Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:
   Смазочные материалы и жидкости для гидравлических систем

Читать далее:




Смазочные материалы и жидкости для гидравлических систем

Общие сведения. Основное назначение смазки — снижение сил трения в движущихся частях машин с целью защиты их трущихся поверхностей от износа. В ряде случаев смазка одновременно выполняет и другие не менее важные функции, как например, отвод тепла из узлов трения, уплотнение зазоров, защиту поверхностей металла от коррозии и т. п.

Некоторые масла и специальные жидкости применяются в качестве рабочих жидкостей гидравлических систем.

Для смазки машин применяются минеральные масла нефтяного происхождения, но в последнее время начинают применяться масла синтетические как сходные по составу с нефтяными, так и отличные от них, например, масла на основе сложных диэфиров карбоновых кислот (диэфирные), полигли-колей (полигликолевые), кремнийоргаиических соединений (силоксановые) и др. Синтетические масла по ряду показателей превосходят масла нефтяного происхождения, но пока еще широко не распространены.

Исходным материалом минеральных масел служит мазут — остаток после прямой перегонки нефти. Путем фракционной перегонки под вакуумом (дистилляции) мазута получают масляные дистилляты, из которых, в результате соответствующей очистки, изготовляют смазочные масла, называемые дистил-лятными. Полученный при перегонке мазута остаток — масляный гудрон используется для изготовления масел, называемых остаточными.

Очистка масел для удаления вредных механических и химических примесей производится серной кислотой (сернокислотная очистка), щелочами (щелочная очистка) или специальными растворителями избирательного действия (селективная очистка). Некоторые масла подвергаются дополнительной очистке отбеливающими землями, адсорбирующими ряд вредных органических кислот и смолистых веществ.

Для улучшения физико-химических показателей масел применяются вводимые в малом количестве присадки, которые служат для улучшения вязкостных показателей масла, его низкотемпературных свойств, а также снижения: пенообразования.

Кроме масел, для смазки машин применяются также консистентные мази, называемые смазками. Смазки изготовляются путем загущения масел мылами или растворения в них различных загустителей (горного воска, церезина).

Физико-химические показатели смазочных материалов. Для смазочных материалов установлен ряд физико-химических показателей, отражающих основные требования к их качеству. Непосредственно в условиях эксплуатации при решении вопросов о подборе или заменах смазочных материалов используются, в частности, следующие показатели.

Вязкость является основной характеристикой смазочных масел.

Единицей кинематической вязкости является стокс (ст), имеющий в системе СГС размерность см2/сек. Обычно значения кинематической вязкости приводятся в сотых долях стокса — сантистоксах (сст). В частности, кинематическая вязкость воды при 20,2° С равняется 1 сст.

Единицей динамической вязкости является пуаз (из), имеющий в системе СГС размерность г/см-сек и представляющий собой вязкость жидкости, оказывающей взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и перемещающихся друг относительно друга со скоростью 1 см/сек, силу сопротивления в 1 дин. Соотношение между единицами вязкости в системах СГС и СИ следующее: 1 пз = 0,1 Н-сек/м2; 1 сг=10~4 м2/сек.

Условная вязкость измеряется в градусах и представляет собой отношение времени истечения из стандартного прибора . при заданной температуре испытываемой жидкости ко времени истечения из того же прибора воды при 20° С. Условная вяз- I кость при температуре t обозначается ВУ<° или Ef° (градусы Энглера).

В различных рекомендациях по подбору смазочных масел обычно в первую очередь приводится вязкость, от величины которой зависит возможность образования при заданных температуре, скоростях и давлениях необходимой смазочной пленки, а также возможность подачи (прокачивания) масла к рабочим поверхностям.

Вязкость масел существенно изменяется в зависимости от температуры, повышаясь с понижением последней. Так, длй автотракторных масел при перепаде температур от 100 до 0 °С кинематическая вязкость повышается в 100—250 раз. Поэтому в нормах на масла, предназначенные для работы в условиях резких перепадов температур, приводится вязкость, или отношение вязкостей при двух температурах, или, наконец, индекс 1!язк0сти — относительное число, характеризующее пологость температурной кривой изменения вязкости масла по сравнению с эталонным, для которого значение индекса принято за 100.

Температура застывания — температура, при которой в условиях стандартного опыта масло теряет текучесть. Этот показатель приводится почти для всех масел и в известной степени характеризует их состояние при низких температурах.

В то же время следует иметь в виду, что ряд весьма важных эксплуатационных особенностей поведения масла при низких температурах, как, например, сопротивление при прокачивании по трубопроводам, изменение вязкости – и т. д., этот показатель не отражает. Наиболее низкими температурами застывания обладают масла: трансформаторное (—45 °С), приборное (—60 °С).

Температура вспышки, определяемая стандартными методами, косвенно характеризует содержание в масле легких фракций и испаряемость его при повышенных температурах.

Температура вспышки масел, предназначенных для смазки холодных частей машин, составляет в зависимости от их вязкости 160—200 °С; масел для двигателей внутреннего сгорания 170—220 °С; масел для компрессоров 215—240 °С и для паровых машин 215—310 °С.

Кислотное число и термическая стабильность, определяемые стандартными методами, характеризуют соответственно содержание в масле органических кислот и склонность его к образованию лакообразных отложений при высоких температурах. Эти показатели имеют особое значение для масел двигателей внутреннего сгорания и компрессоров.

Величина кислотного числа масел для двигателей внутреннего сгорания и компрессоров обычно не превышает 0,1 — 0,15 мгс КОН на 1 гс масла, но при наличии присадок доходит До 2—3. Минимальным кислотным числом, не превышающим 0,05, обладают трансформаторное масло и масло для гидросистем. Масла, применяемые для смазки зубчатых передач, имеют кислотное число до 0,35.

Наиболее .существенными для консистентных смазок показателями являются следующие.

Температура каплепадения соответствует образованию в условиях стандартного опыта первой капли расплавленной массы. Этот показатель характеризует температурный “Редел, при котором смазка начинает переходить в жидкую фазу и, следовательно, теряет свое основное свойство конси-стентности.

Число пен ет рации (проницаемости) определяется величиной погружения в массу смазки иглы» стандартного прибора за определенное время, что характеризует степень консистентное (плотности) смазки. Чем выше консистентность смазки, тем ниже число пенетрации.

Предел прочности смазки проверяется по стандартному методу и характеризует сопротивление смазки сдвигу. Величина предела прочности различных смазок при температуре 50 °С находится в пределах 1,5—2,0 гс/см2.

Вязкость динамическая определяется в пуазах стандартным методом при 0°С и определенной скорости деформации. Динамическая вязкость смазки в известной мере характеризует сопротивление движению скользящих пар, вызываемое самой смазкой.

Марки масел. Из обширной номенклатуры смазочных материалов, вырабатываемых промышленностью, для подъемно-транспортных машин и. обслуживающего их силового оборудования применяется ассортимент, включающий: масла тепловых двигателей, компрессоров, масла и смазки общеиндустриального назначения, масла для ре’дукторов автотракторных машин и, наконец, масла для гидравлических систем.

Из масел, предназначенных для тепловых двигателей, наиболее широкое применение для подъемно-транспортных машин имеют масла автотракторные и дизельные, а также масла для паровых машин.

Автотракторные масла — дистиллятные, сернокислотной и селективной очистки с присадками предназначаются в основном для смазки карбюраторных двигателей. Эти масла рассчитаны на работу в условиях повышенных температур и давлений, обладают гарантированным кислотным числом, а ряд из них — также гарантированными индексом вязкости и моющими свойствами. Масла загущеные (с индексом «з») обладают повышенным индексом вязкости и пониженной температурой застывания. Некоторые из автотракторных масел широко применяются и для смазки редукторов подъемно-транспортных машин.

Дизельные масла — дистиллятные — загущенные или смеси дистиллятных масел с остаточными, как правило, содержат присадки. Эти масла рассчитаны на работу в условиях более высоких температур и давлений, чем масла автотракторные, и применяются исключительно для смазки дизелей.

Кроме основных показателей, указанных выше для автотракторных масел, масла дизельные имеют в большинстве случаев гарантированный показатель термической стабильности.

Масла для паровых машин— остаточные повышенной вязкости. Масла, предназначенные для машин, работающих на насыщенном паре, проходят неглубокую очистку и содержат смолистые вещества, защищающие масло от смыва конденсатом с рабочих поверхностей. К этой группе относятся легкие цилиндровые масла марок 11 и 24.

Масла для машин, работающих на перегретом паре, проходят очистку и обладают особо высокой вязкостью. К этой группе относятся тяжелые цилиндровые масла марок 38 и 52.

Компрессорные масла — дистиллятные, сернокислотной очистки. Эти масла предназначены в основном для поршневых компрессоров. Под воздействием. сжатого воздуха и высоких температур они находятся в условиях, которые способствуют их окислению и испарению, в связи с чем эти масла имеют повышенные показатели стабильности и температуры вспышки.

Масла для редукторов автотракторных машин объединяются общим названием трансмиссионных масел.

Трансмиссионные масла — изготовляются из остаточных неочищенных нефтепродуктов, смешанных с дистиллятными маслами, и предназначаются для смазки зубчатых передач автомобильных и тракторных задних мостов и коробок передач. В этих передачах, и особенно в гипоидных, давление в зоне контакта достигает 25—40 тс/см2, в связи с чем некоторые трансмиссионные масла содержат противозадирные присадки.

Помимо своего прямого назначения, трансмиссионные масла применяются и для смазки крановых редукторов.

Индустриальные масла — дистиллятные, сернокислотной очистки, предназначенные в основном для работы при температурах до +60° С и атмосферном давлении. Применяются эти масла в качестве картерной смазки зубчатых передач, подшипников скольжения и качения, а также деталей гидросистем.

Турбинные масла — дистиллятные, сернокислотной очистки, дополнительно очищенные отбеливающими землями, предназначаются, для циркуляционной смазки ответственных подшипников и мощных редукторов, применяются также в гидравлических системах.

Трансформаторное масло — дистиллятное, сернокислотной очистки, изготавливается из малопарафинистых нефтей. Обладает низкими вязкостью, кислотным числом и температурой застывания. Имеет гарантированные диэлектрические показатели.

Применяется для заливки трансформаторов и пусковой электрической аппаратуры.

Смазки, применяемые для подъемно-транспортных машин и их силовых агрегатов, в основном относятся к группам средне- и тугоплавких.

Среднеплавкие смазки (солидолы) представляют собой масла, загущенные кальциевыми мылами. Эти смазки устойчивы к сырости и воде, но при длительном пребывании в смазочных устройствах, а также после плавления меняют свою структуру.

Тугоплавкие смазки (консталины) представляют собой масла, загущенные натровыми мылами. Они значительно более стабильны во времени, но разлагаются под действием сырости и воды. Плавление и последующее затвердевание таких смазок не изменяют их структуры.

Смазки на смешанном натриево-кальциевом основании более стабильны, чем кальциевые, и могут работать в условиях сырости, т. е. занимают промежуточное место между солидо-лами и консталинами, являясь наиболее универсальными.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Смазочные материалы и жидкости для гидравлических систем"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства