Под составом ремонтного предприятия будем понимать набор структурных подразделений, где совершается производственный процесс ремонта погрузочно-разгрузочных машин. Основной составной единицей дорожных механических мастерских в силу существующих масштабов производства является отделение, а при числе рабочих более 30—40 — цех.
Мастерские включают отделения основного производства и вспомогательного. К основным производственным участкам относятся те, на которых совершаются основные производственные процессы. Это участки разборочный, сборочный, по восстановлению деталей и сборочных единиц и др. Вспомогательные службы представляют производственные подразделения, именуемые хозяйствами — ремонтное, энергетическое, складское и транспортное. Каждое отделение или хозяйство представляет собой группы людей, обеспеченных соответствующими производственными площадями и оборудованием и призванных выполнять заданные функции по обеспечению реализации основных производственных процессов.
Складское хозяйство предназначено для обеспечения количественного и качественного приема ремонтного фонда, запчастей, инструмента, материалов, сырья, топлива; обеспечения полной сохранности, быстроты выдачи и оперативного контроля наличия материальных ценностей.
Транспортное хозяйство, подразделяясь на внешнее, межцеховое и внутрицеховое, осуществляет всю заданную грузовую работу мастерских, связанную с доставкой материалов, запчастей, топлива и других грузов, поступающих с железных дорог и материальных баз; отправкой сборочных единиц (агрегатов) машин или оборудования на специализированные ремонтные предприятия или на линейные станции; перевозками грузов между отдельными цехами мастерских; перевозками грузов между отдельными рабочими местами.
Складское и транспортное хозяйство объединяются отделом снабжения, в функции которого, кроме того, входит осуществление своевременного заказа и получения оборудования, инструмента, запасных частей, материалов, сырья, топлива и др.
В задачу энергетического хозяйства входят: обеспечение бесперебойного снабжения рабочих мест всеми видами энергии (электрической, тепловой, газовой), расходуемой на производственные нужды, отопление и освещение при полном использовании мощностей энергоустановок; определение потребного количества энергии и топлива; разработка мероприятий по экономии энергетических ресурсов.
Ремонтное хозяйство мастерских призвано обеспечить правильную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений за счет непрерывного наблюдения за их состоянием, своевременного проведения ремонтов с целью восстановления эксплуатационных качеств оборудования, зданий и сооружений.
Важнейшими функциональными звеньями дорожных механических мастерских являются отделы плановый, технический и бухгалтерия. Плановый отдел разрабатывает перспективные и текущие планы по отделениям, участкам и в целом по мастерским, контролирует их выполнение, организует внутренний хозрасчет, руководит составлением техпромфинплана предприятия. В дорожных механических мастерских на плановый отдел возлагается также оперативное планирование и диспетчеризация производства.
Технический отдел ведает всей конструкторской и технологической подготовкой производства. Являясь частью обслуживающей системы, он призван разрабатывать мероприятия (с конкретной проработкой всех вопросов), направленные на совершенствование методов контроля и обеспечения качества продукции, организации и технологии основных и вспомогательных процессов, а также технологической подготовки производства; разрабатывать перспективные планы развития производства.
Бухгалтерия ведет учет основных и оборотных фондов, осуществляет расчеты с рабочими и служащими, составляет годовые отчеты, следит за состоянием оборотных средств и их оборачиваемостью, за своевременным поступлением средств и перечислением в госбюджет.
Подбор и расстановку кадров, набор рабочей силы в соответствии с планом предприятия, оформление увольнений производит отдел кадров. На отдел кадров также возлагается подготовка и повышение квалификации рабочих и служащих, изучение причин текучести рабочей силы, разработка мероприятий по улучшению бытового и культурного обслуживания рабочих.
В зависимости от размера дорожных механических мастерских некоторые функциональные звенья могут развиваться в самостоятельные отделы и хозяйства или, наоборот, сворачиваться за счет объединения ряда отделов или хозяйств в один.
Для дорожных механических мастерских наиболее эффективной может считаться бесцеховая система управления, которая облегчает и удешевляет производство за счет сокращения промежуточных звеньев, упрощения документации и документооборота, сокращения числа исполнителей.
Все производство по технологическому принципу делится на участки, объединяющие одно или несколько отделений, бригад и отдельных исполнителей. Такие участки также могут быть организованы из энергетического, ремонтного и других хозяйств. Во главе каждого участка стоит начальник участка (старший мастер), во главе отделения — мастер, во главе бригады — бригадир. Последний может быть освобожденным либо неосвобожденным. Общее руководство производством, а также складским и транспортным хозяйствами возлагается на заместителя начальника мастерских. Руководство технической и технологической подготовкой производства, энергетическим и ремонтным хозяйствами возлагается на главного инженера мастерских.
Рис. 93. Схема управления ремонтным предприятием
Общее руководство предприятием на основе единоначалия осуществляет начальник мастерских. Он распоряжается всеми средствами и имуществом предприятия в пределах, предусмотренных планом, подбирает и расставляет кадры, осуществляет систематический контроль и проверку выполнения заданий. Он отвечает за выполнение плана, соблюдение финансовой дисциплины, охрану социалистической собственности и хозяйственное ведение дела. Под непосредственным руководством начальника находятся плановый отдел, отдел кадров и бухгалтерия, что позволяет ему непосредственно осуществлять полный комплекс функций управления и планирования производственно-хозяйственной деятельности мастерских. Типовая схема управления ремонтным предприятием показана на рис. 93.
При отсутствии в мастерских должности заместителя начальника мастерских общее руководство производством, снабжением, сбытом и транспортным хозяйством также осуществляется начальником дорожных механических мастерских. Мастерские механизированных дистанций подчиняются главному инженеру дистанции и могут управляться начальником мастерских.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Состав ремонтного предприятия и управление"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы