В состав работ по обслуживанию аккумуляторных батарей входят очистка их от пыли и электролита, проверка крепления батарей и наконечников проводов к выводным штырям, контроль их действия по приборам, прочистка вентиляционных отверстий элементов, проверка уровня и плотности электролита и степени заряженности элементов, корректировка плотности электролита в соответствии с сезоном эксплуатации батарей, утепление их при подготовке к осенне-зимнему периоду и снятие утепления при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации.
Загрязнение поверхности батарей и герметичность их баков проверяют осмотром. Работы по обслуживанию батарей слесари выполняют в резиновых перчатках. От загрязнения батареи очищают тканью, а электролит удаляют тканью, смоченной 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окисленные штыри зачищают шлифовальной шкуркой и смазывают техническим вазелином после закрепления на них клемм проводов. Вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов продувают сжатым воздухом и промывают в дистиллированной воде.
Рис. 66. Проверка уровня электролита в аккумуляторе:
а — уровнемерной трубкой, б — визуально; 1 — аккумуляторная батарея, 2 — защитная решетка, 3 — уровне- мерная трубка, 4 — шкала, 5 — буртик заливного отверстия
Уровень электролита в аккумуляторах проверяют уровнемерной стеклянной трубкой или визуально. Первый метод используют при проверке аккумуляторов, в заливной горловине которых нет указателя уровня.
Отворачивают пробку заливного отверстия, опускают в отверстие трубку до упора в защитную решетку, закрывают верхний конец трубки пальцем (рис. 66, а), вынимают из отверстия и определяют уровень электролита по шкале 4, имеющейся на трубке. Он должен быть выше защитной решетки на 10—15 мм. Разность уровней электролита в элементах допускается не более 2—3 мм. После проверки трубку вставляют в заливное отверстие аккумулятора и сливают из нее электролит, отняв палец.
Рис. 67. Проверка плотности электролита:
1 — трубка, 2 — ареометр, 3 — колба, 4 — груша, 5 — заливное отверстие аккумулятора
Для проверки уровня электролита визуально отворачивают пробку заливного отверстия и смотрят в него. Поверхность электролита должна быть на одном уровне с внутренним буртиком заливного отверстия (рис. 66, б), что соответствует 15 мм уровня электролита над защитной решеткой.
Если уровень электролита ниже указанного, в банки аккумуляторов доливают дистиллированную воду, а при его утечке — электролит. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности электролита, находящегося в банке. При превышении установленного уровня излишний электролит отсасывают ареометром.
Плотность электролита в аккумуляторах измеряют ареометром (рис. 67). Для этого отворачивают пробку заливного отверстия, измеряют термометром температуру электролита, сжимают рукой резиновую грушу ареометра, вставляют его наконечник в отверстие до погружения в электролит, после чего плавно опускают грушу до всплытия денсиметра.
Определив плотность электролита, вставляют наконечник ареометра в заливное отверстие банки того аккумулятора, из которого брали электролит, нажимают на грушу и выливают его.
Если плотности выше указанной, в аккумулятор доливают дистиллированную воду, а ниже — электролит плотностью 1,4 г/см3. В ней приведены данные на 1 л объема электролита, а для того чтобы определить, сколько требуется на аккумулятор, необходимо перемножить их на объем электролита, который должен быть в аккумуляторе.
Разность плотности электролита в отдельных аккумуляторах одной батареи должна быть ±0,02 г/см3.
Степень заряженности аккумуляторов проверяют путем измерения их напряжения нагрузочной вилкой (рис. 68), для чего прижимают к клеммам аккумулятора сначала одну, а затем вторую ножку вилки. Продолжительность измерения напряжения каждого аккумулятора не должна превышать 5 с. При таком порядке замера не произойдет обгорания контактов и обеспечится более высокая точность измерения.
Разность напряжения аккумуляторов одной батареи допускается не более 0,1 В. При большей разности батарею следует отправить на подзарядку. Это необходимо сделать и в случае, если батарея, предназначенная для эксплуатации летом, разряжена более чем на 50%, а зимой — на 25% и больше.
С понижением плотности электролита понижается и температура его замерзания. Об этом свидетельствуют данные табл. 11. Поэтому следует внимательно следить за плотностью электролита при эксплуатации машин в условиях низкой температуры.
Неиспользуемые батареи ставят на хранение. Сухоразряжен- ные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях с температурой не ниже —20° С в течение трех лет, а батареи с электролитом — при температурах не ниже 0° С не более 9 мес.
Рис. 68. Измерение напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой:
1 — клемма, 2 — клемма включения сопротивления, 3 — электролампа, 4 — вольтамперметр, 5 — сопротивление, 6 — ножка вилки
Перед постановкой на хранение сухоразряженных батарей необходимо герметизировать заливные отверстия, а батареи с электролитом подвергнуть контрольно-тренировочному циклу, довести плотность и уровень электролита до требуемых значений, очистить их поверхность 10%-ным раствором кальцинированной соды. В процессе хранения батарей не реже одного раза в месяц проверять степень их заряженности. При ее снижении более чем на 25% батареи подзаряжают.
Батареи, бывшие в эксплуатации, при постановке на длительное хранение подвергают консервации, для чего их полностью заряжают, сливают электролит, промывают дистиллированной водой до полного удаления электролита и заливают в них 4—5%-ный раствор борной кислоты. Хранят батареи, подвергнутые консервации, при температуре выше 0 °С.
Перед вводом в эксплуатацию батарей, находившихся на хранении, в них заливают до установленного уровня электролит, плотность которого соответствует времени года и климатическому району, в котором они будут использоваться. У новых сухораз- ряженных батарей плотность электролита должна быть на 0,02 г/см3 меньше требуемого значения для соответствующих условий.
При снятии с хранения батарей, подвергнутых консервации, сливают раствор, промывают их банки дистиллированной водой, заливают электролит плотностью 1,38—1,40 г/см3 и после часовой пропитки пластин электролитом измеряют его плотность. В таком виде батареи вводят в эксплуатацию и при очередном ТО-1 машины при необходимости корректируют плотность электролита.
Показателями исправности аккумуляторной батареи являются обеспечение прокручивания стартером коленчатого вала двигателя при его запуске, нормальная ее зарядка от генератора в процессе работы двигателя, отсутствие быстрого саморазряда и повреждений бака, вызывающих утечку электролита.
Работоспособность стартеров поддерживается очисткой их от загрязнений, подтяжкой креплений, обеспечением легкости перемещения щеток в щеткодержателях и усилия их прижатия к коллектору, очисткой коллектора и контактов включения.
Перед осмотром щеток и коллектора очищают стартер от загрязнений, снимают защитную ленту люков корпуса. После этого протирают коллектор и щетки тканью, смоченной в бензине. Загрязненный коллектор зачищают стеклянной шкуркой. Щетки “в щеткодержателях должны двигаться свободно, без заеданий, не зависать, не иметь свободного качания и не должны быть пропитаны маслом. Неплотно прилегающие к коллектору щетки притирают, после чего их вместе с коллектором продувают воздухом.
Усилие прижатия щеток к коллектору проверяют динамометром, для чего под щетку подкладывают полоску бумаги и одной рукой тянут за динамометр, закрепленный за щетку, а другой вытягивают полоску бумаги из-под щетки. В момент отрыва щетки от бумаги замечают показания динамометра.
Зазор А между торцом шестерни и упорной шайбой стартеров с непосредственным включением замеряют щупом (рис. 69). При полностью включенном положении шестерни указанный зазор у стартеров Ст 204 должен быть 1—2,5 мм, а при положении, когда включаются главные контакты (Б),— 4—5,5 мм.
Первый из указанных зазоров регулируют регулировочным винтом 1. Сначала его выворачивают, устанавливают между торцом шестерни и упорной шайбой шаблон, толщина которого равна требуемому зазору, а затем вворачивают его до упора и в таком положении завертывают контргайку.
Рис. 69. Регулирование стартера:
1 – винт регулирования зазора, 2 — винт регулирования момента включения стартера
Рис. 70. Проверка упругости пружин щеткодержателя (а) и притирка щеток генератора (б):
1 — крышка, 2 — щеткодержатель, 3 — динамометр, 4 — ротор, 5 — шлифовальная шкурка
По второму зазору проверяют правильность действия включателя стартера. Для этого устанавливают между шестерней привода и шайбой шаблон толщиной, равной минимальному зазору, и включают привод. При правильной регулировке стартер в этом положении приводится в действие. При установке шаблона, равного максимальному зазору, стартер не включается. Регулирование включателя производят регулировочным винтом на рычаге включения.
Общими операциями в обслуживании генераторов постоянного и переменного тока являются очистка их от загрязнений, подтяжка креплений и проверка правильности натяжения ремней их привода. Натяжение ремней проверяют так же, как и ремней привода вентилятора двигателя, используя для этого приспособление КИ-13918.
У генераторов постоянного тока, кроме того, проверяют состояние и высоту щеток, легкость их перемещения в щеткодержателях, усилие прижатия щеток к коллектору и состояние коллектора. Эти работы выполняют так же, как и при обслуживании стартеров. На рис. 70 показаны проверка усилий прижатия щеток к коллектору и притирка щеток. Притирка осуществляется возвратным перемещением стеклянной шкуркой, размещенной между коллектором и щеткой.
Основная операция технического обслуживания контактных реле-регуляторов — очистка от нагара их контактов и регулировка зазора между ними. Контакты очищают стеклянной шкуркой или напильником с мелкой насечкой.
Работоспособность магнето поддерживают очисткой от загрязнений, подтяжкой креплений его на двигателе, зачисткой контактов прерывателя и регулировкой зазора между контактами.
Наружную очистку магнето от загрязнений производят тканью, смоченной в бензине. Для проверки состояния контактов прерывателя снимают его крышку, тщательно протирают детали прерывателя, разводят контакты и осматривают их. Легкий нагар с контактов счищают мелкозернистой стеклянной шкуркой, а сильный нагар — напильником с мелкой насечкой. Зачищенные контакты обдувают воздухом и протирают чистой, не ворсистой тканью для удаления металлической пыли.
Для проверки зазора между контактами прерывателя магнето проворачивают коленчатый вал двигателя до полного размыкания контактов и щупом замеряют зазор. Он должен быть 0,25—0,35 мм. Если зазор не соответствует указанным значениям, его регулируют поворотом эксцентрикового винта контактной стойки прерывателя.
Если магнето снимали для его обслуживания, то установка его на двигатель П-23У производится в таком порядке. Открывают крышку люков корпуса сцепления пускового устройства и клапанной коробки двигателя, проворачивают коленчатый вал и наблюдают за клапанами первого цилиндра. Когда оба клапана закроются, проворачивают коленчатый вал дальше до совпадения метки «Заж» на торце маховика с риской на корпусе сцепления.
После этого снимают крышку прерывателя магнето, вращают его ротор до начала размыкания контактов прерывателя. В таком положении ставят магнето на двигатель и закрепляют его. В заключение ставят на место крышки люков и завертывают их крепления.
У двигателя ПД-10У перед установкой магнето снимают кожух маховика вместе со стартером, вывертывают свечу, опускают в свечное отверстие стержень до упора в поршень, проворачивают коленчатый вал за маховик до полного подъема стержня вверх и в таком положении наносят метку на стержень против верхнего края свечного отверстия. Метка соответствует положению поршня в в. м. т. После этого на стержень наносят вторую метку на 5,8 мм выше первой, устанавливают стержень в свечное отверстие, проворачивают вал в обратную сторону до тех пор, пока вторая метка стержня не совместится с верхним краем свечного отверстия. В таком положении поршень не доходит до в. м. т. на 27°.
Рис. 71. Проверка и регулирование зазора между электродами: а — измерение зазора, б — регулирование зазора; 1 — щуп, 2 — свеча зажигания, 3 — специальный ключ
Затем снимают крышку прерывателя, проворачивают ротор магнето до начала размыкания контактов прерывателя, вводят выступы на муфте опережения зажигания в пазы шестерни привода и закрепляют магнето болтами.
При сезонном обслуживании раз в год магнето снимают с двигателя и проверяют его на стенде К.И-968. Оценивают искрообразование, работу пускового ускорителя и другие показатели.
Свечи очищают от нагара чистиком из мягкого металла, смочив их перед этим бензином. После этого проверяют зазор между электродами с помощью круглого щупа (рис. 71). Эта форма щупа применяется из-за неравномерности износа электродов. Нормальный зазор между ними 0,6—0,7 мм. Регулируют зазор подгибанием только бокового электрода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание электрооборудования машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы