В двигателях внутреннего сгорания при сжигании топлива температура газов достигает 1800 °С. Тепло газов передается цилиндрам, поршням, клапанам и другим деталям. Чтобы поддерживать температуру деталей двигателя в допустимых пределах, необходимо от двигателя отводить 30—40% всего введенного тепла.
Поддержание определенной температуры цилиндров и их крышек во время работы дизеля обеспечивает система охлаждения. Однако и чрезмерное охлаждение дизеля может вызвать ряд вредных явлений, ухудшающих его работу. Так, при переохлаждении дизеля увеличиваются потери тепла. Вследствие этого в механическую работу превращается меньшая часть тепла, выделившегося при сгорании топлива в цилиндрах дизеля, и ухудшается процесс сгорания топлива. Все это снижает мощность и экономичность дизеля. Кроме того, в результате переохлаждения двигателя возможно заедание поршня.
Двигатели оборудуют водяной проточной, циркуляционной либо воздушной системами охлаждения.
Проточная система охлаждения применяется чаще всего на судовых двигателях. Вода поступает из-за борта судна и, проходя через зарубашечное пространство двигателя, уносит с собой избыточное тепло. Такая система проста, но обладает многими недостатками. Чтобы избежать выделения солей в виде накипи на охлаждаемых поверхностях, температура выходящей из двигателя воды не должна превышать 45—50 °С. Большой перепад температур между нагретыми деталями и охлаждающей водой, который особенно увеличивается в холодное время года, приводит к увеличению термических напряжений в охлаждаемых деталях.
Циркуляционное двухконтурное охлаждение дизеля осуществляется водой, которая циркулирует по замкнутому контуру и, в свою очередь, охлаждается в охладителе вторым контуром (проточной водой или воздухом от вентилятора). Эта система охлаждения обеспечивает устойчивый тепловой режим работы дизеля. Примером такой системы может быть система охлаждения судового дизеля. В нее входят: водозабортный ящик, фильтр, насос забортной воды, холодильник для охлаждения масла, холодильник для охлаждения воды, цистерна пресной воды, насос пресной воды и трубопроводы. Водяные поршневые насосы, расположенные в передней части дизеля, приводятся в действие шестеренчатой передачей от коленчатого вала. Корпус насоса — чугунный; поршень, сальники и клапаны — бронзовые.
На последних моделях этого типа двигателей, с целью снижения веса, поршневые насосы заменены самовсасывающими реверсивными центробежными насосами. Пресная вода из цистерны забирается водяным насосом и через общую трубу, расположенную вдоль дизеля, нагнетается в водяную рубашку каждого цилиндра. Вода, ох-если при заглушённом двигателе через них спускать воду, то она замерзнет раньше, чем вытечет из системы.
Воздушное охлаждение обеспечивается за счет обдувания внешней поверхности цилиндров и их головок воздухом. Для увеличения охлаждаемой поверхности, через которую отводится тепло, она выполняется ребристой.
Потом она направляется в водонапорную цистерну. Расход воды регулируется при помощи кранов подводящей магистрали отдельно для каждого цилиндра в зависимости от ее температурь;, которая контролируется установленными на цилиндрах термометрами. Холодильник охлаждается проточной забортной водой, движущейся в системе охлаждения под действием насоса забортной воды. Из водозабортного ящика через фильтр забортная вода всасывается насосом и нагнетается по параллельным трубопроводам в холодильник. В холодильнике забортная вода соприкасается со стенками трубок и нагревается. Затем она выходит за борт и на ее место засасываются новые порции холодной воды.
Система охлаждения должна быть несложной, надежной в эксплуатации, обладать малым весом и размерами. Температура выходящей из двигателя воды должна находиться в заданном диапазоне при всех скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя. При этом расход мощности на привод насосов должен быть минимальным. Система должна допускать быстрый и беспрепятственный выпуск охлаждающей жидкости при неработающем двигателе.
Циркуляционный насос предназначен для подачи в двигатель охлаждающей воды. При движении поршня вправо в рабочей полости насоса создается разрежение, и вода по трубе поступает в нее через всасывающий клапан. Обратным движением поршня вода выталкивается через нагнетательный клапан в полость нагнетания и далее по трубе — в систему охлаждения.
Производительность насоса в два раза превышает потребность двигателя в охлаждающей воде, поэтому на теплоходах один насос может подавать воду на два двигателя, что предусматривается соответствующей системой трубопроводов.
Производительность насоса регулируется клапаном (сапунком) путем впуска воздуха в рабочую полость. При этом уменьшается вакуум, а следовательно, снижается производительность.
Для обеспечения равномерности подачи воды в нагнетательную магистраль и уменьшения ударов воды в начале нагнетательного хода поршня установлен буферный воздушный колпак. Давление в системе охлаждения регулируется редукционным клапаном путем соответствующего натяжения пружины.
Для предохранения деталей насоса от разъедания солями воды установлен цинковый протектор.
Надежность работы насоса зависит преимущественно от нормальной работы всасывающего и нагнетательного клапанов. Поэтому предусмотрен быстрый и легкий доступ к ним для осмотра и устранения недостатков их работы, а также смены в случае поломки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Схемы охлаждения ДВС"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы