Работы, выполняемые при техническом обслуживании машин.
Техническое обслуживание асфальтоукладчиков включает ежесменное техническое обслуживание (ЕО); техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2.
При ежесменном техническом обслуживании проводят профилактический осмотр; очищают машину от налипшей асфальтобетонной смеси; проверяют крепления сборочных единиц; натягивают цепи и ремни; проверяют работу приборов и действие рычагов управления, уровень масла в жидкостных системах; смазывают согласно карте смазки трансмиссию винтового конвейера, опоры эксцентрикового вала и вала питателя, шарниры рычагов управления; в конце работы смазывают упорные ролики, питатели, выглаживающую плиту, трамбующий брус, борта бункера.
При ТО-1 проверяют крепление двигателя, редукторов, гидрооборудования, состояние ходовой части; заменяют смазочный материал подшипников эксцентрикового вала, опор регулятора толщины, подшипников питателя, ходовой части.
При ТО-2 определяют техническое состояние сборочных единиц машины при снятых кожухах передач; заменяют масло в гидросистеме, корпусе ходоуменьшителя, коробке передач, редукторах, ходовой части.
Техническое обслуживание катков включает в себя ежесменное техническое обслуживание, техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3.
При ежесменном техническом обслуживании подтягивают крепления, доступ к которым возможен без разборки; устраняют утечки топлива, жидкости и воздуха; проверяют работу системы управления поворотом, механизма реверса, тормозной системы, системы подвески колес, вибровозбудителя; проверяют состояние резино-металлических амортизаторов двигателя и вибровозбудителя, уровень рабочей жидкости в гидросистеме, натяжение ремня компрессора, вибровозбудителя.
В первую очередь при ЕО проверяют крепления элементов ходового оборудования, фланцев карданных передач, крепление движителей механизмов поворота. Болты и шпильки, которые при работе подвержены динамическому действию, должны быть снабжены стопорными устройствами; к ним относятся контргайки, пружинные разрезные шайбы, корончатые гайки со шплинтом, отгибные шайбы, стопорная проволока.
При ТО-1 проверяют крепление двигателя, коробки передач, топливного бака, гидробака, аккумуляторной батареи; проверяют уровень масла в редукторах; смазывают подшипники вибровозбудителя; проверяют тормозной путь машины и регулируют ножной тормоз; проверяют состояние и натяжение пружин скребков вальцов; регулируют люфт рулевого колеса; сливают отстой из баков для смачивающей жидкости. Крепежные работы выполняют для ответственных соединений с помощью динамометрической рукоятки. Это дает возможность контролировать степень затягивания болтовых и шпилечных соединений.
При ТО-2 регулируют подшипники направляющих и ведущих вальцов, муфты механизма реверса и вибратора, промывают коробку передач, бортовой редуктор, заливают в них свежее масло, сливают топливо и смачивающую жидкость, промывают баки; проверяют свободный ход педали тормоза, уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре, состояние фрикционных накладок; снимают, промывают и смазывают приводную цепь вальца; проверяют люфт в шарнирных соединениях рулевого управления; смазывают карданные валы.
При ТО-3 проверяют состояние ручного тормоза и при необходимости заменяют фрикционную ленту; разбирают направляющий и ведущий вальцы, проверяют состояние уплотнений и заменяют изношенные детали, собирают вальцы и регулируют зазор между секциями направляющего вальца; проверяют состояние фрикционов механизма реверса; регулируют подшипники ступиц передних и задних колес, раздаточного редуктора; заменяют смазочный материал в ступицах рабочих органов, картере рулевого механизма, раздаточного редуктора, повышающего редуктора и картере заднего моста.
При каждом техническом обслуживании смазывают машину согласно карте смазки, приложенной к инструкции по эксплуатации. Техническое обслуживание двигателя или базового тягача производят согласно документации, с которой поставляют машины. Сезонное техническое обслуживание проводят независимо от количества отработанных часов в сроки, установленные для каждого климатического пояса. Оно заключается в смене смазочных материалов, проведении внеочередного ТО-2, проверке плотности злект-тролита аккумуляторной батареи. В случае использования воды в качестве охлаждающей жидкости ежесменно сливают ее из бака.
На самоходных пневмоколесных катках регулируют подшипники колес переднего и заднего мостов и редукторов трансмиссии.
Порядок проведения работ по техническому обслуживанию. Профилактические мероприятия по предупреждению неполадок и неисправностей в механизмах, сборочных единицах и деталях машин включают в себя ряд работ, основными из которых являются внешнее обслуживание; контрольный осмотр; проверка креплений; регулировочные работы; смазывание; заправка топливом и другими жидкостями; проверка налаженной машины и оформление технической документации о проведении ТО.
Машины для укладки материалов и их уплотнения работают в условиях повышенной загрязненности. Рабочие органы машины соприкасаются с асфальтобетонной или гравийно-песчаной смесью. Учитывая, что подвижность материалов на основе вяжущих веществ со временем ухудшается, операции внешнего обслуживания следует проводить своевременно.
Внешнее обслуживание включает в себя уборку кабины машиниста, очистку рабочего оборудования и ходовой части, мойку и протирку.
Очистку от остатков материала и грунта производят металлическими скребками, щетками (металлическими и волосяными), деревянными лопатками. После работы с материалами на основе органических вяжущих веществ очистку и мойку следует проводить с помощью горячей воды или пароводяной смеси, которую приготовляют в специальных установках. При мойке холодной водой можно применять поливомоечные машины или передвижные моечные установки.
Для удаления остатков воды необходимо проводить обдувку вымытых агрегатов и механизмов сжатым воздухом. Источником подачи воздуха служит компрессор автомобиля, катка или передвижной компрессор.
Контрольный осмотр проводят по окончании мойки. В процессе осмотра устанавливают комплектность машины, выявляют внешние поломки и повреждения, места протекания масла, топлива.
Регулировочные и крепежные работы — одни из основных операций при техническом обслуживании машин. Целью регулировочных работ является восстановление начальных и допускаемых посадок и зазоров, возникающих в результате изнашивания и изменения теплового состояния.
Смазывание машин выполняют во время каждого очередного технического обслуживания. При этом следует применять те масла и смазки, которые рекомендованы заводами-изготовителями. Смазывание машин снижает потери мощности на трение, продлевает срок службы, удаляет продукты изнашивания с поверхностей трения, охлаждает детали, повышает компрессию двигателей и компрессоров, предохраняет детали от коррозии.
В картер смазочных устройств масло заливают через воронки с сеткой. Для заправки используют масленки, шприцы и нагнетатели. Действие шприцев и нагнетателей основано на выталкивании смазочного материала из корпуса под действием поршня. Поршень у шприцев для жидкой смазки перемещается непосредственным надавливанием на шток. Шприцы и нагнетатели для смазочных материалов снабжены винтовым или рычажным приводом поршня. Смазочные материалы из резервуара нагнетателем подаются к наконечнику по гибкой или жесткой трубке. Наконечник прижимают к отверстию для смазки или головке пресс-масленки. Солидолонаг-нетатель показан на рис. 125.
Консистентные смазки подают в сборочную единицу до тех пор, пока старый смазочный материал не выйдет через уплотнения и не покажется свежий. Выдавившийся смазочный материал удаляют. Если он не выходит через уплотнения, сборочную единицу разбирают и прочищают. В процессе сборки набивают смазочным материалом примерно 7з корпуса подшипника. При большем количестве увеличивается сопротивление качению. Расход смазочного материала для одного подшипника составляет примерно 1 г за смену.
Рис. 125. Рычажный солидолонагнетатель
Для смазывания закрытых зубчатых передач применяют жидкие масла, которые заливают до установленного уровня. Расход масла при картерном смазывании составляет 0,25— 0,60 г за рабочую смену на каждый килограмм залитого масла.
Открытые зубчатые передачи смазывают смазками или жидкими маслами. Так как масла стекают с поверхностей, то при их использовании периоды между смазываниями уменьшаются. Срок работы смазочного материала в открытых передачах 1—5 дней.
Цепные передачи также смазывают маслами и смазками. Для открытых передач используют масленки-капельницы с подачей 4—20 капель в минуту. В быстроходных закрытых передачах применяют картерное смазывание. Уровень масла в картере доходит до уровня пластин нижней ветви цепи. Расход масла для смазывания цепи составляет 10—30 г/ч при ручном и капельном смазывании, а при картерном —1—10 г/ч на каждый метр длины цепи.
Густой смазочный материал наносят на звездочки и цепи лопаткой. После смазывания цепь обтирают для удаления лишнего материала. На один метр цепи расходуется от 0,3 до 1,5 г/ч смазки.
Ниже приведены смазочные материалы, используемые для наиболее распространенных сборочных единиц.
Заправляют двигатели катков и асфальтоукладчиков преимущественно дизельным топливом: летом марки Л, зимой — 3. На катке ДУ-10А установлен карбюраторный двигатель, который работает на автомобильном бензине.
Основы экономного расходования топлива — правильная эксплуатация, бережное хранение, исправное состояние тары и средств заправки, организованный учет расходования. Потери значительно уменьшаются, если для заправки пользуются специально предназначенным оборудованием и приспособлениями. Топливо подвозят с баз и складов бензовозами и топливозаправщиками. При заправке машин жидкими нефтепродуктами из бочек необходимо пользоваться ручными насосами производительностью 10—15 л/мин или механизмами пневмосистемы, установленной на машине.
Заправлять машины топливом, маслами следует за пределами строящегося дорожного покрытия, так как эти жидкости, попадая на покрытие дороги, ухудшают его.
Проверку налаженной машины и оформление технической документации на ТО выполняют после проведения всех операций периодического технического обслуживания машины. При этом проверяют работу всех сборочных единиц, агрегатов и машины в целом. Опробование начинают с пускового устройства и заканчивают рабочими органами и ходовой частью с тормозами. Машину испытывают вначале вхолостую, а затем под нагрузкой. Выявленные при этом неполадки и неисправности устраняют, а сборочные единицы, агрегаты и машину в целом опробуют вторично.
Технически исправную машину осматривают, места с коррозией подкрашивают (или красят всю машину).
По окончании всех работ механик делает запись в журнале учета ремонта и технического обслуживания о проведении ТО, времени простоя в нем машины и отмечает номера замененных агрегатов и сборочных единиц.
Транспортирование машин с одного строительного объекта на другой. К месту ремонта или хранения машины перевозят на автомобильных прицепах (трейлерах), по железным дорогам, водным транспортом или они перемещаются собственным ходом.
Выбор способа транспортирования определяется дальностью перебазировки, техническим состоянием машины, массой и размерами машины, дорожными условиями, стоимостью и сроком перебазирования, наличием средств транспорта. При этом необходимо учитывать рекомендации завода-изготовителя, которые даны в инструкции по эксплуатации машины.
Своим ходом машины перемещаются только на малые расстояния. Для катков с металлическими вальцами эти расстояния не превышают 4 км, для пневмоколесных машин —20 км. Гусеничные асфальтоукладчики транспортируются своим ходом только в отдельных случаях.
Машины на гусеничном ходовом устройстве перемещаются только по грунтовым дорогам. При необходимости проезда через асфальтобетонные покрытия под гусеницы следует укладывать трапы, предотвращающие повреждение покрытия.
Перед транспортированием своим ходом машины проходят внеочередной технический осмотр.
Во избежание поломок механизмов и повреждения рабочей поверхности вальцов транспортирование катков на буксире к транспортным средствам запрещается. В некоторых случаях асфальтоукладчики перевозят на буксире.
При транспортировании своим ходом, в кузове автомобиля, на тяжеловозном прицепе, на железнодорожной платформе необходимо соблюдать установленные для каждого случая правила. Основное из них — соблюдение определенных габаритных размеров по длине, высоте и ширине. Если размеры машины превышают их, то условия транспортирования согласовывают соответственно с Госавтоинспекцией, управлением железной дороги или службой энергосбыта.
Погрузку на транспортные средства производят при наличии эстакад своим ходом, при их отсутствии —с помощью грузоподъемных кранов. Машины, не подготовленные к хранению, подвержены разрушению под действием окружающей среды. По продолжительности различают межсменное, кратковременное и длительное хранение.
Межсменное хранение входит в состав ежесменного технического обслуживания. Кратковременное хранение осуществляется в осенне-зимний период в течение до трех месяцев. Н а длительное хранение (или консервацию) машины устанавливают при отсутствии работы более трех месяцев. Как правило, на длительное хранение ставят технически исправные машины.
Машины хранят в гаражах, закрытых помещениях, на открытых площадках и под навесом. Гаражи и закрытые помещения предохраняют машины от атмосферных воздействий, но для их строительства нужны значительные денежные средства.
Площадки для хранения размещают на ровном месте, обеспечивая сток воды. Машины устанавливают таким образом, чтобы можно было выполнять техническое обслуживание и выезд любой машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание асфальтоукладчиков и самоходных катков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы