагрузки) или номинальное напряжение и ток (под нагрузкой), не превышают допустимого значения. Например, для генератора Г250 номинальное напряжение 12,5 В при работе без нагрузки должно быть при частоте вращения ротора 900 —950 об/мин, а при работе под нагрузкой указанное напряжение и ток при номинальной нагрузке, равный 28 А, — при частоте вращения ротора не более 2000—2200 об/мин.
С помощью прибора Э-214 можно проверять и регулировать реле-регуляторы также без снятия их с двигателей. Перед регулировкой напряжения необходимо осмотреть рабочую поверхность контактов и замерить зазоры между якорьком и сердечником, якорьком и ярмом, а также между контактами.После присоединения и включения прибора пускают двигатель и плавно увеличивают частоту вращения коленчатого вала до частоты вращения ротора генератора (3000 об/мин). При этом частота вращения вала двигателя контролируется тахометром, установленным на приборе Э-214.
Затем на приборе увеличивают ток нагрузки до 0,5 номинальной нагрузки генератора, который, например, для генератора Г250 составляет 14 А (ток при номинальной нагрузке 28 А). При этом напряжение генератора должно соответствовать заданным значениям. Если напряжение отличается от заданного, то следует произвести регулировку натяжения пружины регулятора.
Кроме рассмотренных операций, с помощью прибора Э-214 можно проверять и регулировать реле защиты, проверять переходный резистор, угол замкнутого состояния контактов прерывателя, работоспособность конденсатора и др.
Свечи зажигания проверяют и очищают от нагара на специальных приборах (рис. 41). Свечу вставляют в гнездо, имеющее резиновое уплотнение. После включения прибора в его нижнюю часть поступает сжатый воздух от компрессора. Свеча очищается путем обдувания ее струей воздуха с песком. Обычно очистка длится 5—10 с, после чего свечу обдувают воздухом без песка.
Рис. 40. Прибор Э-214 для проверки электрооборудования: 1 — амперметр; 2 — кнопка «Конденсатор» для включения напряжения при проверке конденсатора; 3 — комбинированный измеритель (тахометр, вольтметр, угол замкнутого состояния контактов прерывателя); 4 — переключатель тахометра; 5 — кнопка для подключения обмотки возбуждения при проверке генератора переменного тока; 6 — вольтметр; 7 — контрольный регулируемый искровой разрядник: 8 — рукоятка реостата нагрузки; 9 — кнопка ручного возврата предохранителя на 30 А; 10 — переключатель генераторов; 11 — переключатель измерительных цепей; 12 — переключатель напряжения на 12 и 24 В; 13 — провода для подключения прибора; 14 — шунт для проверки стартера; 15 — разъем для подключения шунта; 16 — переключатель амперметров на 40 и 800 Д
Рис. 41. Прибор для очистки и проверки свечей
Рис. 42. Схема регулирования зазора распределителя
В очищенной от нагара свече круглым щупом контролируют зазор. Щуп диаметром 0,6 мм должен свободно проходить между электродами. Зазор, в который проходит щуп диаметром 0,8 мм, не допускается. Зазор изменяют отгибанием электродов.
После проверки зазора свечу ввертывают в гнездо и соединяют проводом с катушкой зажигания прибора. Работоспособность свечи устанавливают при давлении воздуха 0,78—0,88 МПа. Давление измеряют манометром. За искрообразованием между электродами свечи наблюдают через зеркало. Сравнительная оценка дается после наблюдения за работой контрольных свечей, вставленных в гнездо.
При отсутствии специальных приборов правильность установки зажигания ведут в такой последовательности: снимают крышку распределителя, ротор, зачищают контакты и регулируют зазор. Для регулировки зазора выбирают такое положение коленчатого вала, при котором зазор между контактами будет наибольшим. Зазор изменяют ослаблением винта (рис. 42) и поворотом регулировочного эксцентрика. При установлении нормального зазора 0,35—0,45 мм стопорный винт закрепляют; выворачивают свечу первого цилиндра, а отверстие закрывают бумажной пробкой или пальцем. Поворачивая коленчатый вал, находят положение поршня в цилиндре, соответствующее такту сжатия (такт сжатия устанавливается по выталкиванию пробки или отжатию пальца). Для этого необходимо открыть люк на картере маховика и вращением рукоятки установить коленчатый вал в положение, соответствующее моменту зажигания в первом цилиндре.
При этом положении шарик, запрессованный в маховик двигателя ГАЗ-51 и помеченный буквами МТ, должен располагаться против конца штифта, находящегося внутри картера маховика под отверстием смотрового люка; – устанавливают в нулевое положение октан-корректор. Отсоединяют трубку вакуумного регулятора опережения зажигания и ослабляют хомутик крепления прерывателя-распределителя; – поворачивают по направлению вращения ротора корпус прерывателя-распределителя, устанавливают контакты на полное смыкание; – соединяют контрольную лампу одним проводом с зажимом прерывателя, а другой идет на «массу». Включают зажигание и медленно вращают корпус прерывателя-распределителя против направления движения ротора. В момент размыкания контактов лампа загорается. Для определения момента размыкания контактов провод высокого напряжения катушки зажигания располагают на расстоянии 3—4 мм от «массы» и вращают прерыватель- распределитель против движения ротора. При размыкании контактов между проводом и «массой» проскакивает искра; – крепят винт хомутика прерывателя-распределителя, устанавливают ротор, закрывают крышку распределителя, заметив, на какой электрод обращена разносная пластинка ротора. Начиная с этого электрода, присоединяют провода к свечам в направлении вращения ротора с учетом порядка работы цилиндров (для двигателей ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А порядок работы цилиндров 1—5—3— 6—2—4, а для ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 —1—5—4—2—6—3—7—8). После завершения этих операций присоединяют трубку вакуумного регулятора; – прогревают двигатель до нормальной температуры и при движении машины со скоростью до 20 км/ч резко нажимают педаль управления дросселем. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые металлические стуки. Полное отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а сильные стуки — на слишком раннее. Первый недостаток устраняют октан-регулятором, повернув на одно-два деления против вращения ротора корпус прерывателя-распределителя, а при втором недостатке — повернув по направлению вращения ротора с повторной проверкой зажигания на ходу машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система зажигания погрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы