Устройство стартера. Стартер 26.3708, предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле типа 26.37088, смонтированного на фланце крышки стартера. Стартер установлен с левой стороны двигателя и крепится фланцем с двумя шпильками к картеру сцепления. Момент затяжки гаек 40…52 Н-м (4,0…5,2 кгс-м).
Схема соединения стартера в общую схему автомобиля показана на рис. 2. Неисправности стартера, могущие возникнуть во время его работы, приведены в табл. 1, помещенной в конце подраздела:
— неизолированная щетка;
— изолированная щетка;
— катушка возбуждения;
— полюс;
— полюсный винт;
— вывод от катушки возбуждения;
— вывод обмоток реле, внутренний штекер 1А
Рис. 1. Стартер:
1 — крышка реле; 2 — контактный диск; 3 — шток реле в сборе; 4 — пружина контактного диска; 5 — корпус реле; 6 — обмотка реле; 7 — пружина якоря; 8 — якорь реле; 9 — серьга якоря; 10 — рычаг; 11 — прокладка; 12 — ось рычага; 13 — крышка со стороны привода; 14, 21 — втулки якоря; 15, 16, 23 — упорные шайбы; 17 — стопорное кольцо; 18 — упорное кольцо; 19 — роликовая ь уфта с шестерней; 20 — якорь в сборе; 21 — статор; 22 — стяжной болт; 24 — изоляционная прокладка; 25 — винт; 26 — колпак; 28 – пружина щетки; 29 — пластмассовый щеткодержатель; 30 — крышка со стороны коллектора; 31 — контактные болты тягового реле; 32
Рис. 2. Схема соединения стартера в общую схему автомобиля:
S — выключатель зажигания; G1 — генератор; С2 — аккумуляторная батарея; М — стартер
Статор имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна – параллельно им. Вал якоря вращается в двух бронзографитовых втулках , установленных в передней (со стороны привода) и задней крышках. Колпак, задняя и передняя крышки с расположенным между ними статором стянуты двумя стяжными болтами.
На задней крышке винтами закреплен пластмассовый щеткодержатель, имеющий фигурные гнезда под щетками. Щетки поджимаются к коллектору цилиндрическими пружинами, которые находятся в отверстиях пластмассового щеткодержателя и упираются в изоляционную прокладку. Все щетки имеют гибкие канатики. Канатики массовых щеток к крышке крепятся теми же винтами, что и пластмассовый щеткодержатель. Изолированные щетки соединены между собой и имеют общий вывод от одного из концов последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к контактному болту тягового реле.
На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни с роликовой муфтой свободного хода. При помощи привода, перемещающегося по винтовым шлицам вала, осуществляются зацепление шестерни стартера с ободом маховика и передача крутящего момента от стартера к двигателю. Наличие муфты свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса.
Электромагнитное тяговое реле 26.37088 служит для перемещения привода по винтовым шлицам вала якоря и ввода шестерни в зацепление с ободом маховика. Реле прикреплено двумя винтами к крышке стартера. Катушка реле имеет две обмотки – последовательную II и параллельную I, каждая из 167… 170 витков, намотанных в четыре слоя; параллельная из проволоки ПЭТВ-2-0,8; последовательная из проволоки ПЭТВ-2-09. Сопротивление обмоток при 20 “С соответственно 0,67…0,73 Ом и 0,41…0,47 Ом.
Внутри катушки находится передвигающийся якорь реле с возвратной пружиной. На одном конце якоря имеется серьга, соединенная с рычагом включения привода стартера, другой конец якоря упирается в шток с контактным диском. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обе обмотки реле; втягивающую и удерживающую. После замыкания контактов реле втягивающая обмотка отключается.
В процессе эксплуатации стартера могут возникнуть неисправности, основные внешние их признаки и способы устранения указаны в табл. 24; помещенной в конце подраздела.
Снятие и установка стартера. Для снятия и установки стартера необходимо иметь гаечные ключи 9, 12 и 17 мм.
Для снятия стартера нужно выполнить следующие операции: поставить автомобиль над смотровой канавой, отсоединить провода от аккумуляторной батареи, отсоединить провода от стартера, отвернуть две гайки шпилек крепления стартера к картеру сцепления, сдвинуть на длину шпилек стартер в сторону генератора и снять его. Установку стартера необходимо производить в обратной последовательности.
Проверка стартера. Чтобы убедиться в эффективности работы стартера, необходимо проверить на стенде его электрические и механические данные.
Электрическая схема соединений для проверки стартера на стенде показана на рис. 3. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2.
Стартер должен питаться от полностью заряженной аккумуляторной батареи 6СТ44-А или от специального источника тока, характеристика падения напряжения которого при нагрузке соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи 6СТ44-А.
Температура при проверках должна быть 25±5 °С, а щетки должны быть хорошо притерты к коллектору.
Проверка работоспособности. Замыкая выключатель Q, при напряжении источника тока 12 В произвести четыре включения стартера с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах: 2…2,4; 5,5…6,6; 9…10,8 Н-м (0,2…0,24; 0,55…0,66; 0,9…1,08 кгс-м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.
Рис. 3. Схема соединений длялроверки стартера (о) и реле стартера {б):
С — аккумуляторная батарея; РА — амперметр; Q — выключатель; PV — вольтметр; R — реостат; М — стартер
Если стартер не вращает зубчатый обод стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то следует разобрать стартер и проверить его детали.
Испытание в режиме полного торможения. Затормозить зубчатый обод стенда, включить стартер и замерить ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 400 А, не более 7 В и не менее 10 Н-м (1,0 кгс-м). Длительность включения стартера должна быть не более 2…3 с.
Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотках статора и якоря или замыкание обмоток на массу.
Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной могут быть окисление или загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.
При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться. Если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.
Для устранения неисправностей разобрать стартер и заменить или отремонтировать поврежденные детали.
Испытание на режиме холостого хода. Вывести зубчатый обод стенда из зацепления с шестерней стартера. Включить стартер и замерить потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера, которые должны быть соответственно не более 70 А и 5000+500 мин“1 при напряжении на клеммах стартера 11,8…12,2 В.
Если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.
Проверка тягового реле. Подключить реостат, реле и вольтметр в цепь, как показано на рис. 3, б Установить между ограничительным кольцом и шестерней прокладку толщиной 19,5±0,65 мм и включить реле.
Допускается проверка реле отдельно от стартера. При начальном зазоре между сердечником и якорем 8 ±0,45 мм и при осевой нагрузке 90 Н (9 кгс) при поданном на катушку реле напряжении 9 ±0,2 В, якорь реле должен быть втянут до упора в сердечник, а главные контакты замкнуты.
Проверка механических данных. Осевой свободный ход вала якоря должен быть 0,07…0,7 мм. Если он не находится в этом пределе, то разобрать стартер и подобрать толщину и количество шайб.
Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевому валу и возвращаться из рабочего положения в исходное под действием возвратной пружины якоря реле.
При повороте шестерни привода в направлении вращения якоря он вращаться не должен. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря под действием момента не более 17 Н-м (1,7 кгс-см).
Ремонт стартера. Неисправности или повреждения устраняют заменой деталей. Единственный вид ремонта, который может быть выполнен, это проточка торцового коллектора.
Разборка стартера. Для разборки необходимо:
— отвернуть гайку контактного болта крепления провода и отсоединить провод,
— отвернуть два винта крепления реле, снять реле и разобрать его в следующем порядке:
— от наконечника отпаять вывод обмотки реле;
— отвернуть винты крепления крышки реле и вынуть их;
— снять крышку реле, не нарушая вывода включающей обмотки, вынуть шток реле в сборе с контактным диском и якорь реле;
— отвернуть гайку оси рычага и вынуть ее из крышки;
— отвернуть и вынуть два стяжных болта статора, снять колпак, изоляционную фибровую прокладку и пружины щеток;
— снять статор в сборе с задней крышкой, легким постукивание снять заднюю крышку со статора и вынуть из гнезд крышки изолированные щетки;
— на задней крышке отвернуть гайки винтов, крепящие изолированный щеткодержатель и выводы неизолированных щеток, снять щеткодержатель и щетки;
— с вала якоря (со стороны коллектора) снять упорные шайбы;
— снять с передней крышки резиновую уплотнительную прокладку, вынуть якорь вместе с приводом и рычагом. При этом заметить положение рычага в собранном стартере и при последующей сборке установить его в то же положение;
— снять две шайбыс шейки вала со стороны привода (одна-упорная шайба, вторая – специальная пружинная шайба);
— сдвинуть упорное кольцо, освободив при этом стопорное кольцо, снять с вала стопорное и упорное кольца и привод;
— при снятии поврежденной обмотки катушки возбуждения отпаять вывод, отметить на полюсах обмоток и корпусе места установки полюсов и с помощью приспособления отвернуть полюсные винты. Вынуть полюсы и обмотку из корпуса статора.
Проверка технического состояния. Якорь. Проверить мегомметром, нет ли замыкания обмотки якоря на “массу”. При проверке мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с массой, заменить.
Специальным прибором проверить, нет ли замыканий между секциями обмотки якоря или пластинами коллектора, а также, нет ли.обрывов в месте пайки выводов секции обмотки к пластинам коллектЬра.
Осмотреть рабочую поверхность коллектора и проверить ее биение относительно цапф вала. Загрязненную или пригоревшую поверхность зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Если повреждение поверхности значительно или ее биение больше 0,05 мм, проточить коллектор на токарном станке, снять как можно меньше металла. После проточки прошлифовать коллектор мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Проверить биение сердечника относительно цапф вала. Если оно больше 0,10 мм, заменить якорь.
Проверить состояние поверхности шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала якоря появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалить их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу.
Привод. Зубья шестерни не должны иметь значительного износа. Если на заходной части зубьев имеются забоины, то подшлифовать их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты, но только в направлении вращения якоря при запуске двигателя. Если детали привода повреждены или значительно изношены, заменить привод новым.
Статор. Проверить мегомметром, нет ли замыкания обмотки статора на “массу”. Если мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также если обмотка имеет следы перегрева (почернение изоляции),, заменить обмотку. Для замены катушек обмотки статора снять полюсы, вывернуть крепежные винты. Перед снятием полюсов сделать метки на корпусе и полюсах, чтобы после сборки поставить их в прежнее положение. Обмотку перед установкой рекомендуется подогреть примерно до 50 °С, чтобы придать ей гибкость и облегчить укладку на полюсах. Полюсы затянуть винтами до отказа, чтобы воздушный зазор между якорем и полюсами был равен 0,48…0,76 мм при проверке щупом. Винты после затяжки закернить. Расточка полюсов не допускается.
Крышки. Проверить, нет ли на крышках трещин. Если они имеются, заменить крышки новыми. Проверить состояние втулок крышек. Если они изношены, то заменить крышки в сборе или только втулки. Новые втулки после запрессовки необходимо развернуть, втулку со стороны привода до размера 12,015+0’03 мм, втулку со стороны щеток до размера lOt-0,015 мм. Проверить надежность крепления щеткодержателей на крышке со стороны коллектора. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с “массой”. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 9 мм, заменить новыми, предварительно притерев, их к коллектору. Проверить динамометром давление пружин на щетках, которое для новых щеток должно составлять 9,5…12,5 Н (0,95…1,25 кгс). При необходимости заменить пружины-новыми.
Тяговое реле. Проверить легкость перемещения якоря реле. Проверить состояние контактов. Если они подгорели, зачистить их мелкозернистой шкуркой или плоским бархатным напильником. При значительном повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной можно повернуть их на 180°. Проверить сопротивление обмотки реле, надежность соединения ее выводов со штекером “50” и с “массой”, а также, нет ли следов перегрева обмотки. Поврежденное реле заменить новым.
Сборка стартера. Перед сборкой смазать маслом для двигателя винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты. Втулки обеих крышек и шестерню смазать маслом для двигателя, а поводковое кольцо привода – смазкой Литол-24.
До начала сборки проверить осевой свободный ход вала якоря, предварительно собрав вместе крышки, корпус и якорь и затянув гайки стяжных шпилек. При этом якорь может быть без привода, а крышка без рычага. Осевой свободный ход вала должен быть в пределах 0,07…0,7 мм. Изменение величины свободного хода достигается подбором количества или толщины регулировочных шайб.
Подобрав регулировочные шайбы, приступить к сборке, которая выполняется в порядке, обратном разборке:
— на вал якоря установить муфту и упорное кольцо, а в выточку на валу якоря – стопорное кольцо и надвинуть на него упорное кольцо. На шейку вала со стороны привода установить опорную шайбу и пружинную;
— установить крышку со стороны привода на шейку вала якоря. При этом рычаг должен войти в паз крышки, а его пальцы во втулку отводки;
— вставить ось рычага и закрепить ее гайкой, установить уплотнительную прокладку;
— на заднюю крышку установить пластмассовый щеткодержатель, неизолированные (массовые) щетки и закрепить их винтами;
— вставить в гнезда щеткодержателя изолированные щетки.
— установить на статор заднюю крышку, совместив канавку на торце крышки со штифтом на статоре;
— надеть на шейку вала якоря со стороны коллектора две шайбы, сначала стальную, а затем фибровую и надеть статор с задней крышкой на якорь, совместив при этом штифт на статоре с канавкой передней крышки;
— установить пружины щеток в их гнезда, уложить на них фибровую изоляционную прокладку, а затем колпак, вставить и затянуть два стяжных болта;
— собрать реле в следующей последовательности: установить контактный диск с штоком, поставить крышку реле и завернуть винты крышки, припаять вывод обмотки реле к наконечнику, завести серьгу якоря на рычаг, вставить якорь с пружиной в катушку.
Таблица 1. Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стартер ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы