Решение вопросов научной организации производства и труда механизаторов требует не только знания закономерностей взаимодействия трех элементов механизированного процесса: применяемой техники, внешних производственных условий (среды) и людей, управляющих машинами, но и уменья регулировать этот сложный процесс в направлении оптимизации.
Механизатор — главная производительная сила в сельскохозяйственном производстве. Последовательное увеличение мощности применяемых агрегатов, усложнение конструкций машин, увеличение скоростей движения, интенсификация технологических процессов и повышение требований к уровню технической эксплуатации машин — неизмеримо повысили роль людей, обслуживающих эту технику. Чем мощнее агрегат, тем больше потери от каждой минуты его простоя, от каждого км/ч потерянной скорости, от каждого процента недоиспользованной мощности. Вот почему хотя повышение мощности двигателей тракторов, самоходных машин, автомобилей относительно уменьшает количественную потребность в механизаторских кадрах, вместе с тем неизмеримо увеличивает требования к квалификации водителя, к организации рабочего места, охране труда, к использованию его потенциальных возможностей.
Стимулирование — одна из важнейших проблем научной организации труда. Практическое ее решение предполагает не только обеспечение материальных условий, но и морально-психологических предпосылок высокопроизводительного труда.
Человек избирательно реагирует на воздействие различных факторов в процессе труда. Знание закономерностей этого восприятия, соблюдение определенных психологических правил и дидактических принципов материального и морального стимулирования — необходимые условия научной организации труда.
Психологическая предрасположенность, вызывающая интерес к труду и эмоциональную реакцию, противодействующую утомлению, делает труд исполнителя более производительным и повышает качество работы.
Психологическая предрасположенность к труду и личная заинтересованность в нем слагаются, как показывают специальные исследования и производственный опыт, из трех основных интересов: материального, творчески познавательного и коллективистского общения.
Материальная заинтересованность — важнейший фактор психологической предрасположенности к труду, поскольку труд — условие существования человека, удовлетворения его потребностей, основа материального благополучия. От полноты и разносторонности удовлетворения этих потребностей человека прежде всего зависит его психологическая настроенность к труду.
Принятые сдельно-премиальная и аккордно-премиальная системы оплаты труда механизаторов, а также дополнительные надбавки за классность, стаж работы, сохранность и хорошее использование техники, экономию топлива и смазочных материалов, обслуживание каждой дополнительной машины, включенной в состав агрегата, за работу на агрегате без прицепщика закрепляют принцип оплаты в соответствии с количеством и качеством вложенного труда и служат основой для реализации принципа материального стимулирования труда механизаторов.
Творчески познавательный интерес наряду с материальным интересом играет важную роль в психологической предрасположенности к труду. Свойственное человеку стремление к духовному совершенствованию требует непрерывного восприятия информации из внешнего мира, что является одним из условий развития личности, удовлетворения ее духовных потребностей. Чем выше культурно-образовательный уровень работника, тем больше его познавательный интерес.
Внедрение новой, модернизация старой техники, освоение в эксплуатации новых, более совершенных машин, улучшение условий на рабочем месте (ликвидация вибрации, шума, запыленности, загазованности воздуха и др.) создают предпосылки для удовлетворения познавательного интереса, вызывают творческий подъем, усиливают желание трудиться.
Коллективистское общение — необходимый интерес, создающий психологическую предрасположенность к труду. В производстве люди,— указывает К. Маркс,— воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности, для взаимного обмена своей деятельностью.
Совместный труд, удовлетворяющий потребности коллективного общения, стимулирует повышение жизненной энергии работника, активизирует его трудовую деятельность, повышает личную заинтересованность в результатах работы.
Примером могут служить передовые тракторные бригады и звенья, где сложились прочные коллективы, в которых людей объединяют общие интересы, творческое общение и взаимопомощь, сложился определенный «психологический климат», благоприятный для повышения интереса к общему творческому труду.
На основании обобщения специальных исследований и производственного опыта В. М. Шепель устанавливает три психологических правила стимулирования труда.
1. При стимулировании необходим учет всего комплекса факторов, на основании которого складывается впечатление работника о труде и профессии. Комплекс этих факторов в сельскохозяйственном производстве многообразен. Прежде всего это внешние общие условия труда в хозяйстве. Сюда относятся жилищно-бытовые условия, отдаленность места работы и транспортные условия, сложившиеся условия оплаты и материального стимулирования в хозяйстве, обеспеченность устойчивого заработка на протяжении года, постановка технического нормирования, оперативного планирования, управления, учета, сложившееся представление о стиле руководства административного и технического персонала, режимы труда и отдыха на протяжении суток и сезона, доступность, регулярность, разнообразие и привлекательность культурных мероприятий, возможности и условия повышения квалификации без отрыва от производства.
Условия организации механизированных работ. К ним относят чистоту, санитарно-гигиенические условия и порядок на полевом стане, в мастерских, на нефтебазе, организацию питания, «психологический климат» в бригаде, звене, стиль и четкость руководства бригадира, механика, постановка технического обслуживания машин, заблаговременность выдачи нарядов и заданий, уровень и своевременность подготовки рабочих участков к работе агрегата, четкость технологического обслуживания работающих агрегатов на загоне, четкая и своевременная приемка выполненной работы, справедливая оценка ее качества.
Условия на рабочем месте: конструкция машины и ее техническое состояние, уровень вибрации, шума, загазованности, запыленности и температуры воздуха в кабине трактора, эргономические характеристики обслуживаемых машин, удобство и малая трудоемкость их обслуживания, наличие приборов, инструмента, приспособлений, облегчающих процесс обслуживания и др.
Условия труда механизаторов остаются пока неудовлетворительными.
В настоящее время в сельском хозяйстве насчитывается около 3,6 млн. механизаторов, в том числе около 2,5 млн. трактористов-машинистов. Как будто бы немало! На самом деле совершенно недостаточно для полного использования техники. Текучесть и недостаток механизаторских кадров, если учесть, что эта тенденция еще имеется, должны привлечь самое серьезное внимание.
Недостаток механизаторских кадров — одна из причин неполного использования наличного парка, низких значений коэффициента сменности, затягивания сроков выполнения механизированных работ, обезличивания машин и их преждевременного списания.
Главными причинами недостатка механизаторских кадров, несмотря на организацию их массовой подготовки, являются:
1) все еще недостаточное использование возможностей материального стимулирования (во многих случаях при более тяжелых условиях работы сельские механизаторы получают меньшую оплату, чем в промышленных предприятиях);
2) неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия на рабочем _месте, приводящие к профессиональным заболеваниям.
В передовых хозяйствах нет проблемы механизаторских кадров. Так, в совхозе «Уйский» Челябинской области 2000 постоянных рабочих, при надобности их число может быть увеличено. «Человека,— утверждает директор совхоза Герой Социалистического Труда Г. Ф. Дейнеко,— должна удовлетворять работа, он должен удобно жить и хорошо отдыхать».
В хозяйстве дома с газом и ванными; сто километров внутренних дорог; молодежь любого отделения доставляют в вечернюю школу; в хозяйстве Дом культуры, семь клубов с широкоформатными киноустановками, четырнадцать прудов, парк с водной станцией. Открыта музыкальная школа. На стипендии совхоза в вузах и техникумах учатся 60 человек.
При серьезном внедрении научной организации труда механизаторов вопросу создания нормальных условий и охраны их труда должно уделяться большее внимание, чем машинам. Забота о людях должна быть систематической, /повседневной и всесторонней.
Это прежде всего борьба с усталостью путем рационального чередования труда и отдыха. Четкое чередование смен, своевременные перерывы на обед—главные мероприятия в рациональном режиме рабочего времени.
Свое значение имеет организация доставки механизаторов к месту работы и обратно. В передовых хозяйствах, как правило, механизаторов к месту работы подвозят на автомобилях, при этом экономится время и люди не устают.
Большое значение имеет организация отдыха (внерабочее время). На всех полевых станах, особенно отдаленных от населенных пунктов, должны быть созданы хорошие культурно-бытовые условия, способствующие полноценному отдыху механизаторов. На полевых станах передовых хозяйств добротные дома. Станы обсажены декоративными и плодовыми деревьями, по обочинам пешеходных дорожек— цветники. Комнаты отдыха обставлены мебелью. Здесь чисто, уютно. На столах свежие газеты, журналы. На полевых станах оборудованы души. Придя со смены, усталый механизатор может помыться и хорошо отдохнуть.
Важное значение для обоснованной организации стимулирования труда механизаторов имеют социологические исследования, имеющие целью выяснить, насколько рабочие удовлетворены своей профессией, какие факторы и в какой мере стимулируют повышение производительности труда.
Достоверная психологическая и социологическая информация дает всестороннюю оценку производственных явлений, а также профессиональных и личных качеств работающих, позволяет разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, повышение интереса к труду, что в конечном счете ведет к закреплению постоянства кадров механизаторов, к повышению производительности их труда.
2. При организации стимулирования необходимо постоянное сочетание материальных и моральных стимулов. Только их единство делает систему стимулирования воспитывающей.
Необходимым условием эффективности стимулирования труда является сочетание материальных и моральных стимулов. Коммунизм нельзя строить только на энтузиазме,— указывал В. И. Ленин,— а при помощи энтузиазма, на личной заинтересованности.
Одним из мощных моральных стимулов является производственное социалистическое соревнование.
Придавая большое значение дальнейшему развитию социалистического соревнования тружеников сельского хозяйства, ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли постановление «О Всесоюзном социалистическом соревновании работников сельского хозяйства за увеличение производства и заготовок продуктов земледелия и животноводства в 1974 году». Обращение вызвало горячий отклик у всех тружеников села. С новой силой разгорается соревнование за увеличение производства и заготовок сельскохозяйственной продукции, за наиболее эффективное использование каждого гектара земли, каждой машины, каждой тонны удобрений, каждого центнера кормов. Труженики полей изыскивают новые резервы, чтобы дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами.
Действенность соревнования, особенно по показателям производственной деятельности, зависит от своевременности и четкости постановки учета и объективности устанавливаемых показателей.
Гласность и наглядность соревнования при объективности показателей и наличии строгого учета усиливают его действенность и эффективность.
Доски показателей соревнования при своевременности и регулярности их оформления, фотографии передовиков на досках Почета, звездочки на бункерах комбайнов по количеству намолоченного зерна, почетные вымпелы на передовых агрегатах, переходящие знамена у передовых подразделений — победителей соревнования, присвоение званий «Бригады отличного качества», «Ударника коммунистического труда» — все эти наглядные поощрения побуждают участников соревнования к дальнейшему повышению показателей своего труда.
Стимулирующий эффект соревнования проявляется особенно сильно, когда оно носит характер состязания его участников. Таковы проводимые в последние годы районные, областные, республиканские и всесоюзные соревнования пахарей, стригалей, дояров, а также соревнования мастеров-наладчиков по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка. Проводимые по определенным правилам, в присутствии многочисленных зрителей, оцениваемые по индивидуальным результатам авторитетной судейской коллегией и сопровождаемые выдачей дипломов и премий, присвоением почетных званий такие соревнования-состязания превращаются в общественный смотр и оценку достижений соревнующихся, побуждают участвую» щих повышать свои знания и мастерство, служат наглядной школой освоения передовых приемов работы.
3. При стимулировании необходимо учитывать, что оно предполагает не только поощрение (материальное и моральное), но и соответствующее наказание.
Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин указывал, что укрепление трудовой дисциплины, умение работать, спорость и интенсивность труда, лучшая его организация — важнейшая задача партии, профсоюзов и других общественных организаций, хозяйственных руководителей. Эти ленинские указания нашли отражение в законодательстве о труде.
Стимулирование труда следует рассматривать как единую систему поощрения и наказания. Именно в этом единстве заложена психологическая основа стимулирования и его воспитательный эффект.
При определении меры наказания необходим всесторонний учет причин и характера совершенного проступка с тем, чтобы наказание было и объективным. Наказание психологически воспринимается глубже и объективнее, если оно выступает как общественная оценка, установленная не только администрацией, но и общественными организациями и притом придается гласности.
Особое значение имеет материальное стимулирование. Принятая система оплаты труда работников совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также Примерный Устав колхоза дают руководителю хозяйства возможность правильно организовывать материальное стимулирование труда путем продуманного использования возможностей основной и дополнительной премиальной оплаты. Оплата труда должна иметь и воспитательное значение.
Важно соблюдение следующих правил.
1. Оплата труда должна соответствовать результатам труда каждого работника, его усилиям и отношению к труду.
При сдельно-премиальной системе оплата труда за выполненный в бригаде (звене) объем работ производится по сдельным расценкам, определяемым исходя из тарифных ставок и норм выработки. Оплата труда за полученную продукцию производится после завершения сельскохозяйственных работ путем начисления 1,25% заработка рабочего за выполненные в бригаде (звене) работы за каждый процент?
полнения годового плана производства сельскохозяйственной продукции сверх 80% и по 1% указанного заработка в каждый процент перевыполнения этого плана. 1 В хозяйствах, расположенных в зонах недостаточного увлажнения, оплата труда за полученную продукцию начисляется в размере 0,5% за каждый процент выполнения годового плана производства продукции сверх 50% и по 1% от заработка за каждый процент перевыполнения плана. Своевременное и качественное выполнение работ способствует увеличению производства продукции, поэтому каждый исполнитель заинтересован в своевременности и высоком качестве выполняемого процесса.
В совхозе «Ундинский» Балейского района Читинской области созданы постоянные звенья, за ними закреплены земля и техника, установлен план посевов, урожайности и лимит затрат. Получаемую продукцию звено распределяет между членами. Контроль качества осуществляет само звено. За плановую продукцию выдается дополнительная оплата, а за сверхплановую—премии (20% от стоимости сверхплановой продукции).
Передовые хозяйства применяют дифференцированную оплату за качество выполнения механизированных работ.
В колхозе «Знамя коммунизма» Майнского района Ульяновской области качество работы оценивается по пятибалльной системе. При оценке «хорошо» трактористу начисляется дополнительно 20% сдельного заработка, при оценке «отлично»— 25%. Каждый сеяльщик имеет эталон для контроля нормы высева умело пользуется им. Кроме премий и дополнительной оплаты за высокое качество работ, колхоз начисляет им 20% стоимости сверхпланового сбора зерна.
В колхозе «Украина» Городокского района Хмельницкой области проводниками высокой культуры земледелия являются не только специалисты, но и все труженики хозяйства.
Правление, специалисты, партийная организация принимают все меры к тому, чтобы каждый колхозник сознательно выполнял требования агрономического комплекса, боролся за повышение плодородия почв, рост урожаев на каждом поле, каждом гектаре.
Механизированные работы в колхозе оцениваются только
Учетом качества. При отличной оценке оплата повышайся на 20%, хорошей — остается на уровне 100% и при Удовлетворительной — снижается.
После введения этой системы ни к одному механизатору не применялось снижения оплаты труда. Все работали отлично.
В хозяйствах Целинного района Курганской области широко применяется дифференцированная оплата труда, стимулирующая борьбу за качество механизированных работ на уборке сена. За сено, содержащее 20 млг каротина в килограмме корма, к основному заработку начисляется 60% дополнительной оплаты, при 10—15 млг каротина т— 40%.
Отношение механизатора к труду проявляется и в таких показателях, как сохранность техники и экономия средств на ремонте. Руководитель имеет возможность поощрять хороших механизаторов, выплачивая один раз в год после окончания ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин трактористам-машинистам 40%, а бригадирам и их помощникам — 10% экономии средств, предусмотренных по нормам на ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин, при условии выполнения ими установленного годового объема работ на закрепленных машинах. При эксплуатации новых тракторов и машин указанные выплаты в первые два года производятся в половинном размере, а при эксплуатации тракторов и машин, амортизированных более чем на 80%,— в полуторном размере.
2. Оплата должна правильно отражать специфику труда и квалификацию механизатора.
Действующие тарифные сетки и ставки предусматривают для трактористов-машинистов три группы ставок по территориальному признаку, учитывающему природные условия и продолжительность полевых работ, и шесть разрядов в каждой из них. Соотношение крайних тарифных ставок разрядов составляет от 1,7 до 2,11 и отражает широкую возможность дифференцировать оплату с учетом интенсивности труда и особенностей его условий.
В зависимости от квалификации и деловых качеств трактористам-машинистам присваиваются I, II и III класс квалификации и выплачивается надбавка за классность: I класса— 20% и II— 10% заработка, начисленного на механизированных работах.
Важным стимулом закрепления постоянства кадров механизаторов является выплата единовременной (один раз в год) надбавки за стаж работы по специальности в данном хозяйстве от суммы годового заработка.
3. При материальном стимулировании необходимо учитывать зависимость личного поощрения работника от результатов усилий всего коллектива. Огромные возможности для осуществления этого правила открывает перевод бригад и звеньев на хозяйственный расчет. Введение хозрасчета с применением аккордно-премиальной оплаты за конечный продукт имеет для каждого члена коллектива огромное воспитательное значение, так как каждый работник ощущает непосредственную связь между своим личным вкладом и результатами работы коллектива.
Такая система материального стимулирования способствует сплочению коллектива, творческой взаимопомощи, взаимоконтролю.
В бригадах и звеньях комплексной механизации, работающих на хозрасчете при аккордно-премиальной системе оплаты труда, объем производства продукции выше на 12—30%, себестоимость ее ниже на 8—10%, заработки механизаторов выше на 160—210% по сравнению со средними показателями по хозяйству.
В колхозе имени Салавата Стерлитамакского района Башкирской АССР введение после перевода на хозрасчет материального стимулирования позволило увеличить валовую продукцию на 46%, чистый доход— на 91%, производство продукции на один человеко-день—на 55%. Сумма доплат за экономию затрат здесь составляет 33% от основной оплаты.
Особо внимательно и продуманно следует применять стимулирование труда при внедрении новой технологии, что требует дополнительных затрат труда и нередко вызывает у исполнителей сомнение о возможности освоения новых приемов или боязнь потери заработка.
Очень важно правильно применять дидактические (поучительные) принципы стимулирования. Главные из них: Определенность показателей системы стимулирования, их доступность для восприятия исполнителем, своевременность доведения показателей до исполнителей, так же как и своевременность учета их выполнения, поощрение хорошей работы и взыскания за брак или нерадивое отношение к труду; гласность поощрения и наказания; наглядность самих показателей и результатов, достигнутых исполнителями, а также самих форм поощрения и наказания.
Систематическое применение рассмотренных принципов стимулирования. труда позволяет сформировать трудовые коллективы как социальные организации, связанные единством общей и непосредственной производственной цели, в которых благодаря коллективизму, сотрудничеству, взаимопомощи, функциональному разделению и кооперации труда, общей ответственности за его результаты создаются условия значительного повышения производительности труда.
Трудовой коллектив находится, как отмечает М. Маке-енко, в сложных внутренних и внешних взаимоотношениях, откладывающих глубокий след в групповом сознании (традиции, привычки, нравственные принципы, взаимоотношения индивидов, реакции на информацию внешней среды И др.).
Для формирования трудового коллектива с высоким уровнем общественного сознания необходимо последовательное целенаправленное закрепление следующих типичных для него социально-психологических черт: согласованность действий, целеустремленность, осведомленность, соревнование, заинтересованность в результатах труда, коллективизм и сотрудничество, взаимопомощь, ответственность, чувство долга, инициативность и активность в действиях, самостоятельность в решении производственных задач, самоконтроль, дисциплинированность, принципиальность, импульс-но-волевые качества.
Перечисленные социально-психологические черты имеют особое значение в коллективах механизаторов, где комплексный характер производственных процессов требует четкого целенаправленного взаимодействия всех его элементов.
Изучение и обобщение опыта работы передовых тракторных бригад и звеньев комплексной механизации, на протяжении ряда лет достигающих высоких показателей, показывает, что существенную роль в достигаемых результатах играет «психологический климат», складывающийся в коллективах. Этот «климат» характерен сплоченностью коллектива, атмосферой творческой дружбы, товарищеской взаимопомощи, взаимоконтроля, заинтересованностью каж-дого члена коллектива в его делах, общественным порицанием коллективом проступков отдельных его членов, твердой дисциплиной труда, основанной на высоком сознании своего общественного долга перед коллективом. Огромную роль при этом играет стиль работы руководителя (бригадира, звеньевого), формы его общения с членами коллектива.
Хорошо организована работа во второй бригаде колхоза имени Фрунзе Егорьевского района Алтайского края, возглавляемой П. Н. Печенкиным.
Все мероприятия, проводимые в бригаде, направлены на решение главной задачи — повышение эффективности производства путем роста продуктивности земли. Механизаторы уделяют самое серьезное внимание полному использованию каждого гектара.
Бригада — коллектив высокой культуры земледелия, Освоены интенсивные севообороты, введена система безотвальной обработки почвы.
Все производство ведется на основе научной организации труда.
Комплекс производственных процессов проводится по заранее составленным технологическим картам. Четко организована система технического обслуживания, обеспечивающая высокую готовность машин. Своевременность технических уходов контролируется талонной системой заправки машин.
Атмосфера деловитости, творчества в коллективе механизаторов, умело создаваемая бригадиром, основана на личном примере, высокой требовательности, сочетающейся с заботой о людях, учетом их склонностей, способностей.
Весь коллектив заботится о наибольшей отдаче каждого гектара закрепленной за бригадой земли, высокой выработке машин, наибольшей отдаче от каждого килограмма удобрений, кормов, каждого рубля производственных фондов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стимулирование труда механизаторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы