Скрепер является землеройно-транспортной машиной цикличного действия, предназначенной для послойного резания грунта, транспортирования его к месту укладки и разгрузки в сооружение или в отвал. Рациональная дальность продольного перемещения грунта для прицепных скреперов до 500 м и для самоходных — до 2—3 км и в отдельных случаях — до 5 км.
Скреперы используются при производстве земляных работ по возведению насыпей, устройству выемок, планировке больших площадей.
По сравнению с другими землеройными машинами скреперы, особенно самоходные, имеют ряд достоинств:
а) осуществляют тонкослойное резание грунта, что позволяет механизировать мелкие планировочные работы по заданным отметкам;
б) могут послойно отсыпать доставляемый грунт при возведении насыпей, дамб, плотин с уплотнением этих слоев колесами скрепера;
в) значительно снижают стоимость разработки, транспортирования и укладки грунта в насыпях по сравнению с выполнением этих работ
одноковшовыми экскаваторами и автосамосвалами при небольшой дальности транспортирования грунта.
Скрепер представляет собой ковш с передней режущей кромкой, укрепленной на раме с пневмоколесным ходом. Дышлом скрепер присоединяется к гусеничному трактору или пневмоколесному тягачу.
При опускании ковш передней режущей кромкой врезается в грунт. При движении скрепер непрерывно срезает слой грунта. Заполненный ковш закрывается передней заслонкой.
Цикл работы скрепера складывается из следующих операций: резания грунта с одновременным наполнением ковша, транспортирования грунта, разгрузки ковша и возвращения порожнего скрепера к месту разработки.
Скреперы разделяются на прицепные, полуприцепные и самоходные. Прицепные скреперы обычно работают с гусеничными тракторами, а полуприцепные—с одноосными (реже двухосными) пневмоколесными тягачами. Самоходные скреперы имеют собственную силовую установку.
Ковши скреперов бывают с принудительной, полупринудительной и свободной разгрузкой. Принудительная разгрузка ковша скрепера осуществляется выдвижением задней стенки ковша. Полупринудительная разгрузка выполняется поворотом днища и задней стенки ковша относительно шарнира. Грунт выгружается под действием собственного веса и давления задней стенки ковша, поворачивающейся относительно шарнира в передней части ковша.
Свободная (самосвальная) разгрузка применяется на машинах с ковшами малой емкости. При опрокидывании ковша грунт выпадает под действием собственного веса.
Управление ковшом скрепера может быть канатным или гидравлическим.
Прицепной скрепер с канатным управлением состоит из следующих основных узлов: дышла, передней рамы, нижней рамы, днища с задней стенкой, заслонки, колесного хода, 18 и системы канатного управления.
Передняя рама состоит из хобота, трубчатой поперечной балки и рычагов, связанных с ковшом упряжным шарниром. Хобот соединен щарнирно с передней осью шкворнем. На хоботе укреплены направляющие блоки.
Нижняя рама служит одновременно и стенками ковша; она состоит из двух боковых стенок, усиленных швеллерными накладками и связанных между собой в поперечном направлении передней балкой, ножовой плитой и задними балками — нижней и верхней, к которым приварены кронштейны для крепления задних колес. Хвостовая часть рамы представляет собой буфер для толкача и кронштейн для запасного колеса. Вверху стенки ковша соединены между собой трубчатой балкой, на которой установлены блоки полиспаста управления заслонкой и днищем.
Рис. 183. Общий вид прицепного скрепера с канатным управлением
Днище и задняя стенка ковща выполнены в виде единой сварной конструкции, соединенной снаружи стяжками. При воздействии канатов управления на кронштейн днище может быть повернуто в положение разгрузки относительно стенок ковша на шарнире. В транспортном положении днище опирается на поперечную балку нижней рамы. Поворотом заслонки на щарнире закрывается и открывается рабочая щель ковша.
Управление рабочими операциями скрепера осуществляется двух-барабанной лебедкой, укрепленной на тракторе. Барабаны лебедки получают вращение от вала отбора мощности. Правый по ходу трактора барабан приводит в действие канатную систему, управляющую подъемом и опусканием ковша скрепера. Растормаживание барабана позволяет рабочему органу под действием собственного веса опускаться вниз и заглубляться в грунт. Левый (по ходу трактора) барабан лебедки приводит в действие канатную систему, управляющую работой заслонки и задней стенки с днищем.
При вращении барабана лебедки полиспаст подъема (рис. 184) заслонки укорачивается и заслонка может быть поднята в крайнее верхнее положение относительно шарнира. При дальнейшем натяжении каната блоки сближаются, увлекая за собой канаты, что заставляет дцище и заднюю стенку повернуться относительно шарниров и занять положение разгрузки ковша.
Устройство скреперной лебедки показано на рис. 185.
Полуприцепной скрепер с гидравлическим управлением состоит из одноосного тягача и одноосного скрепера. Вращающийся момент двигателя тягача через промежуточный редуктор передается на гидротрансформатор, который обеспечивает плавную работу трансмиссии тягача. От гидротрансформатора вращающийся момент передается через муфту сцепления и коробку передач с тормозом на дифференциал и полуоси тягача. Планетарные передачи, находящиеся в колесах, снижают число оборотов и повышают величину вращающего момента.
Рис. 184. Схема запасовки канатов подъема заслонки и днища
скрепера
Рис. 185. Скреперная лебедка
1, 2—рычаги; 3—ролик; 4, 16, 17 и 18 — шестерни; 5—канат; 6 — барабан; 7 — тормозной шкив; 8 — тормозная лента; 9— шпонка; 10 — регулировочный винт; 11 — ведомый диск; 12—фрикционная колодка; 13 — упорный подшипник; 14 — вал; 15 — втулка ведомого диска; 19 — вилка включения муфты; 20 — ось хомута
Промежуточный редуктор приводит во вращение масляный насос рулевого механизма. Второй масляный насос приводится во вращение при помощи карданного вала и конической передачи.
В скрепере (рис. 186) передняя рама шарнирно связана с задней рамой и седельио-сцепным устройством одноосного тягача. Конструкция тягача обеспечивает свободу его разворота относительно скредеpa, осуществляемого с помощью двух гидроцилиндров, установленных на тягаче.
Рис. 186. Скрепер полуприцепной с гидравлическим управлением
Резание грунта и наполнение ковша скрепера выполняется с использованием толкача. Толкачом может служить гусеничный трактор С-100, Т-180 или колесный тягач, например МАЗ-528, оборудованный толкающими приспособлениями.
Рис. 187. Гидроуправление скрепера
1 — сливной клапан; 2 — гидроцилиндры заслонки; 3 — предохранительный клапан; 4 — золотник; 5 — гидроцилиндры подъема ковша; 6 — корпус распределителя; 7—пружина; 8—насос; 9 — фильтр; 10 — бак для масла; 11 — гидроцилиндры задней стенки
Для восприятия толкающего усилия задняя рама скрепера имеет буфер. Резание грунта осуществляется ножами при открытой передней заслонке. Для управления заслонкой служат гидроцилиндры, к которым жидкость подводится по гидропроводам. Ковш поднимается и опускается гидроцилиндрами. Разгрузка ковша принудительная. Двумя гидроцилиндрами передвигающаяся вдоль ковша задняя стенка разгружает ковш при поднятой передней заслонке.
Гидроуправление скрепера показано на рис. 187. Подъем и опускание ковша с ножами и передней части задней рамы скрепера выполняют два гидроцилиндра. Заслонка ковша открывается и закрывается второй парой гидроцилиндров. Третья пара гидроцилиндров приводит в действие механизм разгрузки ковша.
Гидравлическая система управления укомплектована двумя гидронасосами НПА-64 суммарной производительностью 192 л/мин, создающими в гидросистеме рабочее давление 75 кГ/см2.
Применение одноосных и двухосных колесных тягачей позволяет значительно расширить радиус, действия полуприцепных скреперов по сравнению с прицепными тракторными. Принято считать эффективной работу быстроходных скреперов с транспортированием грунта на расстояние до 4—5 км.
Заглубление ковша зависит от характера грунта. В песчаных, не слишком сухих грунтах, в начальный период нож скрепера заглубляют до 30 см при высокоподнятой заслонке, в тяжелых глинистых грунтах следует принимать наибольшую толщину стружки 10—12 см%
Рис. 188. Схемы движения при работе скрепера а — по эллипсу; б — по восьмерке
При плотных глинистых грунтах предварительно выполняют послойное рыхление грунтов рыхлителями. При разработке грунта самоходными и полуприцепными скреперами целесообразно применять гусеничные толкатели.
На рис. 188 показаны схемы возведения насыпи при помощи скрепера. Перемещение скрепера с грунтом целесообразно осуществлять по эллипсу или восьмерке. При движении по эллипсу следует периодически (два раза в смену) изменять направление движения на обратное во избежание одностороннего износа ходовых частей; при движении по восьмерке односторонний износ ходовых частей исключается и экономится один поворот.
Длину участка разгрузки ковша скрепера можно для расчетов принимать равной 5—15 м. Обычно набор грунта ведется на первой и второй скоростях трактора, рабочий ход — на третьей-четвертой скорости, разгрузка ковша—на второй, а холостой ход — на пятой скорости тягового трактора.
Известна конструкция скреперов с ковшами емкостью до 40 и более кубических метров, а также объединение двух или трех большегрузных скреперов в поезд, управляемый одним скреперистом (рис. 189). Один такой скреперный поезд за цикл может забирать и транспортировать до 120 м3 грунта.
Перед началом работы скрепера необходимо:
а) проверить состояние всех агрегатов, узлов и канатов;
б) проверить количество топлива в баках, уровень масла в картере двигателя, уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень рабочей жидкости в гидробаке управления и при необходимости долить;
в) запустить и прогреть двигатель и во время прогрева проверить, нет ли течи топлива, масла, охлаждающей жидкости, в местах присоединения топливо и масло-проводов, через сливные краники и т-д.;
Рис. 189. Схемы компоновки Скреперного поезда
а — одноковшовый скрепер; б — двухковшовый; в—трехковшовый скреперный поезд
г) запустить двигатель и на холостом ходу проверить работу всех узлбв управления и тормозной системы.
При осуществлении технического обслуживания (ТО) следует выполнять указания, изложенные в инструкции по эксплуатации каждого типа скрепера.
При работе необходимо следить за тем, чтобы уклоны въездов были не более 1 : 5, съездов не более 1 : 3,5 и поперечный уклон Не более 8—10°.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Скрепер"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы