Электрические системы на дорожных катках и асфальтоукладчиках предназначены для дистанционного запуска и остановки двигателя, а также слежения за режимом его работы с рабочего места машиниста; освещения с помощью осветительных приборов в ночное время фронта работ и дороги при транспортировании колесных машин своим ходом на большие расстояния в общем потоке транспорта; звуковой сигнализации во время работы и при транспортировании.
Кроме этого, на асфальтоукладчиках электросистемы служат Для дистанционного управления и автоматического поддержания ровности покрытия, для обеспечения работы системы обогрева выглаживающей плиты, выключения питателей и винтовых конвейеров.
Система электрооборудования дорожных катков — однопроводная, отрицательные (—) зажимы источников тока и потребителей соединены с корпусом катка «на массу». Ток в сети постоянный с номинальным напряжением 12 В.
Электропроводка включает в себя следующие цепи: зарядки аккумуляторных батарей; питания стартера от аккумуляторных батарей; питания осветительных приборов; питания звуковой сигнализации; питания пускового подогревателя.
В состав электрооборудования катков входят следующие приборы: стартер, генератор, пусковой подогреватель двигателя, реле-регулятор, аккумуляторная батарея, звуковой сигнал, осветительные фары, контрольный элемент, фонарь освещения приборной доски, указатели температуры и давления масла двигателя, амперметр, включатель массы, переключатель фар.
Схема электрооборудования катков представлена на рис. 109, В системе использован один генератор и две аккумуляторные батареи напряжением 12 В на 195 А-ч каждая.
Система запуска двигателя включает в себя стартер, свечу подогрева с дополнительным резистором, трехпозиционный выключатель свечи подогрева и реле стартера.
Рис. 109. Схема электрооборудования катков: 1 — выключатель, 2 — аккумуляторная батарея, 3 — реле блокировки, 4 — генератор переменного тока, 5 — контрольная лампа, 6 — амперметр, 7 — реле-регулятор, 8 — фонарь освещения, 9 — указатель температуры масла, 10—,переключатель света, 11 — фара, 12 — контрольный элемент, 13 — кнопочный выключатель, 14 — сигнал, 15 — преобразователь температуры масла, 16 — дополнительный резистор, 17 — свеча подогрева, 18 — выключатель свечи подогрева, 19 — реле стартера, 20 — стартер
Включение стартера — дистанционное с помощью трехпозицион-ного выключателя.
Двигатель запускают в такой последовательности. Перед запуском двигателя необходимо минусовый провод аккумуляторной батареи соединить с корпусом катка с помощью выключателя. При этом должна загореться контрольная лампа. Поворотом выключателя в первое положение (до появления легкого сопротивления) замыкают цепь питания свечи подогрева и одновременно подготовляют цепь включения тягового реле стартера. Через 15—30 с, когда контрольный элемент свечи накалится до ярко-красного цвета, выключатель переводят во второе положение.
Во втором положении выключателя вводится добавочный резистор и ток от аккумуляторной батареи протекает в обмотку реле стартера. Последняя срабатывает и через свой замыкающий контакт включает тяговое реле, которое вводит шестерню стартера в зацепление с фланцем маховика двигателя. Одновременно замыкается силовой контакт реле в цепи стартера и он включается. Как только начинает работать двигатель, реле автоматически отключает стартер. При угловой скорости вращения вала двигателя 600—750 об/мин напряжение генератора становится достаточным для срабатывания реле блокировки, которое через свои размыкающие контакты отключает реле стартера. В свою очередь реле стартера отключает тяговое реле и стартер отключается. Одновременно теряет питание вспомогательная обмотка реле блокировки, которая служит для устранения зуммирования, и гаснет контрольная лампа.
Пневмоколесные катки в отличие от катков с гладкими металлическими вальцами при перебазировании можно транспортировать по дорогам своим ходом, в общем потоке транспорта. Поэтому к их приборам освещения, звуковой и световой сигнализации предъявляют требования, как к транспортным машинам. Катки оснащают габаритными огнями и световой сигнализацией указателя поворота, а также звуковой сигнализацией.
На самоходных пневмоколесных катках ДУ-29 и ДУ-31А наружное освещение включает в себя две передние и две задние фары с лампами накаливания. Включение задних фар производят выключателем, расположенным на щитке приборов внизу, справа. Кроме задних фар сзади катка установлены также два задних габаритных фонаря и два указателя поворота. Рядом с передними фарами с левой и правой сторон размещено по одному габаритному фонарю.
В средней части щитка приборов расположен переключатель, предназначенный для включения двух передних фар, габаритных фонарей и задних осветительных приборов. Указатели поворота (правые или левые) включаются после переведения соответственно в левое или правое положение переключателя, установленного на щитке приборов. Здесь же размещена кнопка выключателя подачи звукового сигнала.
На асфальтоукладчиках ДС-1, ДС-126 и ДС-94 принципиальные электрические схемы, относящиеся к системе запуска двигателя и контроля за его работой, а также большая часть их электроаппаратуры, однаковы с электросхемами и аппаратурой, применяемой на дорожных катках. Системы обогрева выглаживающей плиты, выключения питателей и винтовых конвейеров, а также дистанционного управления и автоматического поддержания ровности покрытия на асфальтоукладчиках собирают по отдельным самостоятельным схемам и подключают к общей электросхеме машины. Принципиальная схема системы обогрева выглаживающей плиты, выключе.-ния питателей и винтового конвейера и включения гидрораспределителей системы автоматического регулирования ровности укладываемого слоя показана на рис. ПО. Напряжение в электрической сети 24 В. Для получения этого напряжения используют генератор постоянного тока.
Рис. 110. Принципиальная электрическая схема системы подогрева выглаживающей плиты и выключения питателей и винтовых конвейеров:
1 генератор, 2 — реле-регулятор, 3 — жидкостный дизельный подогреватель, 4 — блок защиты, 5 — выключатель, 6 — электромагнитный клапан, 7 — переключатель двигателя, 8 — резистор, 9 — выключатель свечи, 10 — контрольная спираль, 11свеча накаливания, 12 —-электродвигатель, 13 — переключатели, 14 — электромагниты, 15 — конечные выключатели
Для запуска подогревателя ПЖД-44 необходимо: – включить электродвигатель 12 в положение «Работа» на 10—15 с; выключатель электромагнитного клапана должен быть
в положении «Продув»; – выключателем включить свечу накаливания; – при этом контрольная спираль должна накалиться до ярко-красного цвета; – по истечении с перевести выключатель из положения «Продув» в положение «Работа» и переключатель режима работы электродвигателя в положение «Пуск»; – при начале усиления пламени в котле подогревателя отпустить рычажок выключателя свечи и перевести переключатель электродвигателя в положение «Работа».
Электрическая система асфальтоукладчиков, предназначенная для дистанционного запуска двигателя, освещения фронта работ, а также для звуковой и световой сигнализации работает при напряжении 12 В. Принципиальная электрическая схема асфальтоукладчика ДС-48 показана на рис. 111. Приборы электрооборудования асфальтоукладчиков, так же как и на катках, соединены по одно-проводной системе.
Рис. 111. Принципиальная схема электрооборудования асфальтоукладчика ДС-48:
1 — генератор, 2 — реле-регулятор, 3 — блок сигнализации остановки питателей и концевых выключателей, 4 — сигнализация поворота передних колес, 5 — стартер, 6 — аккумуляторная батарея, 7, 15 — задний и передний фонари, 8, 16 — задняя и передняя фары, 9 — указатель поворота, 10 — выключатель массы, 11 — звуковой сигнал, 12 — лампы освещения щитка при,-боров, 13 — прерыватель указателя поворота, 14 — центральный переключатель света
В электрической системе автоматического поддержания ровности покрытия «Стабилослой-1» установлено напряжение 24 В + 15%, род тока — постоянный до 5 А. В системе «Стабилослой-2» напряжение 12 В.
Схема внешних соединений электрической системы автоматического устройства поддержания ровности покрытия показана на рис. 112. Питание подводится к блоку управления, который связан с преобразователем поперечного уклона, преобразователями продольного профиля и электромагнитами гидрораспределителей.
Рис. 112. Схема внешних соединений электрической системы автоматического регулирования ровности покрытия:
1 — кнопки ручного управления, 2 — блок управления, 3 — преобразователь поперечного уклона, 4,7 — правый и левый щуповые преобразователи продольного профиля, 5 — щуп, 6 — электромагниты гидрораспределителей
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Схемы электрооборудования"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы